...Беседа десятая
Человечество с самого древнего времени пыталось понять окружающий мир
. Все народы планеты создавали мифы, рассказывающие о том, как возникли земля, небо, первые люди, добро, зло, страдания и смерть. Это примитивная культура, особенностью которой является миф и обряд.
Пока еще нет веры в богов, пока нет особого жреческого сословия. Обряд - это игра, имеющая некоторый смысл, иногда истинный, иногда ложный.
Мифы и обряды неотделимы друг от друга. Обряд - это игра в историю, рассказанную в мифе.
Обрядовой игрой является любая служба в православной церкви, например, обряд в честь любой иконы, обряд на праздник пасхи, рождества и т. д.
Ложным обрядом является обряд отпевания или обряд крещения. Ложным, потому что отсутствует реальный смысл, которым он якобы обладает.
В этот период человеческого развития, человек остро чувствует свою зависимость от мира, боится вторгнуться в его порядок, обрушить на себя гнев неведомых сил. Он пытается привлечь эти силы на свою сторону или оборониться от них с помощью магических слов, заклинаний. Его жизнь четко определена целой системой табу, запретов.
Множество мифов рассказывают о таинственных силах, управляющих миром и о вечной стране, куда души людей попадают после смерти. Каждое племя устраивает царство вечности по своему вкусу.
Так как интеллект не развит, но зато развиты инстинкты, особенно инстинкт выживания, мир прекрасно ощутим, ощущаются энергии, взаимодействующие в окружающей среде, исходящие от всего, при этом мир окутан тайной. Духи живут в горах, в реках, в деревьях. Они человеко подобны, обладают характером и огромными магическими силами. Человек одухотворяет и обожествляет природу.
В самом начале развития, человечество о Боге не размышляло, оно поклонялось природе. Каждое племя поклонялось множеству духов. Все, что играло какую - то роль в жизни племени, признавалось подвластной духовной т. е. высшей силе. Ей поклонялись. Мир воспринимался, как живая система духовных сил, активно влияющих на земную жизнь. Человек вынужден был постоянно налаживать свои отношения с местными божествами.
Духи, в представлении древнего человека, живут рядом, присутствуют в окружающей природе и активно влияют на жизнь племени. Характер духов представлялся очень похожим на характер человека. Человек видел мир через призму своего инстинктивного сознания. Борьба за выживание - основной инстинкт и основное содержание жизни того времени.
Это заставило людей делить духов на тех, кто помогает выжить, и на тех, кто препятствует. В любом случае надо было завязать доброе отношение с духами. Эти отношения устанавливались с помощью дара, жертвы, заклинаний.
Тогда, когда человек достиг более высокой стадии развития, когда стал более активно проявляться разум, он начал задумываться о сути жизни и смерти, о времени и вечности, о происхождении и смысле бытия.
В начале возник образ единой Матери - Земли и Отца, живущего на небе. Земля, рождающая все живое и принимающая в себя новое семя. Она во всем подобна человеческой матери, но обладает еще тайной бессмертия. Гея - богиня древних греков, первое существо, возникшее из хаоса. Она родная всему живому, она родила все.
Даже небо родила она. Все дальнейшие формы произошли от сочетания Геи и Урана. Уран - отец мира. Большие светила, Луна, солнце становятся жилищами Бога, творящего мир. Этот творец вызывает восторг и страх. Его царство находится наверху.
Постепенно возникло представление о многих богах, живущих на небе. Каждый бог покровительствует, «заведует» либо земной стихией, либо природным явлением или бытовыми действиями людей. Бог моря, утренней зари, земледелия, охоты и т. д. Богов тоже нужно умилостивить жертвой, гимнами, восхвалениями.
Несколько тысяч лет человечество повсеместно приносило Богам в жертву человеческие жизни, затем в жертву стали приносить животных. Это и сейчас сохраняется в обрядах некоторых христианских церквей и в обрядах мусульманства. Современное культовое действо - поставить свечу в церкви, есть отражение тех древнейших представлений - способ привлечь к себе внимание высшего духа и задобрить его.
