Монография В. Казанцева, которую я уже упоминал, имеет длинное и почти ничего не говорящее название "Совершенствование организации транспортно-пешеходных коммуникаций на основе использования подземного и наземного пространства города Челябинска", но на самом деле речь в ней идёт в основном о прошлом, настоящем и будущем челябинского метростроя. Надо сказать, работа получилась достаточно многогранной, некоторые разделы будут интересны и понятны лишь специалистам, но вместе с тем вся история изложена очень подробно, со всеми фактами, документами и чертежами. Поэтому я решил сделать выжимку для почтенной публики, но даже и она получилась довольно объёмной. Автор доводит историю до 2009 года (год выхода монографии), что было дальше - нам и так известно (кто не знает, можете почитать, например,
ветку на форуме SSC - она как раз начинается с февраля 2009).
История строительства Челябинского метрополитена
Впервые о строительстве метро в городе Челябинске заговорили в конце 60-х годов XX века, в далёкое советское время. В 1967 году при разработке генерального плана города Челябинска встал вопрос о необходимости ускорения пассажирских перевозок (рис. 2.1). В генеральном плане, разработанном специалистами Главного управления архитектуры и градостроительства г. Челябинска и институтом «Челябинскгражданпроект», в одном из разделов говорилось:
1) создание новых магистральных улиц, освобождение центра от транзитных потоков и грузовых автомобилей, строительство новых мостов и путепроводов, строительство Челябинской кольцевой автодороги (большого кольца), которая, минуя жилую территорию, свяжет все внешние направления;
2) строительство городских скоростных дорог меридионального и широтного направлений (Новомеханическая, Чайковского, Меридиан);
3) в перспективе основной вид общественного транспорта - метрополитен.
Многое из того, что намечалось в генеральном плане 1967 года, сегодня стало действительностью, большинство позиций генерального плана выдержало проверку временем. Да Челябинску необходим новый вид транспорта - метрополитен. В генплане города предложен вариант метрополитена, состоящий из двух линий. [...] Согласно первому проекту, метро должно было появиться в Челябинске до 1980-го года.
[Рис 2.1. Схема первого варианта трассы метро. Генеральный план г. Челябинска 1967 год]
Схема первого варианта метрополитена включает две линии (см. рис. 2.1):
1) ЧТЗ - Площадь Революции - ЧПИ - Северо-Запад - ЧМК;
2) ЧТПЗ - Вокзал - Площадь Революции - Теплотехнический институт - Северо-Запад.
В 1971 году московскому институту «Гипрокоммундортранс» Министерства коммунального хозяйства РСФСР поручается выполнить проект комплексной схемы развития всех видов городского транспорта города Челябинска. Два раздела схемы - магистрали и улицы, грузовой транспорт - выполнялись коллективом дорожно-транспортного отдела института Челябинскгражданпроект. [...] Схема определила максимальные пассажиропотоки, их количество в часы пик, а также основной вид скоростного пассажирского транспорта - метрополитен. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР и Министерства автомобильного транспорта в феврале 1977 года схема была утверждена.
Для Челябинска метрополитен, как скоростной городской вид транспорта, определен окончательно проектом «Комплексной схемы развития всех видов городского пассажирского транспорта» - (КТС), разработанного в 1974 году московским институтом «Гипрокоммундортранс» по заказу Министерства коммунального хозяйства РСФСР. Комплексной транспортной схемой города рекомендован вариант метро с тремя линиями (рис. 2.2).
[Рис. 2.2. Схема второго варианта трассы метро в г. Челябинске (КТС), разработанного в 1974 году московским институтом "Гипрокоммундортранс"]
Второй вариант метрополитена состоит из трёх линий:
1) ЧМК - Площадь Революции - Вокзал - ЧТПЗ;
2) ЧТЗ - Площадь Революции - ЧПИ - Северо-Запад;
3) АМЗ - Вокзал - Комсомольская площадь - Северо-Восток.
