Как в павильоне был снят выход в открытый космос, или разгадка „Джемини-4”. Часть 1.

Jul 28, 2024 08:02



...Прошло всего 2,5 месяца с того момента, как впервые в мире в открытое космическое пространство вышел Алексей Леонов (СССР, корабль "Восход-2", март 1965 г .), как такой же выход повторили американцы - это был Эдвард Уайт (США, корабль "Джемини-4", июнь 1965 г.).

Внимательно просмотрев ролик с Эдвардом Уайтом в главной роли, я понял, что это не выход в открытый космос, а короткометражный фильм, снятый в павильоне специалистами Голливуда (ролик длится 8 минут 55 секунд - ссылка ниже).

С точки зрения кинооператора я "разложил" этот ролик на киноприёмы, в результате чего родилась целая статья с продолжением - как это было снято. Написано уже несколько частей. Надеюсь, вам будет интересно!

*

Предисловие

Толчком к написанию моего «исследования» послужила статья доктора физико-математических наук А. Попова о космическом корабле «Джемини-4». Статья называлась «Первый выход американского космонавта в открытый космос - подделка кино!».

Рассматривая киноролик о выходе американца Уайта в открытый космос, А. Попов обращает внимание на детали, которые говорят о фальсификации съёмок - это, например, немотивированно трепещущая лента вокруг скафандра (из-за потока воздуха) и неправильное (петлеобразное) движение облаков в конце ролика.

Автор статьи приходит к выводу, что перед нами - подделка, а сам астронавт просто висит.

Однако у читателей оставался вопрос: каким же образом актёр, подвешенный на тросе, совершает такие невероятные кульбиты в пространстве, с поворотами в разных плоскостях, столь характерными для невесомости.




Мне, как специалисту кино, работающему в этой отрасли более 35 лет, как раз несложно ответить на эти вопросы. В своём исследовании я покажу те простые киноприёмы, которые позволили на экране создать иллюзию невесомости.

Кто работает в кино или просто интересуется вопросами создания фильмов на космическую тематику, тем хорошо известны эти трюки, применяемые для получения эффекта невесомости.

Они подробно описаны в специальных журналах (например, «American Cinematographer»), в различных книгах (например, «Техника комбинированных съёмок») - рис.1 - и, конечно же, в многочисленных интернет-статьях (например, https://www.mirf.ru/kino/kak-izobrazhayut-nevesomost-v-kino/).



Рис.1. Журнал и книга

Чтобы понять, каким образом был снят в павильоне «выход Уайта в открытый космос», необходимо упомянуть три киноприёма, которые существовали в докомпьютерную эпоху и применяются до сих пор. Прошу прощения у продвинутых читателей, что буду вновь излагать известные факты и приводить порой «заезженные» киноцитаты из известных фильмов.

Ведь вполне возможно, что кто-то из читателей не смотрел этих фильмов или просто не знает, каким образом снимались в художественном (игровом) кино те или иные необычные кадры.

Например, в некоторых кадрах в фильмах «Космический рейс» (Мосфильм, 1935), «Дорога к звёздам» (Леннаучфильм, 1957) и «Место назначения - Луна» (США, 1950) невесомость снималась таким образом: актёр подвешивался на тросе, но благодаря нижней точке съёмки (камера была направлена вертикально вверх), трос перекрывался спиной актёра.

Это давало возможность актёру свободно «парить» внутри декорации - рис.2.



Рис.2. Схема съёмки невесомости и кадр из фильма «Космический рейс».

Аналогичные приёмы использовались мастерами Голливуда для создания невесомости в кадрах «Джемини-4». На наш взгляд, разоблачение аферы «Джемини» имеет очень важное значение.

Как написал А.Попов, «…Именно на фундаменте «Джемини» возведено «здание полётов на Луну».

Показать, что этот фундамент фальшивый - означало бы нанести серьёзный удар по лунной афере. … К пятидесятилетию проекта «Джемини» известный американский сайт «Атлантик» писал: «НАСА начала проект «Джемини», чтобы подготовить грядущую программу «Аполлон». Были достигнуты сотни целей, включая первый американский выход в космос. После окончания проекта многие астронавты «Джемини» полетели на «Аполлонах» к Луне»».

