Железнодорожный вокзал, часть 1. Историческая справка

Jan 22, 2016 17:43

Железнодорожный вокзал станции "Челябинск-главный" далеко не ровесник городу, однако повидал он на своём веку немало - потоки пересененцев, строителей Магнитки, эшелоны эвакуации, покорителей целины, и ещё очень много чего. Самое первое здание железнодорожного вокзала в Челябинске было построено в 1892 году, в аккурат к открытию движения по только что достроенному отрезку Самаро-Златоустовской железной дороги. Эта постройка была деревянной, и ни одной её фотографии, к сожалению, не сохранилось. В. Боже называет ее просто "большой деревянный барак". В музее ЮУЖД имеется лишь вот такая картина, изображающая прибытие в Челябинск первого поезда 25 октября 1892 года, однако данное изображение вряд ли стоит рассматривать как исторически достоверное.




Сколько простояло это здание и когда оно было снесено, неизвестно. Но известно, что в конце октября того же 1892 года было введено в эксплуатацию одноэтажное кирпичное вокзальное здание, которое теперь принято называть "старым вокзалом". Автор проекта мне неизвестен, однако непохоже, чтобы этот проект был типовым, поскольку вокзальная архитектура того времени сильно различается по всему Транссибу. В торце здания находились помещение дежурного по станции, телеграф, помещение для пассажиров 3-го класса и кассы, в правом - почтовое отделение, в центре - багажное отделение, рядом - зал для пассажиров 1-го и 2-го классов с рестораном и кассой.


[2]


[3]


[4]


[5]

Такое упоминание о челябинском вокзале можно найти в "Путеводителе по Уралу" 1902 года издания:

Челябинский вокзал с самого своего основания был притчею во языцех: по тесноте, грязи, вопиющим неудобствам для пассажиров ему не было равного на всех дорогах. В 1897 году вокзал расширили - здание значительно удлинили, но помещения все же далеко не достаточно для такого огромного числа пассажиров. которые здесь скапливаются.


[6]


[7]


[8]


[9]


[10]

Пассажиры 4-го класса обслуживались в отдельно стоящем деревянном здании. Если взглянуть на дореволюционную открытку с его изображением, то эта постройка располагалась примерно на том месте, где теперь находится новый вокзал. Просуществовала она до 1909 года.


[11]


[12]

Панорама вокзала со стороны Порт-Артура.


[13]
[кинохроника]

После образования в 1934 году Южно-Уральской железной дороги здание вокзала было капитально реконструировано (открылось в мае 1935). Был надстроен второй этаж, полезные площади увеличились вдвое. Однако площадей все равно не хватало.

Из воспоминаний ветерана Л.А.Зверевой:

Вокзальное здание, каким его видел В.И.Ленин, существовало до 1933 года. Это было низенькое, одноэтажное, неудобное с малым количеством подъездов здание. На привокзальной площади стояли извозики, не было троллейбусов, трамваев. Кассовый зал был расположен в садочке - длинное деревянное помещение. Вокзал и кассовый зал были забиты народом. Народу много, поездов мало. [...] Начинается реконструкция. Надстраивается второй этаж (1933-1936). В обслуживании пассажиров остается много старого. Прибытия и отправления поездов оповещались звуком колокола. Чемоданы взвешивались на весах. По вокзалу ходили дежурные и громко объявляли расписание поездов, т.к. многие пассажиры были неграмотны и не могли читать. Вокзал стал удобнее, красивее. Была оборудована комната матери и ребёнка, комната для курортников, а также комната для членов правительства.

Ещё одна маленькая, но интересная деталь, связанная с реконструкцией тридцатых годов. О. Кудзоев и А. Ваганов в книге "Скульптурная летопись края" пишут следующее: "Известно, что Т. Щелкан оформила кариатидами несущие элементы в здании старого железнодорожного вокзала (к сожалению, эти кариатиды не сохранились)". Т. Щелкан-Руденко - это известный челябинский скульптор, автор скульптуры "Маленький Ленин", а кариатиды - это архитектурные элементы, колонны или пилястры, выполненные в виде ростовых скульптур. Насколько мне известно, ни одной фотографии этих кариатид не сохранилось. У меня есть подозрение, что они даже и не устанавливались в здании вокзала, если и были выполнены. И если не ошибаюсь, в нашем городе кариатид за всю историю не было больше нигде, ни на одном из зданий.