Этот древнейший период в развитии человечества называется периодом язычества, идолопоклонничества. Боги делятся на добрых и злых, между которыми существует борьба. Мир видится в двух оттенках: черное и белое. Понятие о Боге и Сатане, Аллахе и Шайтане есть лишь отражение этого уровня сознания.
Тысячелетия в жертву богам приносилось самое ценное - человеческая жизнь. У карфагенян был республиканский общественный строй и был бог Молох, которому в трудные времена приносили в жертву сотни детей. Другие племена еще на заре цивилизации отказались от человеческих жертв. В Библии эта реформа связана с именем Авраама.
В Китае они отменялись постепенно под влиянием критики Конфуция и гуманной религии Буддизма. Вера в существование духов сохранилась в среде более примитивных народов. Сейчас еще некоторые народы верят в существование духа, личного покровителя человека. В христианстве эта древняя вера трансформировалась в веру в ангела-хранителя.
Европейская культура немыслима без богов и героев древней Греции. Могучи боги. Не хотят знать они ничего, что может омрачить их безмятежность. Но, где-то над ними есть нечто, от чего содрогаются даже они, от чего они зависят - Рок, Необходимость. Это темная, непонятная ни людям, ни богам сила, невидимая, невообразимая, не поддающаяся никакому воплощению. Бога, олицетворяющего Рок - нет. Его нельзя себе представить.
Где-то на краю земли сидят три богини судьбы и ткут нити жизни. Только они знают веления Рока. Можно умилостивить и уговорить человекоподобных Богов, но неумолимы эти три богини. Итак, эти древнегреческие боги не беспредельны. Есть границы их могущества. Постепенно греки начинают осознавать бессилие своих богов, но пройдет еще много времени, пока человек не перерастет своих богов и не свергнет их с пьедестала.
Греки иногда ропщут, но поклоняются своим богам, потому что ничего высшего не знают. Пока еще они стараются вымолить их милость у алтарей, умилостивить их тучными жертвами. Часто человек жалуется богам на жизнь, ищет защиты от страданий, но боги не только не помогают, но часто сами являются причиной страданий. Боги греческих мифов ревнивы, завистливы, властолюбивы. Но, постепенно старые боги начинают умирать.
Они проживут еще какое-то время, но это уже умирающие боги. Точно так же как сейчас начинает умирать Бог христиан, мусульман и иудеев. Он еще проживет несколько веков, но, это уже умирающий бог.
На каждом этапе истории есть несколько типов религиозного развития. В начале люди верили во множество богов и духов. Это политеизм. В христианстве и мусульманстве сохранилась вера в нескольких богов (в христианстве) и во множество духов добрых (так называемых святых) и множество духов злых - бесов. Это монотеизм.
Единобожие - это свойство иудейской религии. Есть вера только в одного бога и нет веры ни в каких, более низких духов. В чем разница между политеизмом и монотеизмом? В дистанции между верховным духом и всеми остальными. К верховному Богу обращаются в торжественных случаях.
Менее могущественные, но более телесные, обладающие обликом и свойствами, святые в христианстве, более приближены к человеку. К ним обращаются чаще со своими бытовыми проблемами. Но, это все та же примитивная религиозность, мало чем отличающаяся от религиозности дикаря. Еще ниже существуют таинственные вредоносные духи, бесы в христианстве, действующие по мелочи во вред человеку. Борьба с ними выставляется как главная заслуга православной церкви.
По мере развития человечество меняет свои представления о мире, о жизни, о богах. Эти представления всегда отражают уровень развития масс. Каждая религия отражает своей догмой, религиозной мифологией уровень сознания масс того времени, когда она создавалась.
Истинные знания о Мироздании, о его законах, существе жизни и смерти, которые приносит планетарный Учитель, что должно изменить существующие представления в данном регионе планеты, как правило, потом почти умирают, вытесняются религиозной мифологией и ритуалами религии. Возникшая церковная мифология отражает состояние сознания масс, характеризует время.
Законченный облик религии придают профессионалы, священнослужители. Они появляются не сразу. Представление о связи каждого человека с духами - покровителями слабеет. Возникает представление об особом избранничестве шамана. Он - носитель всего самого лучшего, святого, что накопила традиция племени. Быть шаманом его выбрали духи и духи помогают ему.
