Площадь Восстания

Sep 22, 2012 17:19

Сейчас этой площади нет на карте города, она почти полностью застроена. Но некогда она находилась здесь, на этом самом месте.




Первоначальная застройка в этой части города начала появляться приблизительно с 1895 года, во времена строительства Транссиба, и получила название Пригородной слободы. Чтобы получить некоторое представление о том, что представлял собой привокзальный посёлок в начале прошлого века, обратимся к В.Весновскому.

В смысле внешнего благоустройства привокзальная часть представляет довольно печальное зрелище: строения исключительно деревянные (каменных домов не более 5), улицы не распланированы, не замощены, всюду непролазная грязь, тротуаров нет. По ночам освещается только одна Шоссейная улица, по которой происходит сообщение между городом и вокзалом. На 27-тысячное население, помимо городского 3-классного училища и двух железнодорожных школ (мужской и женской), имеется только одна церковно-приходская школа. Малое число школ для начального образования особенно ощутительно в Сибирской слободе и поселках. Правда, в Никольском поселке есть школа, но в ней предпочтение отдается детям казаков, а для детей других сословий остается самое незначительное число вакансий. Немало неудобств испытывают жители привокзальной части и вследствие того, что здесь нет отдельной камеры городского судьи, нет нотариуса, отделения бнка, нет библиотеки и проч. До сих пор городское общественное управление смотрит на стоящие на его земле слободы и поселки только как на доходные статьи, совершенно не считая себя обязанным заботиться об удовлетворении культурных и общественных нужд населения в этих слободах. Получая с него разных сборов более 1/4 части своего бюджета, город содержит здесь только пожарную часть. Этим исчерпываются его заботы о благоустройстве поселков.

То есть номинально до 1911 года Пригородная слобода находилась за городской чертой, в двух километрах от Челябинска, до которого оттуда можно было добраться по "вокзальному шоссе". Что касается упомянутой пожарной части, то даже и она была создана не городскими властями, а по инициативе городского пожарного общества.

21 апреля 1901 г. жители пригородного поселка около станции Челябинск вышли с ходатайством в городскую управу об организации в поселке пожарной охраны. Городская управа в просьбе отказала: «поселок не относится к городу и не включен в черту города». Тогда городское Пожарное общество в 1902 г. приобрело в Пригородной слободе здание, приспособленное под пожарное депо, конюшню, навес и находящуюся при нем казенную винную лавку на 3 комнаты и застраховало эти здания в «Челябинском обществе взаимного от огня страхования» в 200 рублей на 1903 г. Впоследствии эти здания перешли к организованной 4-й пожарной части, а в 1907 г. при нем была построена каланча на столбах. Стоит заметить, что постановлением городской думы от 14 октября 1902г. на строительство пожарного депо во дворе городской управы ассигновано 6592 рубля. Здание этого пожарного депо было построено в 1905 г.

Соответственно, площадь, при которой находилось всё это хозяйство, называли Пожарной, Каланчовой, либо "площадь у каланчи". Поскольку считалась она центральной для всего привокзального посёлка, в революционные годы (1905-1917) именно здесь рабочие депо и плужного завода "Столль и К" проводили свои митинги, сборы вооружённых дружин, именно отсюда начиланись шествия в город под красными знамёнами. Кроме этого, с Пожарной площадью связаны и знаменательные события Гражданской войны.

Летом 1919 южная группа войск Восточного фронта под командованием М. В. Фрунзе приступила к освобождению Урала от войск А. В. Колчака. В начале июля 5-я армия (командующий М. Н. Тухачевский) начала освобождение Южного Урала. 13 июля был освобожден Златоуст. 16-20 июля колчаковцы приступили к эвакуации города. Вывозилось оборудование заводов и других предпр. На станции скопилось много оружия, около 3 тысяч вагонов с различными грузами, десятки паровозов с боеприпасами и продовольствием. Когда же на подступах к Челябинску завязались военные действия, разгрузить станцию оказалось уже невозможным. Первым на станцию Челябинск с группой красноармейцев-разведчиков вошел командир 242-го Волжского полка С. С. Вострецов. Основные силы полка подходили со стороны магистрали. Белогвардейцы встретили их огнём из 2 бронепоездов. Большевикам пришлось остановиться у пос. Колупаевского и Шугаевского. В это время завязался бой на самой станции. Большевистское подполье вело подготовку к вооруженному выступлению против Колчака. Подпольщики запасались оружием и патронами, ковали в ночных сменах кинжалы, клинки, совершали налёты на часовых белогвардейцев. По призыву подпольного центра на площадь Пожарную вышли отряды железнодорожников, рабочих завода “Столль В. Г. и Ко” и шахтеров Челябинских копей, и атаковали станцию Чел. Стрелочник Курмышкин пустил белогвардейский бронепоезд в разрез стрелки и тем самым закрыл выход со станции. У разъезда Шершни железнодорожники разобрали путь, исключив возможность сообщения с Троицком. Рабочие стали разоружать колчаковских солдат, захватили бронепоезд, 32 паровоза, 3 тыс. вагонов с военным имуществом. Утром 24 июля (на день раньше срока) в Челябинск вошли войска Красной Армии. В тот же день Реввоенсовет 5-й армии телеграфировал В. И. Ленину: “Поставленная Вами задача Пятой армии по освобождению Урала от Колчака выполнена. Сегодня, 24 июля, в 6 часов, войсками Пятой армии взят Челябинск”. Но противник снова попытался захватить город. С 25 июля по 2 августа 1919 ценой огромных потерь белогвардейцы приблизились к Челябинску. 28 июля Челябинский ревком и политотдел 27-й дивизии призвали рабочих на защиту города. В этот день был сформирован рабочий батальон. Командование 27-й дивизии сообщало Реввоенсовету 5-й армии, находящемуся в Уфе, что “особенно доблестно сражался рабочий батальон, сформированный в течение 4-х часов, бросившийся в бой с пением “Интернационала”. Утром 29 июля ряды Красной Армии пополнились на 3200 рабочих. Колчаковцы отступили.