[14]

В конце пятидесятых стало понятно, что вокзал не справляется с существующим пассажиоропотоком, поэтому встал вопрос о строительстве нового здания. Проектированием нового вокзала для Челябинска, теперь уже крупного промышленного центра, занимался институт "Киевгипротранс" - архитекторы Л.М.Чуприн, В.Грищенко, С.Крушинский, инженеры Г.Сидамонидзе, Б.Березинский. Этот проект был во многих отношениях революционным для транспортной архитектуры того времени. Здание представляет собой монументальный объем без громоздких несущих стен, со сплошным остеклением главного фасада и тремя полусферческими фонарями, связанный с высотным зданием гостиницы. Кстати, главный архитектор челябинского проекта Леонид Чуприн до этого проектировал железнодорожный вокзал в Софии.

Строительством начиная с 1960 года занимался строительно-монтажный поезд №150 Южуралтрансстроя. Объект собирался из типовых блоков промышленных и жилых построек, отсюда его беспрецедентная дешевизна. Новое здание было введено в эксплуатацию 5 ноября 1965. Полезная площадь составила 16 тыс. кв. м, единовременная вместимость - до 6 тыс. пассажиров. За сутки он мог пропустить через себя 50 тыс. пассажиров. В 1982 г. старое здание вокзала, где расположились служебные кабинеты станции "Челябинск-главный", вошел в государственный реестр культурного наследия. В 1985-88 оформление фасада дополнено витражами на втором этаже, выполненными по проекту ленинградских художников А.Королева и В.Буканова.


[15]


[16]


[17]


[18]
[фото: Олег Агеев]


[19]

Уникальность проекта заключалась ещё и в том, что впервые в стране здесь была реализована концепция "транспортного узла", то есть железнодорожный вокзал был совмещен с автовокзалом. Многие помнят, что автоаокзал находился в левом крыле нового здания, а посадочные зоны - на площади перед старым зданием вокзала.


[20]
[фото с сайта "Челябинский автобус"]

Пригородные кассы до начала строительства нового здания находились вороде бы где-то на месте его левого крыла.


[21]
[фото из архива А.Чернова, май 1961 г.]

После постройки нового здания рядом с ним появился "пригородный павильон" (пущен в эксплуатацию в 1966 году). В настоящее время снесён, на его месте находится сквер с фонтаном.


[22]
[фото отсюда, август 2007]

Церковь Смоленской Божьей Матери появилась на привокзальной площади в 2004.


[23]

В 1999-2005 годах производилась комплексная реконструкция вокзала.

В июле-ноябре 1998 г. было проведено обследование всех блоков вокзального комплекса институтом «Челябжелдорпроект» и ОАО «Уралниистройпроект». Согласно материалам «Технических заключений по обследованию несущих и ограждающих конструкций здания станции Челябинск-Главный», несущие конструкции блоков «А» и «Б» здания находились в неудовлетворительном и частично аварийном состоянии, своды-оболочки были перегружены. Это вызвало необходимость проведения специальных работ по усилению несущих конструкций здания: монолитных, железобетонных прогонов пролётами 24, 12, 6 метров, колонн, частично плит перекрытия подвала, замене покрытия сводов-оболочек на облегчённое, замене железобетонных плит покрытия на усиленные железобетонные плиты по подземному тоннелю вокзального комплекса. В неудовлетворительном состоянии находились и существующие инженерные сети, а технология железнодорожного вокзала не отвечала современным нормам и требованиям по обслуживанию пассажиров. Ограждающие конструкции не отвечали действующим нормам энергосбережения. Согласно Генеральному соглашению о взаимодействии МПС РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению устойчивой работы предприятий железнодорожного транспорта от 01.02.1995 г. и соглашению о взаимодействии между МПС РФ и администрацией Челябинской области от 13.10.1997 г., было определено долевое финансирование работ по реконструкции железнодорожного вокзала станции Челябинск в размере 50 %. В августе 1998 г. был проведён тендер на исполнение контракта «Реконструкция железнодорожного вокзала станции Челябинск», включавшего разработку проектной документации и выполнение строительномонтажных работ. Были приглашены 16 ведущих строительных российских и иностранных фирм. Комитет по архитектуре и градостроительству Челябинска, Тендерный комитет и Управление ЮУЖД рассмотрели предложения 7 фирм. В результате победителем была объявлена югославская фирма «Neimar Engineering». В разработанной проектно-технической документации предусмотрено:

