...Прошло всего 2,5 месяца с того момента, как впервые в мире в открытое космическое пространство вышел Алексей Леонов (СССР, корабль "Восход-2", март 1965 г
.), как такой же выход повторили американцы - это был Эдвард Уайт (США, корабль "Джемини-4", июнь 1965 г.).
Внимательно просмотрев ролик с Эдвардом Уайтом в главной роли, я понял, что это не выход в открытый космос, а короткометражный фильм, снятый в павильоне специалистами Голливуда (ролик длится 8 минут 55 секунд - ссылка ниже).
С точки зрения кинооператора я "разложил" этот ролик на киноприёмы, в результате чего родилась целая статья с продолжением - как это было снято. Написано уже несколько частей. Надеюсь, вам будет интересно!
*
Предисловие
Толчком к написанию моего «исследования» послужила статья доктора физико-математических наук А. Попова о космическом корабле «Джемини-4». Статья называлась «Первый выход американского космонавта в открытый космос - подделка кино!».
Рассматривая киноролик о выходе американца Уайта в открытый космос, А. Попов обращает внимание на детали, которые говорят о фальсификации съёмок - это, например, немотивированно трепещущая лента вокруг скафандра (из-за потока воздуха) и неправильное (петлеобразное) движение облаков в конце ролика.
Автор статьи приходит к выводу, что перед нами - подделка, а сам астронавт просто висит.
Однако у читателей оставался вопрос: каким же образом актёр, подвешенный на тросе, совершает такие невероятные кульбиты в пространстве, с поворотами в разных плоскостях, столь характерными для невесомости.
Мне, как специалисту кино, работающему в этой отрасли более 35 лет, как раз несложно ответить на эти вопросы. В своём исследовании я покажу те простые киноприёмы, которые позволили на экране создать иллюзию невесомости.
Кто работает в кино или просто интересуется вопросами создания фильмов на космическую тематику, тем хорошо известны эти трюки, применяемые для получения эффекта невесомости.
Они подробно описаны в специальных журналах (например, «American Cinematographer»), в различных книгах (например, «Техника комбинированных съёмок») - рис.1 - и, конечно же, в многочисленных интернет-статьях (например,
https://www.mirf.ru/kino/kak-izobrazhayut-nevesomost-v-kino/).
Рис.1. Журнал и книга
Чтобы понять, каким образом был снят в павильоне «выход Уайта в открытый космос», необходимо упомянуть три киноприёма, которые существовали в докомпьютерную эпоху и применяются до сих пор. Прошу прощения у продвинутых читателей, что буду вновь излагать известные факты и приводить порой «заезженные» киноцитаты из известных фильмов.
Ведь вполне возможно, что кто-то из читателей не смотрел этих фильмов или просто не знает, каким образом снимались в художественном (игровом) кино те или иные необычные кадры.
Например, в некоторых кадрах в фильмах «Космический рейс» (Мосфильм, 1935), «Дорога к звёздам» (Леннаучфильм, 1957) и «Место назначения - Луна» (США, 1950) невесомость снималась таким образом: актёр подвешивался на тросе, но благодаря нижней точке съёмки (камера была направлена вертикально вверх), трос перекрывался спиной актёра.
Это давало возможность актёру свободно «парить» внутри декорации - рис.2.
Рис.2. Схема съёмки невесомости и кадр из фильма «Космический рейс».
Аналогичные приёмы использовались мастерами Голливуда для создания невесомости в кадрах «Джемини-4». На наш взгляд, разоблачение аферы «Джемини» имеет очень важное значение.
Как написал А.Попов, «…Именно на фундаменте «Джемини» возведено «здание полётов на Луну».
Показать, что этот фундамент фальшивый - означало бы нанести серьёзный удар по лунной афере. … К пятидесятилетию проекта «Джемини» известный американский сайт «Атлантик» писал: «НАСА начала проект «Джемини», чтобы подготовить грядущую программу «Аполлон». Были достигнуты сотни целей, включая первый американский выход в космос. После окончания проекта многие астронавты «Джемини» полетели на «Аполлонах» к Луне»».