Потом появляются служители конкретного Бога - жрецы. Дело жреца не общение с мелкими духами. Он служит богам покрупнее, милость которых обеспечивает порядок в космосе и благоденствие народа. Иногда корпорация жрецов приобретает огромное могущество и становится серьезным соперником государственной власти. Это произошло в древнем Египте, Индии и Израиле.
Одновременно с существованием олимпийских богов древней Греции, развивался культ единого бога в другом регионе планеты. Об этом боге повествует источник древнееврейской культуры - Библия. Это сборник многих книг, возникших с УШ века по П век до н. э. Все они потом были объединены в одну книгу, священную для иудаизма и христианства.
Вся европейская культура возникла под влиянием Библии. Вечные темы - добра и зла, смысла жизни, смысла любви и страданий - развивались на базе библейских сюжетов с библейскими персонажами. И с Библией связаны фанатизм, мракобесие, борьба против науки и гуманизма.
Первая книга Библии «Бытие» начинается с картины создания мира. Но, это другая трактовка создания мира, чем у древних греков и у других народов. У греков, у китайцев земля и небо - обожествляемые родители всего живого. От них произошли боги. В Библии же Бог творит небо и землю и не так, как древние племенные боги из какого-то материала, а духовно, словом.
Сам по себе миф о шестидневном сотворении мира ничуть не менее наивен, чем все другие мифы древности. В центре мифа всемогущий творец. Он поражает своим могуществом. Высший бог древних греков Зевс - всего лишь самое могущественное создание мира. Он вполне телесен. Библейский Бог - создатель мира. Он создает его из ничего, силой духа.
Зевс был подвластен Року, библейский Бог - никому. Этой первопричине всех явлений стали поклоняться древние евреи. Бога своего они назвали Сущим. Имя библейского Бога Яхве, Иегова в переводе означает Сущий т. е. существующий вечно. Начиная со второго тысячелетия до н. э. судьба несколько раз забрасывала евреев далеко от родной земли.
Именно обстановка изгнания сделала невидимого высшего Бога очень близким этим племенам. Духовные вожди, пророки внушили этому народу, что их Бог покровительствует, опекает свой народ. Возвысили его в своих собственных глазах. В неравной борьбе с другими народностями постепенно утвердился образ единственного, самодержавного, всемогущего Бога, не имеющего никаких соперников.
Это грозный и справедливый владыка мира. Он - воплощение добра, но он же грозный отец, суровый по отношению к своим детям. Действия его не всегда понятны, но надо его любить, надо ему доверять, как дети доверяют своему отцу. Он не подчиняется судьбе, как греческие боги. Он сам творец провидения, т. е. изъявления своей воли. Он - даритель, давший все - жизнь, землю, пищу, и он вправе отнять их. Преклонение перед ним - благодарность за чудо бытия.
Веками складывался этот высший образ. Но, очевидно для посвященного в эзотерическое знание, что создание этого образа Бога, более приближенного к Истинному творцу Вселенной, чем все предыдущие боги - есть влияние планетарной Иерархии, которая медленно и последовательно ведет человечество к истинным знаниям о вселенной, о ее Творце.
Медленно развивается религиозное сознание планетарного населения. Это религиозное сознание проходит несколько этапов - примитивное племенное представление о мире и о жизни. Первичная религиозность - многобожие и монотеизм, и смешанные формы этого, то, что существует сейчас. И, наконец, истинная религиозность, не слепая вера в высшее, а конкретное знание о мироздании, о его творце, о законах бытия в нем.
Но, пока еще уровень сознания, характерный для первичной религиозности, что удивительно, свойственен для многих. Сейчас модно говорить: Бог послал, Бог подарил, указал и т. д. Удивительно это слышать от людей образованных. Нет такого Бога, который что-то приказывает, дарит, забирает, карает.
Представления о таком Боге возникли пять тысяч лет тому в среде иудейских племен. Существованием единого высшего Бога более могущественного, чем племенные божества других народов, объясняли они мир. Все явления окружающего мира, все события в жизни племени и в жизни человека они объясняли волей этого одного Бога, которого воспринимали, как покровителя только своих племен.