Первоочередной линией из трех рекомендованных, определена линия ЧТЗ - Северо-Запад с девятью станциями заложения: «Тракторозаводская», «Комсомольская площадь», «Проспект им. В.И. Ленина», «Площадь Революции», «Торговый центр», «Проспект Победы», «Курчатовская», «Молодежная», «Северо-Западная».
Определен 1-й пусковой участок, состоящий из 6 станций с перегонными тоннелями от ст. «Тракторозаводская» до ст. «Проспект Победы» с устройством ветки в электродепо и оборотных тупиков за станциями «Тракторозаводская» и «Проспект Победы».
29.09.1976 г. КТС прошла экспертизу Госплана СССР.
20.10.1976 г. г. Челябинск стал городом с миллионным населением.
19.11.1976 г. Госпланом СССР направлено письмо в Совет Министров СССР и МПС о необходимости строительства метрополитена в Челябинске.
11.02.1977 г. КТС утверждена совместным приказом Минкомхоза и Минавтотранса РСФСР за № 50/7.
7.04.1980 г. на имя председателя Совмина министров СССР Косыгина А.Н. направляется (по просьбе руководства области Воропаева М.Г. и Куракина Е.Ф.) письмо. Данное письмо подписали председатель Совмина РСФСР М. Соломенцев, министр путей сообщения СССР И. Павловский и министр транспортного строительства СССР И. Соснов с убедительными доводами необходимости проектирования и строительства метрополитена. В государственный план экономического и социального развития на 1981-1986 годы, было включено строительство метрополитена в Челябинске. Так, в числе 22-х городов страны, в разработанной в 1982 году институтом «Метрогипротранс» «Схеме развития и размещения метрополитенов на период до 2000 г.», томом 20-м, даны обосновывающие материалы о необходимости строительства метрополитена в Челябинске.
В 1982 году «Метрогипротрансом» была выполнена «Схема развития и размещения метрополитена на период до 2000 года» (рис. 2.3).
В июле 1983 года в город Челябинск приезжают москвичи: директор института «Метрогипротранс» Луговцов А.С., начальник отдела изысканий и трасс Сославский С.И. -ныне директор этого института, и главный инженер проекта Рыжов В.А.
После объезда предполагаемой трассы метро вместе с руководством города, Управлению благоустройства города, которое возглавлял Агарков Ю.В., было дано задание заказать Южно-Уральскому тресту инженерных изысканий, которым руководил Сурков Р.И., предварительные изыскания по трассе метро.
В 1984 году были определены проектировщик - «Метрогипротранс» и заказчик строительства - Управление благоустройства. В силу большой загруженности института «Метрогипротранс» проектирование метрополитена Челябинска приостанавливается. Первые руководители города (Кривопуск В.А., Сумин П.И.) обращаются в правительство с настойчивой просьбой продолжать работы, и как результат, продолжить проектирование метрополитена г. Челябинска поручено институту «Ленметрогипротранс» (Кулагин Н.И., Салан А.И.).
[Рис. 2.3. Схема третьего варианта транссы метро: "Схема развития и размещения метрополитенов на период до 2000 года в городе Челябинске", разработана в 1982 году "Метрогипротрансом"]
В этот же период в горисполкоме введена должность Заместителя председателя горисполкома по транспорту и связи (Аржевитин Г.И.), на которого возлагаются обязанности координации работ по проектированию метрополитена. Была создана команда, в которую вошли Сумин П.И., его заместитель Аржевитин Г.И., начальник Челябинского филиала комплексного отдела института «Ленметрогипротранс» Шлейков Б.И., начальник Управления благоустройства горисполкома Агарков Ю.В., заместитель начальника Управления благоустройства горисполкома Ваганов В.И. и ряд других специалистов. Они добились того, чтобы строительство метрополитена в Челябинске прошло экспертизу Госплана СССР, вошло в постановление Совета Министров СССР.
