Вопрос о классах и классовой борьбе в нынешних условиях необходимо ставить на повестку дня, причём разговор об этом следует вести откровенно, честно и прямо. Без начётничества, без кивания на авторитетов, а проанализировав нынешнюю ситуацию в стране и мире.
И ставить его надо для того, чтобы понять: а есть ли они, классы и классовая борьба, в современном обществе? А то нередко встречаешь в комментариях замечания вроде „такой-то неправ, потому что отрицает классовый подход”.
Социальные группы, да, имеются, причём в огромном количестве. От педофилов и педерастов с либерастами через интеллигентов-либералов и вплоть до крайне левых националистов. Группы есть, а классы?
Маркс о классах с полной определённостью высказаться не пожелал, поэтому обратимся к ленинскому определению классов.
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.
Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.»
Ленин В.И. Великий почин // Полн. собр. соч. Т. 29. С. 388.
Чего-то в этом определении не хватает, а именно - динамики. Есть фотография классов, а куда направлен вектор - ни слова. Хотя сто и более лет назад динамика была понятна каждому: слишком кричаще было различие в доходах рабочего люда и капиталистов. Да и степень монополизации по сравнению с сегодняшним днём была относительно невысока, капиталистов было гораздо больше, чем сегодня, т.е. источник народных бед встречался буквально на каждом шагу.
А что сегодня? Монополизация управления и производства достигает крайности, разница в доходах ещё более значительна, а вот число капиталистов сильно уменьшилось. И стали они очень далеки от народа, что те небожители...
Кто-то возразит, а что принципиально изменилось-то с тех времён? По-прежнему богатые и бедные, такое же присвоение большей доли общественного богатства меньшинством, т.е. все те старые противоречия между классами сохранились. Поэтому, вперёд, организовываем пролетариат и повторяем Великую Октябрьскую революцию.
Изменилось. Многое изменилось, причём в деталях, в которых, как известно, чёрт сокрыт. И, как это ни покажется странным, именно эти детали кардинально меняют всю картину. Динамику меняют. Т.е. противоречия сохраняются, однако они сильно сглаживаются. Якобы сглаживаются, во всяком случае именно этого добились глобальные управляющие: дать людям ощущение, будто противоречия сильно уменьшились.
Вспомним, в каких нечеловеческих условиях жили и работали заводские трудящиеся в начале прошлого века. Будь то в
России или на Западе. Детский труд, беременные рожали прямо на рабочем месте. Где многие и спали - прямо у станков. Никакой безопасности труда, ни отпусков, ни пенсий.
А с улицы постоянно был слышен
хруст. Хруст французской булки предков нынешних интеллигентов, ностальгирующих по барским временам. И как тут не пробудиться классовому сознанию??! Рабу ведь действительно нечего терять, кроме своих цепей!
Что имеем сегодня? Многое имеем по сравнению с классическим пролетарием конца позапрошлого - начала прошлого века. Квартиру, машину, отпуск, пенсию, а главное - возможность питаться так, чтобы даже мысль о голодной смерти не смогла закрасться. Такая, понимаете, деталь.
А она не единственная. В эпоху сознательного пролетариата - была массовая грамотность? Плюс возможность покупать прессу и книги и читать их? Нет, в массовом порядке этого не было, иначе не возникло бы в русском языке новое слово „ликбез”.
Сегодня же, увы (впрочем, давайте это увы мысленно поставим в кавычки: ситуация ведь обоюдоострая), народ грамотен. Грамотен с формальной точки зрения, т.е. лишь настолько, чтобы уметь читать, манипулировать клавиатурой компьютера и разбираться в функциях айфонов. Т.е. теперь грамотные политтехнологи могут свободно манипулировать огромной массой людей, которые, ведь, теперь тоже грамотные, не так ли?
И если раньше неграмотный пролетарий без всяких книг и интернетов прекрасно понимал, что является источником нищеты его и его семьи (а если до конца не осознавал, то товарищи подсказывали), безо всякой литературы чувствовал, что терять ему в материальном смысле совсем и нечего, то такой пролетарий мог легко влиться в ряды сознательного пролетариата. И стать частью класса, способного совершить исторические и социальные преобразования.
Сегодня же политтехнологи направляют сознание и энергию масс на что угодно, только не на осознание своего реально рабского положения. А оно действительно рабское, несмотря на непустой холодильник. Нам предлагают (в приводимом далее перечислении мы не даём оценки тому или иному сюжету) Чуркина и Венедиктова, Соловьёва с Киселёвым, Клинтон с Трампом, „Ледниковый период” с КВН-ом, Гундяева и Ройзмана, Иванова и Маннергейма, Лазара и исламистов, Израиль и США, Францию и Великобританию, расчленёнку жирафа и сбитые самолёты, бандеровцев и Катынь, президентов Чехии и Филлипин... Список, сами понимаете, чуть ли не безконечен.
Но мы же грамотные!!! Мы узнаём, информируем товарищей и коллег, радуемся или негодуем, и так без конца...
Вот вам и ещё одна деталь. И тоже немаловажная. Т.е. всеобщая грамотность плюс Интернет капитально поменяли состояние общества. А значит, с неизбежностью, и качество динамики классов.
Можно было бы ещё немало деталей рассмотреть. Там, какие-нибудь вражеские НГО, свободу передвижения, изменение качества семьи, образования и т.д. Однако даже приведённого должно хватить, чтобы осознать горькую реальность: классы по-прежнему есть, но... классов уже нет! Т.е. рассматривая их в статике, да, также различается способ присвоение общественного продукта, там, средства производства и пр. - см. выше.
Можно и более общее отличие провести: есть крохотная группа паразитов-эксплуататоров и огромная масса эксплуатируемых, имя которой... толпа.