Самым распропагандированным в космической афере (до лунной Аполлониады), является «Джемини-4». Согласно НАСА, 3 - 7 июня 1965 года состоялся полёт этого корабля (экипаж - Э. Уайт и Д. Макдивитт), причём именно в эту экспедицию астронавт Э. Уайт совершил выход в открытый космос.
Как был показан выход в открытый космос
Согласно легенде НАСА, американцы вышли в открытый космос через два с половиной месяца после того, как такой выход впервые в мире был осуществлён Советским Союзом. Алексей Леонов, гражданин СССР, вышел в открытый космос 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2».
А уже 3 июня 1965 г. Эдвард Уайт якобы совершил выход в открытый космос с корабля «Джемини-4» - рис.3.
Рис.3. Вот как выход Уайта изобразил художник.
Мы пишем «якобы», потому что у нас есть веские доказательства, что никакого выхода в открытый космос американцы не осуществляли, а предоставленный 9-минутный ролик «космической прогулки» (space walk) был отснят в павильоне силами мастеров Голливуда.
Изначально фильм снят на 6 кадров в секунду, а для демонстрации при стандартной скорости 24 к/с, каждый кадрик повторен по 4 раза. Поэтому всё изображение выглядит в виде дёрганых быстрых стоп-кадров.
На Ю-Тубе выложен осовремененный (обработанный на компьютере с применением современных программ) вариант выхода Уайта в открытый космос. 6 кадров в секунду превратили в 24 кадра не механическим размножением, а интерполированием (достраиванием) промежуточных кадров. К тому же изображение стабилизировали - убрали подёргивания кадров.
Видео выхода Уайта в открытый космос Сам ролик сделан великолепно. И очень похож на документальную съёмку. Уайт вначале стоит у открытой дверцы космического корабля, затем, удерживаемый фалом, медленно отлетает метров на пять.
При этом он крутится в разных направлениях, то скрываясь за границами кадра, то появляясь опять - рис.4.
Рис.4. Некоторые фрагменты видеоролика.
Казалось бы, снято убедительно и очень похоже на настоящую невесомость. Однако через 3 минуты после начала ролика вдруг происходит событие, которое сразу же заставляет усомниться в документальности происходящего.
Из открытой дверцы космического корабля вслед за вышедшим Уайтом вылетает перчатка - рис.5.
Рис.5. Из открытого люка вылетает перчатка.
Она свободно парит в пространстве, соскальзывает с дверцы, движется вверх, ударяется о фал, переворачивается, отлетает в сторону и скрывается за границей кадра.
По мнению мастеров Голливуда, этот факт должен убедить зрителя в том, что съёмка происходит в невесомости.
Сколько ни приглядывайся к перчатке, вокруг неё не видно контуров, которые могли бы остаться от контрмаски, если впечатывание объекта в кадр производилось с помощью хромакея.
В докомпьютерную эпоху использование хромакея легко идентифицировать по контурам вокруг внесённого на фон объекта - рис.6.
Рис.6. Кадр из фильма «Багдадский вор (Великобритания, 1940 г.), где (возможно, впервые) для комбинированных съёмок был применён хромакей (синий экран).
Для отделения хромакея (синего или зелёного фона) используются две контрастные чёрно-белые киноплёнки, с их помощью делают маску и контрмаску - рис.7.
Рис.7. Пример маски и контрмаски на черно-белой киноплёнке.
Одна пленка закрывает фон, когда впечатывается переднеплановый объект, а вторая пленка закрывает сам объект, и тем самым открывает доступ к фону. В две экспозиции на новую кинопленку поочередно впечатывается отдельно фон и отдельно переднеплановое изображение.
Из-за этих масок (приглядитесь, их края "заплывают") вокруг предметов образуются контуры, которые выдают применение комбинированных съёмок.
С этой точки зрения можно утверждать, что в видеоролике о «Джемини-4» перчатка реальная и действительно находится в кадре одновременно с астронавтом, сталкиваясь на своём пути то с дверцей, то с фалом астронавта.
Но именно эта парящая перчатка является ключом к разгадке «Джемини». Перчатка выдаёт способ съёмки.