• усиление несущих конструкций здания;
• изменение внутренней планировки с разграничением зон обслуживания пассажиров; группировка служебных помещений в функциональные группы, изолированные от помещений, предназначенных для пассажиров; создание условий для обслуживания инвалидов (лифты, номера в гостинице); выделение места для устройства коммерческих киосков и магазинов;
• перепланировка помещений гостиницы для создания более комфортных условий проживания; оборудование банкетного зала на 9 этаже и дополнительной эвакуационной лестницы; на 4-м этаже устройство 4-х номеров «люкс», на 5-м этаже - 2-х номеров «апартаменты»;
• установка 2-х эскалаторов, лифта для инвалидов (подъём на конкорс) и лифтов для инвалидов на платформах;
• полная замена всех внутренних инженерных сетей;
• замена всех существующих металлических витражей на двухкамерные стеклопакеты в переплётах из анодированного алюминия;
• утепление существующих стеновых панелей с наружной стороны минераловатными плитами с последующей их штукатуркой цементным раствором по сетке-рабице и арматурной сетке с последующим покрытием отделочными материалами;
• полный ремонт кровли с укладкой теплозащитного слоя из жёстких минераловатных плит и заменой покровного пришедшего в негодность рубероидного слоя на 2 слоя бикроэласта на горизонтальных поверхностях и куполах с дополнительным покрытием сводов куполов медными кровельными листами «тегола»;
• замена существующих полов.

Разработанная проектно-сметная документация прошла экспертизу в МПС РФ / указание № С-22У от 03.03.1999 г., заключение МПС № ЦУЭП-16/7 от 03.03.1999 г. / и в управление государственной вневедомственной экспертизы администрации Челябинской области / заключение № 658/2 от 29.12.1999 г. / и утверждена со следующими показателями (вся информация из справки по реконструкции здания железнодорожного вокзала станции Челябинск):

• площадь застройки - 6789 кв. м;
• общая площадь по всем этажам - 21023 кв. м;
• полезная площадь здания - 17429 кв. м;
• строительный объём - 100267 куб. м;
• расчётная стоимость - 6 тыс. пассажиров.

С 1999 г. (по инициативе начальника дороги И.П. Воробьёва) была проведена комплексная реконструкция вокзала по проекту фирмы-победителя (главный инженер проекта - директор представительства Р. Одалович, главный архитектор проекта З. Жункович, проектирование интерьеров - архитекторы Т. Янкович, Ж. Олячич, П. Йович, С. Шумаков, Н. Адайкина, Н. Митрофанова, С. Свентицкая, А. Фитковский). В ходе реконструкции без изменения пропорций и размеров здания производилось усиление конструкций, была выполнена новая наружная отделка, прежний кровельный материал заменён металлочерепицей (медной). Обновлённое здание приняло пассажиров в год 70-летия со дня образования Челябинской области и ЮУЖД. 24 августа 2004 г. вокзал торжественно открывали первый президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев, полномочный представитель президента в УрФО П. Латышев, губернатор Челябинской области П.И. Сумин. На церемонии открытия присутствовали начальники дороги, возглавлявшие её в период с 1969 г.: Ф. Шулешко, В. Гинько, И. Воробьёв, А. Целько, Ю. Дьяконов, А. Левченко. Существенно обновлён интерьер: вместо бетона и штукатурки унылых тонов использована плитка из отделочного камня с металлическими вставками. Стала другой и система освещения здания: вместо прожекторов в центре куполов применены угловые светильники отражённого света. А также появилась наружная подсветка. На центральной лестнице установлен фонтан с каменным шаром, вращаемым потоками воды. В правом крыле помещения организован зимний сад с декоративным прудом. Стены залов ожидания украсили гравюры златоустовских мастеров, рассказывающие об истории железных дорог и города Челябинска. Последняя реконструкция продолжалась 6 лет. Было потрачено 600 млн рублей.