А вот рассматривая в динамике, следует признать: кончились классы. Драйва нет у нынешних эксплуатируемых. Осталась именно толпа. Множество отдельных атомов, иногда соединяющихся в социальные молекулы и даже при определённых условиях образующие небольшие осязаемые массы вещества. К сожалению, практически всегда аморфного.
Кстати, к рассмотренным выше причинам потери этого драйва следовало бы добавить и ещё одну: разрыв между поколениями. Это ведь не только слом патриархального типа семьи. Вот кто был, например, во Франции или Германии, тот мог заметить: нет во Франции работающих пожилых людей. Практически нет. Безработные пожилые - сколько угодно. Т.е. практически все, кому нет семидесяти. В Германии пожилых ещё можно встретить на рабочих местах, но сами немцы признают: это те, кто давно работает на одном месте. А если пожилой человек уволится, то на новое место его уже сегодня не возьмут.
А в России? Попробуйте без блата после 50 лет устроиться на работу. Даже если ваше резюме позволяет вам сразу занять пост министра. Не получится! Это такая кадровая политика либерализма, одной из задач которого является обеспечить разрыв любых общностей людей. А ведь молодёжь, лишённая внимания и опеки старших поколений, не может обеспечить преемственность культуры. Отсюда немало бед проистекает, если по большому счёту...
Вот вам и третья важная деталь, меняющая всю картину под названием „Класс”.
И ведь ещё есть одно важное изменение по сравнению с ленинским временем! Это - всё более явственно формирующиеся сети. Сеть как принцип организации общества. Каждый человек может это ощутить. А ведь что такое сеть по сравнению с тараном? Последним можно очень даже крепкую защиту пробить, например, совершить Октябрьскую революцию.
А что вы сделаете с одной лишь сетью? Вы даже неудачную попытку не сможете организовать. Потому что Октябрьская революция или победа в Великой Отечественной войне - это созидание. Созидание нового общества, более справедливого, защита своих ценностей. А сетью вы можете лишь ещё более ухудшать ситуацию, что мы и видели в Северной Африке или Югославии.
Да и в принципиальном плане сеть есть средство разобщения людей, хотя казалось бы всё обстоит наоборот. Точнее, средство уменьшения степени их решимости, влияния друг на друга. Одно дело, когда группа людей встречается, каждый видит и знакомится с каждым, оценивают друг друга, смотрят в глаза. А другое - переписка в социальных сетях. Ведь чаще всего это анонимно-безответственное общение. Ну обманешь ты, кто и как с тебя спросит??!
Два года назад послал два мейла: в ленинградские ячейки СВ и КПЕ. Чтобы встретиться, именно в глаза посмотреть, прежде чем обсуждать возможность вступления в указанные структуры. И что? Вот, всё жду ответы...
К чему, в конечном итоге, приводит описанная эволюция смысла и качества класса, от Ленина до наших дней? Если мы всё так и оставим на самотёк, то прогноз неутешительный: состояние биосферы деградирует ужасающими темпами, уровень гражданских свобод урезается сильнейшим образом, причём во всех странах мира, дезинтеграция госуправления и т.п.
Т.е. в недалёком будущем мы будем вынуждены всерьёз задумываться о чисто физическом выживании! А это приоритетная для человеческого существа задача, поэтому прощайте даже сегодняшние проблески социальной активности: не до жиру - быть бы живу. И какие тогда будут, простите, классы???
Есть ли выход из складывающейся безрадостной ситуации? Конечно, абсолютных тупиков не бывает, пока человек дышит.
Первое необходимое условие - использовать грамотность, чтобы думать, а не выкладывать в сетях впитанные в совершенно иную эпоху штампы, какими бы хорошими и правильными они ни казались или ни были, но в совершенно другой среде. Думать и оценивать реальность, опираясь на достижения прошлого.
Второе необходимое условие - применять положение „практика - критерий истины”. Причём во всех значениях, а не только для сетевых споров и выяснений отношений. Ведь кто знает, если бы Суть Времени вместе с ПВО Старикова и частью НОДа были бы более многочисленны, то отнюдь не исключено, что Васильева сменила бы Фурсенко, а не Ливанова. И здесь под практикой понимается создание родителями комитетов при школах-вузах, активная очная работа в них. А не только лишь как критерий писаной истины.
Третье необходимое условие - не дать себя опустить до уровня человека, думающего лишь о собственном выживании. Давайте всё же вспомним, что человек - это звучит гордо! Должно звучать. А чтобы было гордо - не включаем ТВ; учимся, используя... сети; не травим себя Коками, кокаинами, алкоголем и прочими западными ценностями; отстаиваем своё понимание, своё, а не навязываемое „авторитетными” социальными институтами разного толка; держим свою позицию в администрациях любого уровня. Через те же родительские комитеты, например. И т.п. Река-то с чего начинается? Конечно, с множества голубых ручейков.
Список условий можно было бы и продолжить. Хотя и это уже немало.
И главное - ничто не заменит реальные дела, добрые дела. А классы... Вывод однозначный: классы, аморфные классы остались, а вот классовая борьба в ленинском понимании сегодня, увы, реально неосуществима. Хотя изречение Ильича, вынесенное на первую картинку, по-прежнему крайне актуально. Только одного понимания, к сожалению, недостаточно.
Сетевой структуре в её навязанной либералами виде мы должны противопоставить свою сетевую структуру, дополненную реальными организациями людей по территориальному признаку. Люди должны общаться „вживую”, знать и понимать друг друга. Чтобы совместно делать реальные, конкретные дела, а не думать о покупке очередного нового дивана взамен протёртого старого.
Классовая борьба умерла - да здравствует классовая борьба нового типа! Через организацию собственных сетей и увеличение ячеек, в которых вместе работают реальные люди, а не только интернетные псевдонимы.