Но чья это перчатка и кто её бросил? Второй астронавт Д. Макдивитт? Хоть капсула «Джемини» очень маленькая по размеру, там вмещались два астронавта - рис.8.
Рис.8. Э.Уайт и Д.Макдивитт у макета капсулы «Джемини».
Исходя из конструкции капсулы, он может находиться только слева. И перчатка вылетает из внутреннего отсека откуда-то слева и ударяется об иллюминатор дверцы. Но зачем он бросил перчатку? И с чем остался сам? Ведь при открытии дверец капсулы внутри наступает полная разгерметизация.
Не будем на этом заострять внимание, может, у них там в капсуле хранится куча запасных перчаток! Данная перчатка нам рассказала о другом, более важном факте - о том, что здесь использован приём комбинированных съёмок.
Потянув за эту ниточку, мы обнаружили целый клубок подтасовок и несоответствий, и в движениях астронавта, и в эффекте невесомости, которые нас убедили в том, что «выход в открытый космос» снят в павильоне на фоне киноэкрана.
Именно на фоне киноэкрана снимали пролёт «Джемини» по орбите Земли в художественном фильме «Человек на Луне» (First Man, 2018). Фильм посвящен первопроходцу Армстронгу, который до миссии «Аполлон-11» якобы летал на «Джемини-8».
Вообще, многие астронавты из проекта «Джемини» потом стали лунонавтами. Стоит добавить, что всего в миссии «Джемини», согласно легенде НАСА, было 10 полётов за полтора года.
Так вот, пролёт «Джемини» над земной поверхностью снимался в фильме «Человек на Луне» с помощью макета капсулы, которая проецировалась на киноэкран с движущимися облаками. Точнее, это был не просто киноэкран, а современная LED-панель.
Капсула могла вращаться вокруг продольной оси, изображая кручение космического корабля. А, кроме того, платформа, на которой крепилась капсула, с помощью гидравлических поршней-опор, могла раскачиваться в горизонтальной плоскости.
Вот как это выглядело - рис.9.
Рис.9. Съёмка макета "Джемини" на фоне облаков для фильма "Человек на Луне".
В общих чертах примерно так же снимался выход Уайта в открытый космос. Съёмочная камера была установлена на макете космического корабля, движение облаков проецировалось на киноэкран, а сам астронавт был подвешен на двух тонких стальных тросах, похожих на рояльные струны.
Например, именно рояльные струны применялись для подвешивания актеров при съёмке сцен невесомости в голливудском фильме "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г. Фильм в 1951 году получил "Оскар" за спецэффекты.
Во время съёмок фильма «Место назначения - Луна» …Отдельная сложность возникла со скафандрами. Поначалу режиссёр хотел позаимствовать амуницию у лётчиков.
Такое облачение смотрелось очень выигрышно и аутентично, но оказалось, что ткань подобных костюмов нежная и легко рвалась от соприкосновения с рояльными струнами, на которых подвешивали актёров для имитации невесомости.
Художнику пришлось создавать с нуля дизайн скафандров… В тяжёлых, закрытых скафандрах актёрам было тяжело перемещаться, и они быстро задыхались и уставали. (
https://ru.wikipedia.org/wiki/Место_назначения_-_Луна )
Возможно, вы с недоверием отнесётесь к заключению, что астронавт Уайт в обсуждаемом ролике просто подвешен на двух тросах (при одном тросе актёр будет раскручиваться вокруг оси).
Человеку, незнакомому с технологией комбинированных съёмок, не понятно, как актёр, изображающий Уайта, может крутиться в разных плоскостях и выполнять непростые кульбиты. Подождите немного, мы откроем для вас эти киносекреты.
Вы удивитесь, когда узнаете, что подвешенный на тросе актёр, никаких кульбитов и поворотов не выполнял вообще, а просто висел неподвижно, иногда слегка шевеля руками и ногами. А повороты вместо него делала съёмочная камера - она двигалась вокруг астронавта.
Но прежде чем в деталях раскрыть технологию, как в павильоне создавали эффект невесомости, позвольте рассказать о четырёх причинах, которые подвели нас к выводу, что выход Уайта в открытый космос - фальсификация.