В 2000 году челябинцы должны были проехать по 1-й линии метро - скоростного рельсового подземного пассажирского транспорта с большой эксплуатационной скоростью до 45 км/ч и эффективностью до 60 тысяч пассажиров в час в одном направлении. Челябинск вошел в число 22 городов страны, в которых было запланировано строительство метро. Из рекомендованных 3-х линий метро была определена в качестве первоочередной линия ЧТЗ - Северо-Запад с 8 станциями: Тракторозаводская, Комсомольская площадь. Площадь Революции, Торговый центр. Проспект Победы, Курчатовская, Молодёжная и Северо-Западная. Интересно, что на стадии разработки ТЭО рассматривались следующие варианты трассирования 1-й линии метрополитена размещения отдельных станций. Так линия метрополитена от ЧТЗ должна была пройти вдоль проспекта им. В.И. Ленина до Алого поля, где поворачивала на север. Станция «Площадь Революции» предполагалась находиться непосредственно на Площади Революции, на глубине 25-30 метров с выходами на улицу Воровского (полукруглое здание) и на улицу Цвилинга. Должна быть дополнительная станция метро «Алое поле» с выходом на проспект Ленина, а станция метро «Торговый центр» должна находиться с западной стороны Торгового центра.
В 1984 г. «Схема развития и размещения метрополитенов на период до 2000 г.» согласована Госпланом СССР, протоколом № 51 в разделе «б» назван метрополитен г. Челябинска.
По инициативе 1-го заместителя председателя Челябинского облисполкома (1984-1987 годы) в 1985 году было принято очень важное для дальнейшего развития г. Челябинска постановление Совета Министров СССР № 835 от 3 сентября 1985 года «О мерах по дальнейшему развитию в 1986-1990 годах городского хозяйства города Челябинска». Это постановление позволило не только развивать городское хозяйство нашего города, но самое главное позволило проектировать и строить метро в г. Челябинске.
В 1986 Управлением благоустройства горисполкома города Челябинска были заказаны Южно-Уральскому тресту инженерно-строительных изысканий Госстроя РСФСР. [...] Началась активная подготовка исходных данных для разработки технико-экономического обоснования строительства. Координация работ по подготовке к строительству поручена заместителю председателя горисполкома Аржевитину Г.И., в рабочую группу вошли Гехтман Б.Е., Аксёнов Н.В. и многие специалисты института Челябинскгражданпроект.
Очень интересные решения были приняты в 1987 году по Челябинскому метрополитену. Начнём с письма № 498 от 03.04.87 г. Исполнительного комитета Челябинского областного совета народных депутатов институту Челябинскгражданпроект и Челябинскому горисполкому о выполнении проектных работ сверх установленного лимита: «В соответствии с письмом Госплана СССР № СВ-1577/47-631 от 29 октября 1986 года Челябинский облисполком поручает институту Челябинскгражданпроект выполнить в 1987 году дополнительные работы по метрополитену в объёме 100 тыс. рублей сверх установленного плана. В случае появления свободного лимита за счёт уменьшения стоимости по исполнительным сметам объектов союзных и республиканских министерств. при корректировке тематического плана по состоянию на 15 августа т. г. будет рассмотрена возможность включения указанной работы в план института».
Это письмо показывает на активную работу Исполнительного комитета Челябинского областного совета народных депутатов с Госпланом СССР. Другим документом является задание на разработку транспортных узлов 1-й линии метрополитена в г. Челябинске. Я хочу обратить внимание, что в это далёкое советское время Исполнительный комитет Челябинского областного совета народных депутатов и Челябинский горисполком по вопросу проектирования и строительства метрополитена в городе Челябинске работали дружно как одна команда. Прошу обратить также внимание на сроки выполнения основных положений по проектированию для выполнения технико-экономического обоснования при разработке транспортных узлов по 1 линии метрополитена в г. Челябинске. Все эти работы были выполнены головным проектным институтом гражданского строительства, планировки и застройки городов и посёлков «Челябинскгражданпроект», директором которого был Шаталов О.В. Работа была выполнена досрочно со значительным увеличением плана текущего года (собственными силами на 20%) и необходимостью выполнения проектно-изыскательских работ в объёме 100,0 тыс. руб. по Челябинскому метрополитену, не обеспеченных лимитами!
