Природные ценности относятся к жизнедеятельности природной гуманитарной системы
. Они обеспечивают здоровье, безопасность и развитие. Они составляют ядро всей системы традиционных ценностей.
Природная гуманитарная система
ИНДИВИД - СЕМЬЯ - РОД - НАРОД - ОБЩЕСТВО
на каждом уровне своей иерархии и в целом обладает общей системой ценностей. Некоторые аспекты природной гуманитарной системы были рассмотрены ранее [1-3]. Эта статья посвящена аспекту природных нравственных ценностей.
ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ и РАЗВИТИЕ следует рассматривать как фундаментальные и корневые природные ценности для индивида, семьи, рода, народа, общества и государства как формы существования общества.
Первой корневой природной ценностью является ЗДОРОВЬЕ.
Основные виды здоровья:
МЕНТАЛЬНОЕ - ГЕНЕТИЧЕСКОЕ - ПСИХИЧЕСКОЕ - ФИЗИЧЕСКОЕ
связаны простой закономерностью: каждый последующий вид зависит от всех предыдущих. Генетическое зависит от ментального, психическое - от ментального и генетического и т.д. Зависимость генетического здоровья от ментального проста. Ментальное здоровье родителей определяет их брачный выбор и тем самым определяет генетическое здоровье детей.
Ментальное здоровье детерминировано местом ПРИРОДНЫХ ЦЕННОСТЕЙ в общей системе ценностей. Чем выше, то есть чем приоритетнее место природных ценностей в общей иерархии ценностей, тем лучше ментальное здоровье.
Генетическое здоровье детерминировано природными ценностями
БЛАГОБРАЧИЯ, БЛАГОРОЖДЕНИЯ и БЛАГОВОСПИТАНИЯ.
Благобрачие означает следование природным ценностям заключения семейного союза в своем этносе, в девственности и по любви. Сегодня каждая из этих ценностей имеет четкие медико-биологические обоснования.
Существующая в духовно поляризованном мире пропаганда в русле рефлексивного управления («Мы привьем им ложные ценности» А. Даллес) предлагает псевдоценности смешанных браков, либерального феминизма и однополых семей.
Благорождение означает следование природным ценностям сознательного естественного зачатия, охранительного режима беременных и естественного родоразрешения.
Благовоспитание означает привитие приоритета системы природных ценностей детям и молодежи в семье, школе, ВУЗе и обществе.
Второй корневой природной ценностью является БЕЗОПАСНОСТЬ. Важно понимать, что речь идет не столько о безопасности индивида, сколько о безопасности семьи, рода, народа и общества, в том числе и об их защите от деструктивных действий индивида.
В основе потенциала БЕЗОПАСНОСТИ лежат природные ценности
ДОБРОТЫ, ЛЮБВИ и МИРОЛЮБИЯ.
Чтобы понять, какое отношение к безопасности (на всех уровнях природной гуманитарной системы) имеют доброта, любовь и миролюбие, достаточно осознать тот факт, что антиподами этих ценностей и качеств являются злобность, ненависть и враждебность.
Доброта есть отношение (на психотипической основе) благонамеренного внимания и посильного понимания.
Доброе отношение к людям и ко всему живому есть первооснова формирования любви и миролюбия с одной стороны и формирования совести и долга с другой.
На формирование этой первоосновы существенно влияет гармоничность генотипа индивида. На примере качества доброты рассмотрим суть проблемы формирования позитивного и негативного психотипа.
Любой признак, измеряемый в количественной или порядковой шкале и имеющий отношение к тому или иному виду здоровья индивида, по меньшей мере, что касается генетического, психического и физического здоровья, имеет популяционное распределение, в основе которого всегда лежит генотипическое распределение. Представим гармоничность генотипа в простейшей порядковой шкале: низкая, средняя и высокая.
У детей с высокой генетической гармоничностью качество доброты будет формироваться без усилий по его воспитанию.
У детей с низкой генетической гармоничностью формирование подлинного качества доброты маловероятно, но есть возможность привить представление о высокой ценности этого качества, а привитая ценность сформирует фенокопию качества доброты. При этом, в зависимости от уровня дисгармоничности генотипа, даже специальные воспитательные усилия могут не привести к успешному формированию фенокопии качества доброты.
Дети со средним уровнем гармоничности генотипа (а их подавляющее большинство) практически равно предрасположены к восприятию позитивной ценности доброты и негативной ценности злобности. Поэтому для подавляющего большинства детей позитивное нравственное воспитание имеет огромное, решающее значение.
В социальном аспекте любовь есть стремление и готовность бескорыстно помогать, служить и жертвовать. В биологическом аспекте любовь есть показатель гармоничности сочетания генотипов мужчины и женщины.
Любовь к родителям и предкам, к детям и внукам, ко всем родственникам своего рода, к своему народу, его культурному наследию, к своему этносу и родной земле в совокупности формирует качество роднолюбия, которое лежит в основе патриотизма как любви к Родине и Отечеству. Родина это страна и место рождения, а Отечество это земля предков, дух народа и жизнь родичей.
Любовь подсказывает с кем безопасно, а с кем нет, если Любовь сопровождает София (Мудрость).
«Люби ближнего, если он того достоин».
Нормальная потребность служения Отечеству, в том числе жертвенного, имеет глубокие природные биосоциальные корни. Так, известно, что обезьяна способна пожертвовать своей жизнью, если родичам угрожает смертельная опасность.