Самым распропагандированным в космической афере (до лунной Аполлониады), является «Джемини-4». Согласно НАСА, 3 - 7 июня 1965 года состоялся полёт этого корабля (экипаж - Э. Уайт и Д. Макдивитт), причём именно в эту экспедицию астронавт Э. Уайт совершил выход в открытый космос.

Как был показан выход в открытый космос

Согласно легенде НАСА, американцы вышли в открытый космос через два с половиной месяца после того, как такой выход впервые в мире был осуществлён Советским Союзом. Алексей Леонов, гражданин СССР, вышел в открытый космос 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2».

А уже 3 июня 1965 г. Эдвард Уайт якобы совершил выход в открытый космос с корабля «Джемини-4» - рис.3.



Рис.3. Вот как выход Уайта изобразил художник.

Мы пишем «якобы», потому что у нас есть веские доказательства, что никакого выхода в открытый космос американцы не осуществляли, а предоставленный 9-минутный ролик «космической прогулки» (space walk) был отснят в павильоне силами мастеров Голливуда.

Изначально фильм снят на 6 кадров в секунду, а для демонстрации при стандартной скорости 24 к/с, каждый кадрик повторен по 4 раза. Поэтому всё изображение выглядит в виде дёрганых быстрых стоп-кадров.

На Ю-Тубе выложен осовремененный (обработанный на компьютере с применением современных программ) вариант выхода  Уайта в открытый космос. 6 кадров в секунду превратили в 24 кадра не механическим размножением, а интерполированием (достраиванием) промежуточных кадров. К тому же изображение стабилизировали - убрали подёргивания кадров.

Видео выхода Уайта в открытый космос

Сам ролик сделан великолепно. И очень похож на документальную съёмку. Уайт вначале стоит у открытой дверцы космического корабля, затем, удерживаемый фалом, медленно отлетает метров на пять.

При этом он крутится в разных направлениях, то скрываясь за границами кадра, то появляясь опять - рис.4.



Рис.4. Некоторые фрагменты видеоролика.

Казалось бы, снято убедительно и очень похоже на настоящую невесомость. Однако через 3 минуты после начала ролика вдруг происходит событие, которое сразу же заставляет усомниться в документальности происходящего.

Из открытой дверцы космического корабля вслед за вышедшим Уайтом вылетает перчатка - рис.5.



Рис.5. Из открытого люка вылетает перчатка.

Она свободно парит в пространстве, соскальзывает с дверцы, движется вверх, ударяется о фал, переворачивается, отлетает в сторону и скрывается за границей кадра.

По мнению мастеров Голливуда, этот факт должен убедить зрителя в том, что съёмка происходит в невесомости.

Сколько ни приглядывайся к перчатке, вокруг неё не видно контуров, которые могли бы остаться от контрмаски, если впечатывание объекта в кадр производилось с помощью хромакея.

В докомпьютерную эпоху использование хромакея легко идентифицировать по контурам вокруг внесённого на фон объекта - рис.6.



Рис.6. Кадр из фильма «Багдадский вор (Великобритания, 1940 г.), где (возможно, впервые) для комбинированных съёмок был применён хромакей (синий экран).

Для отделения хромакея (синего или зелёного фона) используются две контрастные чёрно-белые киноплёнки, с их помощью делают маску и контрмаску - рис.7.



Рис.7. Пример маски и контрмаски на черно-белой киноплёнке.

Одна пленка закрывает фон, когда впечатывается переднеплановый объект, а вторая пленка закрывает сам объект, и тем самым открывает доступ к фону. В две экспозиции на новую кинопленку поочередно впечатывается отдельно фон и отдельно переднеплановое изображение.

Из-за этих масок (приглядитесь, их края "заплывают") вокруг предметов образуются контуры, которые выдают применение комбинированных съёмок.

С этой точки зрения можно утверждать, что в видеоролике о «Джемини-4» перчатка реальная и действительно находится в кадре одновременно с астронавтом, сталкиваясь на своём пути то с дверцей, то с фалом астронавта.

Но именно эта парящая перчатка является ключом к разгадке «Джемини». Перчатка выдаёт способ съёмки.