В память об этих событиях постановлением 20 февраля 1920 года площадь была переименована в площадь Восставших (использовался также вариант "площадь Восстания"). В том же 1920 году здесь был установлен первый в городе монумент - памятник Освобождённому труду (другие названия - "Памятник восставшему рабочему", "Освобождение"). В результате площадь также иногда стали называть "площадь Освобождённого труда" (или просто "площадь Труда"). Создан он был на деньги рабочих железнодорожного депо местным самодеятельным скульптором Иваном Варфоломеевичем Евдокимовым (1893-1956) , который в те годы служил художником в находящемся неподалёку железнодорожном клубе им. Ленина.

Стоит отметить, что образ "освобождённого труда" в начале двадцатых был чрезвычайно популярен - кроме челябинского, под этим названием известны также памятники в Екатеринбурге (на площади 1905 года), Петрограде, Ташкенте и Москве (не реализован). Челябинский "освобождённый труд" представлял из себя массивный бетонный постамент высотой около 6 метров в виде шестерни, переходящей в шестигранник, на котором была установлена скульптура уверенно смотрящего вдаль рабочего который одной рукой опирается на молот, а другую, сжатую в кулак, простирает вверх. Сохранилась даже вот такая фотография.



[отсюда]

Советские источники отмечали невысокий уровень исполнения скульптуры, к тому же в 1948 году монумент оказался закрытым для обзора построенным зданием кинотеатра им. XXX-летия ВЛКСМ. Поэтому он постепенно приходил в негодность и через некоторое время был снесён. Хотя остатки постамента можно было увидеть позади кинотеатра ещё долгие годы - уже в 1984 году С.Загребин в своём интервью "Челябинскому рабочему" отмечает: "И сейчас еще во дворе челябинского кинотеатра им. 30-летия ВЛКСМ можно увидеть пьедестал памятника, сделанный в виде огромной шестеренки. От старой скульптуры сохранилась лишь фотография". Сейчас, конечно же, там ничего уже не осталось - весь "двор кинотеатра" уже давно закатан в асфальт под автопарковку.

Про кинотеатр я уже подробно рассказывал, поэтому повторяться не буду. А вот что касается революционных событий, то если они и были забыты в связи со сносом монумента, то ненадолго. В 1967 году на фасаде кинотеатра была установлена мемориальная доска со следующим текстом: "Здесь на площади восставших в 1907-1920 гг. собирались боевые отряды Красной Гвардии, проводились митинги и собрания рабочих железнодорожного узла".



[из знциклопедии "Челябинская область"]

Сейчас бывшую площадь Восстания занимают здание РК "Венеция" (бывший кинотеатр им. XXX-летия ВЛКСМ), его автопарковка, небольшой скверик и площадка детского сада №119, расположенного в соседнем жилом доме по ул. Свободы.



[4]



[5]



[6]

Источники:
Весновский В.А. "Весь челябинск и его окрестности", Каменный пояс, 2012
Кудзоев О.А., Ваганов А.С. "Скульптурная летопись края", ЮУКИ, 1989
Загребин С.И. "Мой отчий дом", 2000
"Путеводитель по историко-революционным местам города", ЮУКИ, 1965
Саломатина Е., "Забытые монументы Челябинска" // МК Урал, 11-11-2009
Гейль В. "Забытые монументы Челябинска" // ЧАС №12, 2006
http://www.kraeved74.ru/pages_print_704.html
http://www.kraeved74.ru/pages_print_483.html
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2381
http://www.book-chel.ru/ind.php?what=card&id=2226
http://pyatkovvova.narod2.ru/moi_knigi/2004_toponimi_chelyabinska/
http://www.oldchelyabinsk.ru/interestings/zheleznaya-doroga-chelyabinska/
http://cocomera.livejournal.com/325886.html
http://atlantis-sid.livejournal.com/145517.html
http://top.love.gazetachel.ru/city/detail.php?ID=11968
http://www.kraeved74.ru/pages_print_22.htm

скульптура, челябинск

Previous post Next post
Up