[24]
[Реконструкция вокзала, май 1999]


[25]
[Реконструкция вокзала, май 1999]

В декабре 2005 г. закончен 3-й этап. Открыто обновлённое 9-этажное здание. Компания «РЖД» выделила 100 млн рублей на финансирование этого проекта. Реконструкцию провели специалисты строительно-монтажного поезда № 11 ЮУЖД. На первом этаже расположен сервис-Центр. Наиболее популярно у пассажиров бронирование и оформление проездных билетов. Здесь можно отправить факс, зарезервировать место в гостинице, получить справочную информацию о городе. Есть компьютерный зал на 6 мест. В сервис-центре есть также зал для приёма делегаций и помещение для переговоров. На остальных этажах здания оборудованы комнаты отдыха для пассажиров. Во время строительных работ функцию гостиницы выполняли 3 вагона, стоявшие на первом пути. Сейчас в привокзальной гостинице могут разместиться 90 пассажиров. Номера рассчитаны на одного, двух или трёх человек. Есть 4 номера «люкс», 5 комнат матери и ребёнка и 2 номера для людей с ограниченными возможностями. Все номера по уровню комфорта и дизайнерскому оформлению отвечают современным требованиям. В них установлены телефоны, радио и телевизоры, принимающие спутниковые программы. Работают противопожарная система и климат-контроль. У каждого номера свои особенности. Так в комнатах для гостей с ограниченными физическими возможностями широкий дверной проём, просторный санитарный узел и душевая, большая кровать. В «люксах» установлены ванные, мини-кухни, обеденная зона и мягкие диваны. Каждый из 4-х номеров повышенной комфортности выполнен в различной цветовой гамме. Стоимость проживания в комнатах отдыха ниже, чем в гостиницах города, например, цена «люкса» - 800 рублей в сутки. Есть в новом здании кафе, бар, ресторан. Кафе «Обозрение» находится на последнем этаже, откуда открывается потрясающий вид на центральную часть Челябинска. На последней стадии строительства вокзал посетил президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин, отметив, что челябинский вокзал имеет все шансы стать культурным центром города. Пассажиры вокзала как бы невзначай останавливаются посередине зала, в самом центре звезды, выложенной на полу, и начинают притопывать, потому что от звезды разносится редкой красоты эхо. Челябинская звезда прославилась на весь свет - со всех концов света стали сюда наведываться музыканты, чтобы поиграть, послушать эхо и тут же его записать. Очаровывает вокзал фирменными атрибутами: галереей Златоустовской гравюры на стали, зимним садом, музеем камней. Для отделки было использовано 25 тыс. кв. м. камня. Это мрамор, гранит, змеевик, с ювелирной точностью подобранные по цвету и фактуре. Только гранита присутствует более 10 сортов с многочисленными оттенками. Его доставляли со всего Урала и из Башкирии. Камень зелёного оттенка, хи-бинит, привезли из Мурманской области, а благородный габбро - из Карелии.

Тогда же на стенах вокзала появились златоустовские гравюры на стали, изображающие историю строительства и развития Транссибирской магистрали.Гравюры разбиты на 4 тематические группы. На первой группе изображено строительство Транссибирской магистрали и приезд царя Николая II, который является основателем и руководителем начала строительства магистрали. Вторая группа отображает фрагменты работы железной дороги. Вклад Урала в победу в Великой Отечественной войне изображен на третьей группе гравюр, и последняя группа показывает картины нашей жизни.

Всего в здании железнодорожного вокзала четыре фонтана.