Но чья это перчатка и кто её бросил? Второй астронавт Д. Макдивитт? Хоть капсула «Джемини» очень маленькая по размеру, там вмещались два астронавта - рис.8.



Рис.8. Э.Уайт и Д.Макдивитт у макета капсулы «Джемини».

Исходя из конструкции капсулы, он может находиться только слева. И перчатка вылетает из внутреннего отсека откуда-то слева и ударяется об иллюминатор дверцы. Но зачем он бросил перчатку? И с чем остался сам? Ведь при открытии дверец капсулы внутри наступает полная разгерметизация.

Не будем на этом заострять внимание, может, у них там в капсуле хранится куча запасных перчаток! Данная перчатка нам рассказала о другом, более важном факте - о том, что здесь использован приём комбинированных съёмок.

Потянув за эту ниточку, мы обнаружили целый клубок подтасовок и несоответствий, и в движениях астронавта, и в эффекте невесомости, которые нас убедили в том, что «выход в открытый космос» снят в павильоне на фоне киноэкрана.

Именно на фоне киноэкрана снимали пролёт «Джемини» по орбите Земли в художественном фильме «Человек на Луне» (First Man, 2018). Фильм посвящен первопроходцу Армстронгу, который до миссии «Аполлон-11» якобы летал на «Джемини-8».

Вообще, многие астронавты из проекта «Джемини» потом стали лунонавтами. Стоит добавить, что всего в миссии «Джемини», согласно легенде НАСА, было 10 полётов за полтора года.

Так вот, пролёт «Джемини» над земной поверхностью снимался в фильме «Человек на Луне» с помощью макета капсулы, которая проецировалась на киноэкран с движущимися облаками. Точнее, это был не просто киноэкран, а современная LED-панель.

Капсула могла вращаться вокруг продольной оси, изображая кручение космического корабля. А, кроме того, платформа, на которой крепилась капсула, с помощью гидравлических поршней-опор, могла раскачиваться в горизонтальной плоскости.

Вот как это выглядело - рис.9.



Рис.9. Съёмка макета "Джемини" на фоне облаков для фильма "Человек на Луне".



В общих чертах примерно так же снимался выход Уайта в открытый космос. Съёмочная камера была установлена на макете космического корабля, движение облаков проецировалось на киноэкран, а сам астронавт был подвешен на двух тонких стальных тросах, похожих на рояльные струны.

Например, именно рояльные струны применялись для подвешивания актеров при съёмке сцен невесомости в голливудском фильме "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г. Фильм в 1951 году получил "Оскар" за спецэффекты.

Во время съёмок фильма «Место назначения - Луна» …Отдельная сложность возникла со скафандрами. Поначалу режиссёр хотел позаимствовать амуницию у лётчиков.

Такое облачение смотрелось очень выигрышно и аутентично, но оказалось, что ткань подобных костюмов нежная и легко рвалась от соприкосновения с рояльными струнами, на которых подвешивали актёров для имитации невесомости.

Художнику пришлось создавать с нуля дизайн скафандров… В тяжёлых, закрытых скафандрах актёрам было тяжело перемещаться, и они быстро задыхались и уставали. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Место_назначения_-_Луна )

Возможно, вы с недоверием отнесётесь к заключению, что астронавт Уайт в обсуждаемом ролике просто подвешен на двух тросах (при одном тросе актёр будет раскручиваться вокруг оси).

Человеку, незнакомому с технологией комбинированных съёмок, не понятно, как актёр, изображающий Уайта, может крутиться в разных плоскостях и выполнять непростые кульбиты. Подождите немного, мы откроем для вас эти киносекреты.

Вы удивитесь, когда узнаете, что подвешенный на тросе актёр, никаких кульбитов и поворотов не выполнял вообще, а просто висел неподвижно, иногда слегка шевеля руками и ногами. А повороты вместо него делала съёмочная камера - она двигалась вокруг астронавта.

Но прежде чем в деталях раскрыть технологию, как в павильоне создавали эффект невесомости, позвольте рассказать о четырёх причинах, которые подвели нас к выводу, что выход Уайта в открытый космос - фальсификация.