Нет сомнения, что такие идеи, получившие широкое
распространение в форме христианства и мусульманства, должны были принести пользу в деле обучения человечества. Все беды, несчастья народы объясняли гневом этого бога. Человек почти две тысячи лет боялся божьего наказания и при жизни, и после смерти. Идея посмертного вознаграждения и наказания были нужны, потому что соответствовали полу животному состоянию сознания многих. Но, после определенного уровня развития масс, эта идея перестает быть эффективной.
Люди верят в Ад и рай, но продолжают радостно грешить, отпущение грехов, предсмертное раскаяние, омовение в Ганге - такими детскими методами многие пытаются избавиться от своей детскости. Только тогда, когда ум становится достаточно взрослым, он с презрением отметает всю эту младенческую чепуху.
Некоторые современные люди уверены, что должно быть моральное управление миром, должна существовать какая-то санкция на вознаграждение за добродетель и наказание за грех. Но в нашей сложной и хаотичной жизни такой санкции не видно. Мы видим доброго человека, раздавленного несчастьем, и злого процветающего.
Мы видим много несправедливого страдания. Это пятно на мудрости и справедливости Бога, почти доказательство, что Бога нет. Но современные христиане и мусульмане совсем не способны к анализу, к размышлению. Они четко делят мир только на два цвета: черный и белый. Обычно, эти люди крайне агрессивны, абсолютно убеждены в своей правоте. Все, что вписывается в их картину мира, что соответствует той религиозной догме, которую они признают истинной, они считают белым, все другое - черным.
Несколько другой образ Единого дан в философского - мистическом Учении Каббале. В Каббале существует попытка разумно ответить на вечные вопросы: каким образом существует этот несовершенный мир, если Бог вечен? Почему существует несовершенство и зло, если Бог благ и совершенен?
Ответ заключается в том, что Бог - сердцевина бытия. Эту сердцевину окружает ряд сфер, подобных слоям луковицы. Несовершенство бытия существует на окраине, там, где шелуха. Человеку следует вглядываться в глубину и открывать слои все более совершенные. Тогда постепенно он начинает постигать искры Божьего огня. В конце концов, он постигнет абсолютное благо.
Такого Бога, о котором говорят христиане, мусульмане, иудеи или индусы, нет. Но есть Абсолютное начало, не прекращающее свое бытие, есть божественный, целостный организм, Космос, пронизанный единой развивающейся жизнью, который можно назвать развивающимся Богом, есть высший вселенский разум, который можно назвать проявленным Богом мироздания. Пожалуйста. Если вы не можете обойтись без слова «Бог», употребляйте это по отношению ко всему Космосу или по отношению к Вселенскому Разуму. Мне гораздо ближе слово «божественность». Оно относится вообще к жизни.
Человек поклоняется многим богам только потому, что поклоняется его понятиям о Боге, его ограниченным представлениям, а не самому Богу, не мировому Единому. Его поклонение носит наивный характер в форме молитв, просьб, церемоний. В то время как волю Бога (Логоса) надо определять в неизменных, универсальных Законах Бытия. Нарушение этих законов и есть грех, приводящий к закономерным страданиям.
«Лучшая процедура служения Богу - познание законов Универсума и осуществление жизни в соответствии с этим знанием».
Джордано Бруно
Отношение к добру и злу тоже есть отражение нашего уровня духовного развития. Нетерпимый к другим, агрессивный христианин ли, мусульманин или последователь Рерихов, совершенно не понимает того факта, что мы живем в мире целостном, гармоничном.
В сознании современного человека должна возникнуть идея целостности и гармонии вселенского бытия. Гармония состоит из обязательного наличия черного и белого. Мир, в котором мы существуем двойственен. Он состоит из дня и ночи, лета и зимы, добра и зла. Но понятия добра и зла относительны. Они все время изменяются в соответствии с развитием человечества.