В течение 1987 года по заданию Главметрополитена институтом «Ленметрогипротранс» было разработано ТЭО, заказчиком выступило Министерство путей сообщения. Одновременно в Челябинске ведутся работы по проектированию производственной базы метростроя и переустройству инженерных коммуникаций, попадающих в зону строительства метро. Заказчиком по проектированию объектов стройбазы метрополитена и перекладываемых инженерных коммуникаций выступило Управление благоустройства Челябинского горисполкома. Первые строительные работы на территории производственной базы начаты рабочими Челябинского СШСУ-6 треста «Востокшахтопроходка». 11 ноября 1988 года Министерством путей сообщения утверждено технико-экономическое обоснование строительства I-й линии метрополитена, получено разрешение на разработку технического проекта. Активную поддержку при утверждении ТЭО оказал заместитель начальника Главметрополитена Крук Ю.Е. С его помощью определена техническая политика строительства, проведена экспертиза ТЭО и в дальнейшем проекта 1-й очереди строительства метрополитена.
В 1988 году в Челябинском горисполкоме принимается решение о создании службы Заказчика по строительству метрополитен в УКСе горисполкома. Руководителем службы спецсооружений в УКСе горисполкома назначен заместитель начальника Управления благоустройства горисполкома Ваганов В.И. Первыми работниками службы стали Панова Т.Н. и Дурашкина О.Г., ранее занимавшиеся в Управлении благоустройства объектами метрополитена. 2 сентября 1988 года при институте Ленметрогипротранс создаётся Челябинский комплексный отдел, который занимается координацией проектных работ в г. Челябинске. [...]
В 1989 году продолжаются работы по переселению жителей поселка Луговой, освобождению территории для строительства производственной базы метростроя и перекладке коммуникаций с территории производственной базы и электродепо метрополитена.
Но Правительством страны в 1989-1990 годах в целях экономии бюджетных средств было принято решение о приостановке строительства крупных объектов, в том числе и метрополитена в Челябинске. Так, ещё не начав строиться, метрополитен попал в разряд консервируемых объектов. Надо отдать должное горисполкому нашего города, который в это сложное время не отказался от строительства метрополитена, все необходимые работы пусть не в полном объёме, но финансировались из городского бюджета.
Одновременно в Министерствах экономики и финансов, путей сообщения и других правительственных организациях продолжалась работа по включению челябинского метрополитена в число строек, финансируемых из федерального бюджета. Во многом благодаря настойчивости заместителя председателя горисполкома Гранина В.Ф., которому поручена координация работ по строительству метрополитена, Крука Ю.Е. и Ваганова В.И., Челябинск был включён в перечень городов, строительство метрополитена в которых финансируется из федерального бюджета.
В 1991 г. институт «Ленметрогипротранс» разработал технический проект 1-го участка 1-й линии метрополитена и приступил к разработке рабочей документации на строительство. Постановлением Управления строительства № 30 Госстроя РФ за №18-39 от 29.10.93 г. проект был утвержден.
В 1991 году администрация города, заказчик, совместно с Главметрополитеном и Главтоннельметростроем, были рассмотрены управление «Бамтоннельстрой» и Управление строительства № 30 из Белорецка и определили подрядной организацией по строительству метрополитена в нашем городе по строительству метрополитена Управление строительства № 30 под руководством Абрамчука В. П.
В 1992 году Служба спецсооружений преобразована в управление «Челябметротрансстрой», которому поручены функции заказчика по строительству метрополитена и транспортных сооружений. [...]
В 1992 году в городе появились первые бригады Управления строительства №30. [...] Заканчивается подготовка к строительству, начинается новый этап - строительство 1-й линии метрополитена.
В 1992-1993 годах проект строительства 1-го пускового участка метрополитена в городе Челябинске получил положительное заключение «Главгосэкспертизы».