Первые две причины упоминались неоднократно и до нас, поэтому мы ограничимся лишь их беглым описанием. А вот третья и четвёртая причина относятся непосредственно к области кино, и поэтому будут рассмотрены нами подробно.

1-я причина - разгерметизация

Есть принципиальная разница в том, как выходили в открытый космос советские космонавты и тем, как это изображали американские астронавты в 60-е годы. Американцы выходили напрямую в открытый космос (открыли дверцу и вышли), а в СССР была придумана переходная шлюзовая камера.

При таком способе выхода из космического летательного аппарата внутри не наступает разгерметизация, и все приборы продолжают работать в атмосфере воздуха.

Например, для выхода Алексея Леонова использовалась гибкая надувная шлюзовая камера «Волга» - рис.10-12.



Рис.10. Шлюзовая камера для выхода в открытый космос.

Рисунок взят из проекта "Леонов, твой выход!"



Рис.11. Алексей Леонов и нарисованная им картина выхода в открытый космос.



Рис.12. Шлюз в музее космонавтики в Москве.

На внешней поверхности корабля были установлены камеры телевизионной системы «Топаз-25». Съёмка непосредственно с корабля также велась с помощью специальной 16-мм кинокамеры С-97 в экранно-вакуумной оболочке. О выходе Алексей Леонова в 1965 году выпущен документальный фильм «В скафандре над планетой».

Сейчас на МКС выходят в открытый космос только через шлюз, разгерметизация внутри МКС не происходит.

Американцы совершили свой первый выход в открытый космос с космического корабля «Джемини-4» - так рассказывает легенда НАСА.

Изначально выход в открытый космос не был запланирован. Но поскольку такой выход был осуществлён в Советском Союзе, то США пришлось «догонять» СССР, правда, на этот раз средствами Голливуда. И чтобы не просто догнать, а обогнать СССР, сообщили, что пребывание в открытом космосе составило 20 минут, в то время как А.Леонов находился в открытом космосе 9 минут 12 секунд.

В 60-е годы ХХ века американцы ещё не разработали шлюзовую камеру, поэтому астронавты «Джемини-4» просто открыли дверцы космического аппарата и Эдвард Уайт вышел наружу и совершил так называемую «космическую прогулку» - spacewalk.

2-я причина - люк

На форумах горячо обсуждается то, в какую сторону открывался люк "Джемини-4".

На подводных лодках люки открываются наружу, чтобы при погружении давление воды прижимало люк к отверстию - рис.13.



Рис.13. Люк открывается наружу.

Если бы люки открывались вовнутрь, то из-за большого давления снаружи вода стремилась бы открыть люк и просочиться через щели.

В космическом же корабле давление идёт изнутри, поэтому люки в спускаемом аппарате открываются вовнутрь - рис.14. Внутреннее давление прижимает люк к отверстию.



Рис.14. Люк спускаемого аппарата открывается вовнутрь.

Кроме того, люки делают круглой формы, чтобы обеспечить равномерность давления.

А теперь посмотрим на люки космического корабля «Джемини-4» - они прямоугольные, точнее трапециевидные, и открываются наружу. Линия соприкосновения имеет сложную рельефную форму - рис.15.



Рис.15. Сложная рельефная линия люкового отверстия "Джемини".

Кроме того, площадь такого люка испытывает большое давление изнутри. Вот в "Аполло-7", который (как многие считают) реально выходил в космос на круговую орбиту вокруг Земли, площадь люка значительно меньше.



Люк "Аполло-7".

Мы не будем здесь обсуждать особенности инженерного решения люков и то, чем (оконной "Г"-образной ручкой или штурвалом) они открываются.

Мы лишь обозначили тему, которая время от времени всплывает на форумах при обсуждении полётов "Джемини". Оставим эти вопросы за скобками, пусть ими занимаются инженеры и конструкторы.

Моя задача заключается в другом - в том, чтобы с точки зрения своей профессии, кинооператора - рассказать о тех кинематографических приёмах, которые были использованы для создания в павильоне иллюзии невесомости, и по мере возможности повторить на моделях некоторые фрагменты полёта.

Л. Коновалов

***
Источник.

НАВЕРХ.

СССР, фальсификация, космос, ложь, американцы, Коновалов, технологии, США

Previous post Next post
Up