Миролюбие есть склонность к избеганию враждебности, агрессии и конфликтов.
Миролюбие в максимальной степени способствует безопасности семьи, рода, народа и Отечества. Но, разумеется, что одновременно миролюбие предполагает адекватный ответ на чужую враждебность и агрессию.
В основе потенциала РАЗВИТИЯ индивида, семьи, рода, народа и общества лежат природные ценности
СОВЕСТИ, ДОЛГА и СОЗНАНИЯ.
Процесс развития складывается из актов созидания. Созидание это сознательный труд, который мотивируется чувством или осознанием долга, а источником формирования мотивации долга является совесть.
Совесть есть:
- ощущение незримой связи с Богом, предками и людьми и духовно-нравственный инстинкт самоконтроля мотиваций и поведения;
- ощущение связи с членами своей семьи, своего рода, своего народа и связи с другими индивидами, семьями, родами и народами;
- инстинкт соответствия намерений своему нравственному я и критерий оценки поведения других.
Известно, что под гипнозом человек выполняет только те команды, которые не противоречат нравственному я человека.
Совести противоположна зависть. «Где видишь зависть, не ищи совесть».
На основе совести формируются ценности и качества достоинства и справедливости личности. Справедливость есть способность признания своего и чужого достоинства (позитивного или негативного), а достоинство проистекает из правды совести.
Долг - это нравственное обязательство перед совестью.
Долг перед семьей, перед предками и потомками рода, перед своим народом и Отечеством это главный мотивационный движитель созидания и защиты созидаемого.
Долг осознанный есть ядро сознания.
Сознание - это рефлексии, сопровождающие ментальные процессы, и совокупный опыт этих рефлексий (осознаний).
В контексте природных ценностей речь идет о нравственном сознании, то есть о рефлексии полезности действия для развития здоровья и благополучия семьи, рода, народа, общества и Отечества, а равно о рефлексии важности для своего собственного развития роли предков, родителей, учителей, соратников и страны.
В этом смысле сознание противоположно самости как нравственной позиции или качеству, согласно которому индивид все сам и никому ничего не должен и ничем не обязан. Самость есть исходная позиция для последовательного формирования гордыни, цинизма и нигилизма (типичных проявлений либеральной парадигмы).
Осознание природных ценностей формирует верность и преданность семье, роду, народу и Отечеству, а, соответственно, и естественным идеям природного гуманизма, которые противостоят искусственным идеям типа идей коммунизма (коммунального гуманизма) или инклюзивного капитализма (либерального гуманизма).
Развитие (и прежде всего развитие здоровья) семьи, рода, народа, общества и страны определено нравственным сознанием как производным долга и совести.
Развитие здоровья, которое определяется расширенным воспроизводством здоровья в поколениях, является системообразующим результатом жизнедеятельности природной гуманитарной системы и ключевой демографической проблемой, потому что здоровье определяет качество населения.
Две проблемы демографии - количественная и качественная - не равно значимы. Воспроизводство количества населения значительно менее важно, чем воспроизводство качества населения, то есть его здоровья - ментального, включая нравственное, генетического, психического и физического.
Можно сказать, что количественное воспроизводство больного населения лишено смысла - системного, экономического и нравственного, а единственный путь повышения здоровья народа - это путь следования природным ценностям и, как следствие, достижение расширенного воспроизводства здоровья в поколениях, то есть расширенного воспроизводства качества населения.
Заметим, что успехи Советского Союза были во многом обеспечены высоким качеством населения, которое с внедрением либеральной парадигмы быстро снижается. Достаточно упомянуть, что за последние 40 лет доля юношей, пригодных к строевой службе, сократилась вдвое, не говоря уже о росте психозависимостей.
Изложенное позволяет утверждать, что естественная парадигма природных ценностей является позитивным результатом биосоциальной микроэволюции человека.
Искусственные парадигмы (коммунальная и либеральная) представляют собой осознанные или не осознанные попытки увести биосоциальную микроэволюцию на ложный путь.
И не случайно либеральная парадигма акцентирует внимание людей на интеллекте, отодвигая нравственность на второй план, а часто и отрицая ее значимость.
Еще раз отметим, что природные ценности составляют смысловое ядро всей системы традиционных ценностей.
Существует два типа теоретических моделей - описательные (феноменологические) и объяснительные (содержательные). Например, термодинамика и молекулярно-кинетическая модель.
Оба типа могут быть чисто концептуальными или иметь компоненты формализации - математической или семантической. Семантическими формализмами являются базы знаний на основе онтологий. В концептуальных моделях роль онтологий играют определения понятий.
Если различать семантики (значения) и смыслы, то даже в концептуальных моделях семантики формальны. Семантика обретает смысл только в контексте некоторой прагматики, то есть некоторой системы ценностей. Иными словами, смысл это суперпозиция семантик и ценностей.
Представленная концептуальная модель системы основных природных нравственных ценностей является содержательной, поскольку она опирается на существующие знания о биосоциальных процессах и обладает высоким объяснительным потенциалом.
Литература
1. В.Н. Ростовцев, Триединая суть Традиции // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28603, 25.08.2023
2. В.Н. Ростовцев, Контроль здоровья // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28226, 16.12.2022
3. В.Н. Ростовцев, Здоровье для развития // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28035, 24.08.2022
В.Н. Ростовцев
***
Источник.
НАВЕРХ.