Вселенная - это целостная гармония и в ней должны присутствовать как положительное, так и отрицательное, как высокое так и низкое. Эволюция Вселенной осуществляется взаимодействием этих противоположных начал. Когда в сознании человека возникает ощущение целостности, гармонии жизни, это свидетельствует об очень высоком уровне духовного развития. Каждый святой относится к миру как к целостности. Именно поэтому, люди, достигшие святости, очень терпимы ко всем проявлениям жизни.
Человечество по-разному представляет жизнь, Бога, роль человека в жизни. Оно делится на два лагеря. Западное человечество и Восточное. Западная культура отвергла внутреннюю реальность человека.
Человек есть тело, душа - это нечто эфемерное, мало понятное и не слишком существенное, она служит телу - это истинное мировоззрение миллионов людей Запада, к какой бы религии они себя не причисляли. Единственный смысл жизни - накопление материальных благ и удовлетворение собственных желаний. Единственный Бог - деньги.
Восток считает, что человек в первую очередь есть душа, а тело - это инструмент души. Главная задача человека - развивать сознание души, достигать Бога внутри себя.
Западная культура утверждает, что сознание - побочный продукт бытия. Оно не существует само по себе, когда тело умирает ничего не остается.
Восточный ум в поисках подлинной реальности углубился в изучение сознания. На востоке попытались заглянуть внутрь человека и обнаружили, что душа действительно более реальна. Тело - просто инструмент души, просто материя, разрушающаяся после физической смерти. Душа же человека не прекращает своего существования, по сути, бесконечно, постоянно проявляясь в новых физических телах.
Около восьми тысячелетий постоянного поиска внутренней реальности привели к выводу, что конечная реальность, высшее бытие принадлежит духу.
Все мистики, все святые Востока тысячелетия настаивали, что тело только кажется реальным, но оно смертно, тогда как сознание или дух кажется нереальным, но именно оно бессмертно.
Развитие Запада является детским в сравнении с Востоком. Восток значительно древнее. Запад не пошел путем исследования внутреннего мира, он исследовал мир внешний. Здесь были созданы науки.
На Западе работа с сознанием, внутренний поиск божественного сознания церковью был запрещен. От человека требовалось одно - верить в Бога, слепо подчиняться церкви. Церковь стала той силой, которая препятствовала миллионам развивать духовное сознание. Именно христианская церковь оказалась величайшим врагом подлинной религиозности на Западе.
Запад становился все более рациональным, все более удаленным от истинного Бога, Восток - все более медитативным, все более далеким от реальной жизни. Но, и то и другое является ущербным. Целостный и гармоничный человек - это тот, кто не отказывается от мира реального, кто активно и творчески живет в этом мире, но кто считает, что развитие сознания - основная цель жизни, кто устремлен к божественному началу внутри себя.
Только к этому богу следует устремляться. Вот как об этом говорил Иисус: «Царство Божие и Небо внутри нас, а не вне нас.» И еще «И когда молишься, не будь, как лицемеры - войди в комнату и затвори дверь, помолись Отцу твоему, который втайне.» Бог твой, который втайне, есть искра Божья, божественное начало, которое находится глубоко в твоем сознании. Почему христиане не понимают очевидного мудрого смысла слов, сказанных Иисусом?
Есть религии, которые принижают контакт человека с Богом до уровня поста, а есть религии, которые возвышают человека до прямого контакта с божественным началом в собственном сознании.
Все религии разняться степенью воздействия на сознание человека. Если религия требует от человека только соблюдение ритуалов, постов и участия в церемониалах ее влияние на сознание личности незначительно. Такая религия почти не отличается от языческих верований.
Итак, Вселенная - это множество миров, в которых существует жизнь на разных степенях развития сознания. Земля - один из таких миров, где проходит совершенствование человеческий дух.
Человек - это развивающее сознание существо, тройственное, подобно всей Вселенной, часть природы Земли, часть вселенской жизни. Он подчиняется законам природы планеты Земля и законам Вселенского бытия.
Его развитие бесконечно, как и бесконечна жизнь во Вселенной. Это бесконечный путь совершенствования его души от животного уровня до уровня богочеловека.
В этом процессе развития единственная движущая сила - его воля и разум.
Алина Якунина
***
Источник.
НАВЕРХ.