1993 год - знаменательный для Челябинского метрополитена. Именно в этом году после развала СССР, в сложное для страны время вышло постановление Госстроя России, которое позволило приступить к строительству метро в городе. Мы приводим дословный текст постановления. Из этого постановления видно, что проект прошёл «Главгосэкспертизу» России в 1993 году, кроме того утверждена стоимость строительства пускового участка из пяти станций первой линии метрополитена в городе Челябинске: «Тракторозаводская», «Комсомольская площадь», «Площадь Революции», «Торговый центр» и «Проспект Победы». Необходимо обратить внимание, что по генеральному плану запуск первой очереди метрополитена с четырьмя станциями, электродепо, инженерным корпусом и объектами гражданской обороны назначен на 2012 год, а станция Тракторозаводская должна быть построена позднее.
В 1994 году было принято много важных для строительства Челябинского метрополитена решений. Наиболее важные из них приводятся ниже. 10.02.94 года было принято главой администрации Челябинской области Распоряжение №90-р.
В 1994 году па базе СМУ-680 создан тоннельный огряд № 45 (начальник Кулаков С.Ю., главный инженер Запруди и А. Г.), которому было поручено выполнение основных работ по проходке тоннелей. [...]
Большая роль по организации строительства метро в городе Челябинске принадлежит Сумину П.И., который в декабре 1997 года сказал: «Тогда, в конце 80-х годов я действительно стоял, что называется, у истоков метро, когда приходилось пробивать в Москве решение о его строительстве. Но тогда, согласитесь, были несколько другие времена, другая экономика. Главным исполнителем финансов было определено Министерство путей сообщения, и худо-бедно деньги на строительство шли. Сейчас положение крайне осложнилось, во-первых, тем, что федеральные власти настаивают на участии в финансировании строительства метро местных бюджетов... То, что нам удалось выкроить из бюджета в этом году, конечно же, мало, но эти меры позволили хотя бы не остановить строительство. На днях я встречался с главой города Вячеславом Михайловичем Тарасовым, вместе думали над перспективами метро. В начале января я подпишу постановление, в котором будут гарантии того, что метро мы строить всё-таки будем».
В 1998 году Губернатор Челябинской области Сумин П.И. сдержал своё слово, он издаёт два распоряжения но строительству метрополитена в нашем городе.
Необходимо обратить внимание, что эти постановления Губернатора Челябинской области связаны с тем, что работы в Челябинске по строительству метрополитена начаты в сложнейших условиях, при отсутствии инженерной подготовки стройплощадок, производственной базы метростроя, жилья для рабочих. Работы по сооружению жилья, производственной базы, инженерной подготовке стройплощадок были поручены подразделениям объединения «Челябинскгражданстрой», трестов «Челябметаллургстрой», «Южуралтрансстрой», Мостострой-4, строительному тресту №42 и другим организациям города.
В 1999 году после банкротства Тоннельного отряда было создано ОАО «Челябметрострой», которое осуществляет функции генерального подрядчика строительства метро в Челябинске. Акционерами предприятия являются Челябинская область (51%), администрация Челябинска (24%) и ФГУП «Управление строительства №30» (25%). [...]
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2000 г. №1433-р органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется строительство метрополитенов, было рекомендовано разработать «Программы развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 г.» и передать их в Минстрой России для разработки «Программы развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта в Российской Федерации до 2015 г.». Программа развития метрополитена г. Челябинска до 2015 года» была разработана в 2001 году [...] и согласована в январе 2002 г. заместителем губернатора Челябинской области Букриным В.Б., заместителем главы г. Челябинска Алейниковым В.Г. и утверждена Председателем Законодательного собрания Челябинской области Давыдовым В.Ф.
Были установлены сроки и этапы реализации программы. Программа реализуется в четыре этапа:
• на первом этапе вводится в эксплуатацию пусковой комплекс первой очереди первой линии метрополитена от станции «Комсомольская площадь» до станции «Торговый центр» (3 станции) - 2007 год (рис. 2.1.4);
• на втором этапе вводится станция «Проспект Победы» первой очереди метрополитена - 2009 год;
• на третьем этапе с вводом станции «Тракторозаводская» вводится первая очередь первой линии метрополитена - 2010 год;
• на четвёртом этапе с вводом станций «Курчатовская», «Молодёжная», «Северо-Западная» вводится первая линия метрополитена - 2015 год.
