Всё-таки считаю, что по фотогеничности Челябинск явно проигрывает многим другим городам. Я конечно стараюсь (как и все фотографы) выделить яркие моменты из мрака повседневности, но таки да, усилий это требует. У нас проще застрелиться, чем найти достойный ракурс для "открыточного" снимка. Да и то, если найдёте - в кадре обязательно будет либо мусор, либо провода, либо ещё какая-нибудь зараза. У меня со временем даже оформилось что-то вроде антирейтинга вещей, которые больше всего раздражают в кадре. Это не для того, чтобы пожаловаться, а просто размышления по поводу городской фотографии.
1. Свинцовое небо
На мой взгляд, это самый провальный тип освещения - как ни вытягивай, фотография всё равно останется унылой. В какой-то мере спасает положение только перевод в ч/б (а вы думали, я это из эстетских побуждений делаю?). Причём климат у нас такой, что если небо затянуло, то это надолго. Про красивые фотки можно забыть, а заодно и про хорошее настроение.
Кто виноват? Климат. Что делать? Валить в солнечную Испанию Ничего.
2. Грязь
Лужи сами по себе не отвратительны. Отвратительны грязные лужи, и грязь.
Кто виноват? Наверное, это какие-то стандарты или СНИПы, по которым уровень газона всегда делают выше уровня тротуара или проезжей части. В результате, дождик прошёл - вся грязь потекла на асфальт. Если бы была ливневая канализация, то всю грязь смыло бы в неё. Но ливневка есть далеко не везде, причём на тротруарах её нет по определению. Что делать - изменить что-то в масштабах города потребует таких затрат, что наверное, ничего не сделать.
Вот ещё пример - свеженакатанный асфальт и уже с налётом грязи. Помимо газонов, есть ещё масса разных причин, почему так грязно - городок у нас степной и поэтому пыль летит постоянно, автомобили паркуются на газонах и растаскивают грязь по всему городу, ну и так далее. Печальный факт в том, что грязь фотошопом не вычищается.
3. Мусор
Ладно бы где-нибудь на отшибе, на городской окраине, вдоль загородной трассы - там тоже приятного мало, но в самом центре города? На газонах, на клумбах, на тротуарах? Вот в этих красивых вазонах, которые по сути должны украшать город? Пивная бутылка, оставленная кем-то перед памятником, точно испортит снимок. Честно, уже устал убирать мусор перед каждым кадром, теперь предпочитаю фотошопить.
Кто виноват? Это мы с вами, городские жители - не конкретно вы или я, но некоторые из нас. Что делать? Да не мусорить просто.
4. Реклама
Помните, как при социализме было? "Летайте самолётами Аэрофлота", "Смотрите в кинотеатрах города", "Пейте чёрный кофе". Реклама была элементом городской среды, каждая рекламная инсталляция была достопримечательностью, и даже наглядная агитация КПСС, которую никто никогда не читал, как-то скрашивала унылую городскую архитектуру. Зато теперь полный порядок - весь город увешан коммерческой рекламой, а ценность её упала ниже плинтуса. Каждый торговый ларёк норовит украсить фасад своей яркой и красочной вывеской, а всё вместе это почему-то воспринимается как полная безвкусица. И уж конечно, вся эта шанхайщина фотогеничности историчесчкому зданию не прибавляет. Иногда количество рекламы просто зашкаливает, удивительно ли после этого, что реклама воспринимается как визуальный мусор, утрачивая по сути свою главнейшую роль - привлечение внимания, продвижение продукта?
Кто виноват? Не знаю. Что делать? Не знаю.
Бигборды и растяжки - особая статья. Чрезвычайно эффективный способ испортить любой городской вид. В отличие от баннеров на стенах, эти виды рекламы заслоняют всё что только можно. Хотите сфотографировать какое-то здание - потрудитесь для начала найти ракурс, в котором это здание не перекрывает какая-нибудь растяжка. Причём не факт, что вам это удастся, а если удастся, то не факт, что это будет удачный ракурс для самого здания.
5. Столбы
Помимо всего прочего, реклама - это очень часто ещё и дополнительные опоры, перекрывающие обзор. Ладно бы ещё просто лишние опоры (как, например, понадобились для установки растяжки на следующем снимке), но почему они сплошь и рядом устанавливаются вкривь и вкось? В принципе сами по себе опоры, столбики, фонари - это не так уж плохо, в определённых условиях они способны создать на фотографии выразительный ритмический рисунок. Но не в данном случае, когда все столбы торчат вразнобой. Там, где этот "пьяный лес" попадает в кадр, хорошего снимка не будет.
Кто виноват? Не знаю. Что делать? Не верю, что что-то изменится. Искренне удивляюсь, как их умудряются ставить строго вертикально в европейских городах.
6. Провода
Провода, хаотично проведенные поверху, способны испортить любой кадр, каким бы хорошим ни был вид. Найти другой ракурс у меня уже давно не получается - если отойти в сторону, то там будут другие провода. Ну ладно бы на окраинах, у нас кое-где целые ЛЭП между жилыми домами проходят, но и весь центр тоже где только можно обвешен этими проводами. Опять же, найти нормальный ракурс для снимка - иной раз это целая проблема.
Кто виноват? Еманжелинские кабельщики :) Что делать? Я считаю, этим нужно заниматься на уровне муниципалитета, ну хотя бы на Кировке убрать это безобразие - ведь гости города сюда идут фотографироваться, неужто не стыдно за свой город?
7. Машины
Раньше фотограф специально стоял и ждал, пока по улице проедет автомобиль, чтобы сделать снимок чуть поживее и чтоб было похоже на город. Теперь же можно десяток минут простоять на улице, пока трафик станет хоть чуть-чуть пореже. Да и то приходится делать не меньше 3-4 дублей, чтобы поймать момент, когда никто не загораживает предмет съёмки. Чисто эмоционально - иногда просто выбешивает :)
Кто виноват? Автосалоны и автошколы :) Что делать? Валить в деревню Ничего.
8. Долгострои
Вот это реальный бич. В историческом центре у нас где ни начни снимать - либо руины какие-нибудь, либо десятилетние недострои. Понятно, что город постоянно строится и ничего с этим не поделаешь, но недострои, портящие пейзаж десятилетиями, с годами изрядно надоедают. Особенно если это какое-нибудь козырное место вроде заречной набережной.
Кто виноват? Застройщики :) Что делать? Муниципалитет вроде взялся за эту тему и кое-где дело сдвинулось с мёртвой точки, но кое-где движения так и нет.