Фонтан возле входа называется «Каменный цветок». Он искусно отделан змеевиком, похожим на пятнистую шкуру рептилии. За счёт оригинальной подсветки создаётся иллюзия блеска уральских самоцветов. В центре фонтана «Шар», самого маленького фонтана, находится большой шар из гранита, который крутится на струе воды. Он призван уверить пассажиров в собственных силах - любые преграды можно сдвинуть на жизненном пути. Не случайно фонтан расположен на лестнице, ведущей на второй этаж. Гордостью вокзала стал фонтан, украшенный статуей «Россия», выполненной мастерами города Касли. В 1900 г. для Всемирной выставки в Париже уральские умельцы вместе со знаменитым чугунным павильоном изготовили большую коллекцию художественного литья. Была там и скульптура Николая Лаврецкого «Россия». Президент Франции Эмиль Лубо выложил баснословную сумму, чтобы все экспонаты каслинских мастеров приобрести для республики. Согласие на продажу было получено, но без «России». Торг был долгим, но ответ один: «Россия не продаётся». Сегодня эта дева, закованная в доспехи, - точная копия той, парижской. Она символизирует собой русскую державу, охраняя покой граждан. Женщину из меди часто приходится чистить, т. к. она покрывается грязно-зелёным налётом. В другой, самый большой фонтан можно побросать монетки - так хочется вернуться на этот удивительный вокзал и в этот замечательный город.

Что представляет собой железнодорожный вокзал сейчас: это залы ожидания на 400 посадочных мест, более 20 касс, детский игровой зал и изолированные комнаты для мам с грудными детьми. В высотной части здания находятся гостиничные номера на 90 мест, в том числе 4 люкса, 7 повышенной комфортности, для пассажиров с детьми и специально оборудованные номера для инвалидов.

Последняя реконструкция старого здания вокзала производилась летом 2010.


[26]

Осталось добавить пару слов о мемориальных объектах, установленных на вокзале.
Во-первых, это мемориальная доска Гарину-Михайловскому на старом здании вокзала. Установлена в 1972, в девяностые была уничтожена, заново восстановлена в нулевые.


[27]

В 1957 г. на стене вокзала появилась мраморная мемориальная доска, повествующая о драматических событиях: «На территории станции в 1918 г. белыми был зверски убит Васенко Евдоким Лукьянович». Почему-то никак не найду фото этой мемориальной доски.

Другой знаменательный эпизод тоже увековечили в мраморе. Это бой за станцию Челябинск летом 1919 г. Командир 242-го полка 27-й дивизии красноармейцев Степан Вострецов провёл успешную операцию, ворвавшись на станцию и отрезав отступлении сил армии Колчака. Было захвачено 32 паровоза, 3 тысячи вагонов с военным имуществом и бронепоезд. За героизм Вострецов удостоился ордена Красного знамени. Спустя 55 лет на стене бывшего вокзала появилась доска с барельефом.


[28]

22 апреля 1970 г. на здании вокзала была установлена мемориальная доска: «В феврале 1897 г. по пути в сибирскую ссылку и в феврале 1900 г. при возвращении обратно В.И. Ленин проезжал через станцию Челябинск».


[29]

А эта мемориальная доска установлена в 2004.


[30]

Источники:
Экпозиция и фонды музея ЮУЖД
"Путеводитель по Уралу", 1902
"Историческая справка вокзала Челябинск", ОАО РЖД
Шишов К., "Магистраль в будущее", Автограф, 2012
"История моего города", 1 изд., издательство ЧГПУ, 1999
"Челябинск" (набор открыток), Крокус, 2005
Кудзоев О.А., Ваганов А.С. "Скульптурная летопись края", ЮУКИ, 1989
Боже В. "И Вуд, и Столыпин, и Ленин" // Челябинский рабочий
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=4895
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=740273
http://bankrabot.com/part2/work_51921.html
http://uralpress.ru/news/2010/11/02/chelyabinskiy-zheleznodorozhnyy-vokzal-otmechaet-45-letie
http://www.zdt-magazine.ru/publik/history/2007/aprel07.htm

челябинск, архивное

Previous post Next post
Up