Общий объём финансирования на реализацию Программы (млн рублей в ценах 2001 года) за период 2001-2015 годы - 31610,0 в том числе:
1) федеральный бюджет 15805.0 (50%):
2) областной и местный бюджет - 15805,0 (50%).
В программе приводится также схема линий метрополитена (рис. 2.4 и 2.5). Одновременно в сторону станции «Проспект Победы» от базовой площадки около Торгового центра метростроевцы пройдут традиционным буровзрывным способом два тоннеля от станции «Торговый Центр» до станции «Проспект Победы». Одновременно начнется строительство станций первого пускового комплекса, который свяжет четыре точки: Проспект Победы, Торговый центр, площадь Революции и Комсомольскую площадь.
В связи с реорганизацией Госстроя в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству назначен новый состав комиссии по определению технологически обоснованной потребности в средствах на строительство метрополитенов. В 2005 году впервые на комиссии было предложено рассмотреть технологическую потребность в средствах не только на 2006 год, но и на краткосрочную перспективу. У предприятий метростроительного комплекса появляется возможность планировать свою работу по приобретению оборудования, подготовке кадров и фронтов работ на перспективу.
В начале 2005 года по приглашению Генерального директора «Челябметротрансстрой» Владимира Ивановича Ваганова и при активной поддержки администрации города Челябинска представители комиссии Федерального агентства прибыли в Челябинск и на месте ознакомились с ходом ведения строительства метро в нашем городе. Генеральный директор «Челябметротрансстрой» Ваганов В.И. изложил предложения администрации города по организации строительства метрополитена с 2006 по 2008 год. В их основе - концентрация инвестиций на объектах первого пускового комплекса, поддержание подземных выработок в безопасном состоянии и сохранность выполненных конструкций.
Финансирование стройки предполагалось организовать таким образом: 2006 год -51,7 млн рублей, 2007 год - 70 млн рублей, 2008 год - 69,7 млн рублей в ценах 1991 года. Комиссия поддержала предложения челябинцев. В итоге комиссия согласовала представленные объёмы технологически обоснованной потребности в средствах на строительство Челябинского метрополитена на 2006-2008 годы.
Администрация города согласовала комплексные мероприятия по завершению работ на первом пусковом комплексе в 2010 году. Следует отметить, что «Челябметротрансстрой» работал в соответствии с «Программой развития метрополитена г. Челябинска до 2015 года», которая была разработана в 2001 году. В частности, было предусмотрено освоить в 2006 году на строительно-монтажных работах 600 млн рублей, что значительно больше, чем в предыдущие годы. Предприятия метростроительного комплекса выполнят при помощи тоннелепроходческого комплекса RMS-222 SE сооружение перегонных тоннелей, сквозную проходку станции Комсомольская площадь, проходку правого перегонного тоннеля до зоны Челябинского разлома. На перегоне между станциями метро у Торгового центра и «Площадь Революции» на сооружении правого и левого перегонных тоннелей будет пройдено буровзрывным способом 600 погонных метров выработок. Кроме того, будут возобновлены работы на рабочем стволе станции «Площадь Революции», продолжены работы по сооружению станции у Торгового центра.
[Рис. 2.5. Первый этап ввода в эксплуатацию пусковой комплекс первой очереди первой линии метрополитена от станции «Комсомольская площадь» до станции «Торговый центр» (3 станции) - 2007 год из «Программы развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 г. в г. Челябинске»]
[Рис 2.5. Первый этап ввода в эксплуатацию пусковой комплекс первой очереди первой линии метрополитена от станции "Комсомольская площадь" до станции "Торговый центр" (3 станции) - 2007 год из "Программы развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2015 г. в г. Челябинске"]
Строительная площадка «Комсомольская площадь»
2006 год - выполняются работы по инженерной подготовке площадки, организация объезда автотранспорта, сооружения вентиляционной камеры.
2007 год - разработка котлована станции, камеры съездов, монтаж конструкций станции.
2008 год - обратная засыпка, сооружение выходов и подземных переходов, начало отделочных работ по станции метрополитена.