Первые две причины упоминались неоднократно и до нас, поэтому мы ограничимся лишь их беглым описанием. А вот третья и четвёртая причина относятся непосредственно к области кино, и поэтому будут рассмотрены нами подробно.
1-я причина - разгерметизация
Есть принципиальная разница в том, как выходили в открытый космос советские космонавты и тем, как это изображали американские астронавты в 60-е годы. Американцы выходили напрямую в открытый космос (открыли дверцу и вышли), а в СССР была придумана переходная шлюзовая камера.
При таком способе выхода из космического летательного аппарата внутри не наступает разгерметизация, и все приборы продолжают работать в атмосфере воздуха.
Например, для выхода Алексея Леонова использовалась гибкая надувная шлюзовая камера «Волга» - рис.10-12.
Рис.10. Шлюзовая камера для выхода в открытый космос.
Рисунок взят из проекта "
Леонов, твой выход!" Рис.11. Алексей Леонов и нарисованная им картина выхода в открытый космос.
Рис.12. Шлюз в музее космонавтики в Москве.
На внешней поверхности корабля были установлены камеры телевизионной системы «Топаз-25». Съёмка непосредственно с корабля также велась с помощью специальной 16-мм кинокамеры С-97 в экранно-вакуумной оболочке. О выходе Алексей Леонова в 1965 году выпущен документальный фильм «В скафандре над планетой».
Сейчас на МКС выходят в открытый космос только через шлюз, разгерметизация внутри МКС не происходит.
Американцы совершили свой первый выход в открытый космос с космического корабля «Джемини-4» - так рассказывает легенда НАСА.
Изначально выход в открытый космос не был запланирован. Но поскольку такой выход был осуществлён в Советском Союзе, то США пришлось «догонять» СССР, правда, на этот раз средствами Голливуда. И чтобы не просто догнать, а обогнать СССР, сообщили, что пребывание в открытом космосе составило 20 минут, в то время как А.Леонов находился в открытом космосе 9 минут 12 секунд.
В 60-е годы ХХ века американцы ещё не разработали шлюзовую камеру, поэтому астронавты «Джемини-4» просто открыли дверцы космического аппарата и Эдвард Уайт вышел наружу и совершил так называемую «космическую прогулку» - spacewalk.
2-я причина - люк
На форумах горячо обсуждается то, в какую сторону открывался люк "Джемини-4".
На подводных лодках люки открываются наружу, чтобы при погружении давление воды прижимало люк к отверстию - рис.13.
Рис.13. Люк открывается наружу.
Если бы люки открывались вовнутрь, то из-за большого давления снаружи вода стремилась бы открыть люк и просочиться через щели.
В космическом же корабле давление идёт изнутри, поэтому люки в спускаемом аппарате открываются вовнутрь - рис.14. Внутреннее давление прижимает люк к отверстию.
Рис.14. Люк спускаемого аппарата открывается вовнутрь.
Кроме того, люки делают круглой формы, чтобы обеспечить равномерность давления.
А теперь посмотрим на люки космического корабля «Джемини-4» - они прямоугольные, точнее трапециевидные, и открываются наружу. Линия соприкосновения имеет сложную рельефную форму - рис.15.
Рис.15. Сложная рельефная линия люкового отверстия "Джемини".
Кроме того, площадь такого люка испытывает большое давление изнутри. Вот в "Аполло-7", который (как многие считают) реально выходил в космос на круговую орбиту вокруг Земли, площадь люка значительно меньше.
Люк "Аполло-7".
Мы не будем здесь обсуждать особенности инженерного решения люков и то, чем (оконной "Г"-образной ручкой или штурвалом) они открываются.
Мы лишь обозначили тему, которая время от времени всплывает на форумах при обсуждении полётов "Джемини". Оставим эти вопросы за скобками, пусть ими занимаются инженеры и конструкторы.
Моя задача заключается в другом - в том, чтобы с точки зрения своей профессии, кинооператора - рассказать о тех кинематографических приёмах, которые были использованы для создания в павильоне иллюзии невесомости, и по мере возможности повторить на моделях некоторые фрагменты полёта.
Л. Коновалов
***
Источник.
НАВЕРХ.