Строительная площадка «Площадь Революции»
2006 год - строительство станции, проходка перегонных тоннелей, строительство демонтажной камеры для ТИК «Ловат» для него перемонтажа. Одновременно проводится инженерная подготовка строительных площадок наклонных ходов №1, 2, начинается их проходка.
2007 год - продолжается сооружение станции, перегонных тоннелей, БТП, СТГ1, наклонных ходов и вестибюля наклонного хода №1.
Строительная площадка Станции «Торговый центр»
2006 год - проходка перегонных тоннелей, сооружение станции, камеры пересадки, НВУ, инженерная подготовка площадки наклонного хода.
2007 год - проходка перегонных тоннелей, станции, наклонного хода.
2008 год - продолжение проходки перегонных тоннелей, строительства станции, НВУ, сооружение вестибюля по наклонному ходу № 1 и монтаж эскалатора.
Строительная площадка вентиляционного ствола № 249
2006 год - инженерная подготовка строительной площадки, проходка НВУ.
2007 год - сооружение НВУ, устройство инженерных сетей горных выработок.
2008 год - завершение работ по сооружению НВУ.
Исходя из намеченной программы, технологическая потребность в капитальных вложениях для строительства Челябинского метрополитена на 2006-2008 годы в ценах 1991 года составляет 191,6 млн рублей.
В 2005 году неожиданно под угрозу было поставлено будущее станций «Торговый центр» и «Проспект Победы», если говорить точнее - строительство всего метрополитена. В это время новый проектный институт и управление «Челябметротрансстрой» рассматривали вариант прекращения строительства станции «Торговый центр» и изменения трассировки линии метрополитена, которая прошла бы вдоль левого берега реки Миасс и вышла бы на Комсомольский проспект с созданием новой станции «Свердловская» на пересечении Свердловского и Комсомольского проспектов. Все эти вопросы по изменению трассы метрополитена и месторасположения станций были подняты на совещании при Губернаторе Челябинской области 21 сентября 2005 года. Прошу обратить внимание, что в это время активно шло строительство первого пускового участка по согласованному, утверждённому проекту.
12 апреля 2006 года мэр города Челябинска Юревич М.В. провёл совещание но вопросам строительства метрополитена. На этом совещании выступил и автор монографии доцент кафедры СКиИС ЮУрГУ, к.т.н. Казанцев B.C., который предложил трассу метро от станции «Проспект Победы» строить по Комсомольскому проспекту вместо проспекта Победы, как это было предусмотрено проектом. На совещании при Губернаторе Челябинской области через два дня 14 апреля 2006 года по этому вопросу было принято решение: продолжить строительство метрополитена в городе Челябинске с сохранением ранее утверждённого состава 1-го пускового комплекса с учётом изменений, внесенных в трассировку метрополитена в сторону северо-запада от станции «Торговый центр» со строительством станции «Проспект Победы» и дальнейшим выходом на Комсомольский проспект. [...]
В 2008 году произошло ещё одно важное событие. Правительство Челябинской области издало постановление №176-П от 18.06.2008 г. «О комплексном плане строительства и развития метрополитена в городе Челябинске».
В этом постановлении для жителей города Челябинска одним из главных положений было: «Разработать комплексный план мероприятий строительства пускового комплекса первого пускового участка первой линии метрополитена в городе Челябинске от станции “Комсомольская площадь” до станции “Проспект Победы”, обеспечивающий ввод его в эксплуатацию в 2012 году».
Станция метро «Проспект Победы» находится на пересечении Свердловского проспекта и проспекта Победы, является одним из важнейших транспортных узлов города и одним из самых напряженных. Кроме того, этот узел в системе МИТ г. Челябинска, является одним из важнейших пересадочных узлов, позволяющих обеспечить перераспределение пассажиропотока практически во всех возможных направлениях. В соответствии с материалами транспортных расчетов пассажирооборот станции составляет более 22 тысяч пассажиров в час на момент полного ввода первой линии метрополитена. Для 1-го пускового участка пассажирооборот составит не менее половины этого количества.
Продолжение следует.