«Россия - тюрьма народов» - это один из штампов информационной войны, афоризм-оружие арсенала консциентальной войны
1), ведущейся против России, созданный на основе высказываний французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина
2), сформулированных в его русофобской
3) книге «Россия в 1839 году».
(На родственную тему см. мини-расследование
«Закон о порабощенных народах - ЗаоПорН» проекта
«Война и народ - ВоиН»)
«Россия в 1839 году»
«Россия в 1839 году» (фр. La Russie en 1839) - путевые записки маркиза Астольфа де Кюстина, изданные им в 1843 году. Маркиз посетил Россию в 1839 году, провёл там 3 летних месяца, в течение которых он почти ежедневно записывал свои наблюдения и размышления в виде писем своим друзьям. По приезде во Францию, маркиз переработал их в книгу, которую издал в 1843 году. Первое же издание было раскуплено за 8 недель. В том же 1843 году книга была переведена и издана в Германии и Англии. С 1843 по 1855 в Европе и Соединенных Штатах было продано около 200 000 экземпляров.
4) Итак, в 1839 году маркиз Астольф де Кюстин по приглашению императора Николая I посещает Россию.
В июне 1839 года он отплывает на корабле из немецкого Любека и прибывает в Кронштадт. В Петербурге проводит несколько недель, бывает на балах, знакомится с высшим обществом Российской империи, его принимает у себя Николай I. После знакомства со столицей, маркиз решает осмотреть страну, для чего ему приставляют сопровождение. Его путь лежит сначала через Москву, потом Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, потом снова Москва и, после 3 месяцев путешествия, прибывает наконец назад в Петербург, откуда он возвращается во Францию.
Результатом его поездки стала книга «Россия в 1839 году». В ней Кюстин писал: «Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора». Основной упор книги делается на незавидном положении всех народов, находящихся под властью российского императора. Эту книгу А. И. Герцен назвал «самой занимательной и умной книгой, написанной о России иностранцем». Учитывая, что книга эта была очень популярна (по словам Герцена, «сочинение Кюстина побывало во всех руках»), образ России как «тюрьмы народов», найденный автором, благодаря частому повторению и цитированию, вошел в русский язык в качестве афоризма - афоризма-оружия, обладающего большой разрушительной силой.
Использование мифа «РоТюН» как оружия против России
… Кризис в России начала XX века был вызван очередной волной модернизации. В конце XIX век Россия переживала развитие промышленности по образцам западного капитализма. Но это развитие происходило в иных культурных и социальных условиях, нежели на Западе, так что накопившиеся противоречия подвели к революции с иными «действующими лицами», о чем говорилось выше. Главные «действующие лица» имели ясно выраженную антибуржуазную и антилиберальную направленность.
Те культурные силы, которые стремились поддержать легитимность традиционных форм Российского государства (славянофилы в конце XIX века, «черносотенцы» после революции 1905 г.), были дискредитированы в общественном сознании образованного слоя и оттеснены на обочину. Напротив, убеждение в праведности государства стало подрываться с нарастающей интенсивностью. Возник фатальный резонанс между делами подрывающих государственность сил и действиями самого государства. Разумные, примирительные и даже прогрессивные дела царского правительства стали нередко судиться двойным стандартом, искаженно восприниматься в общественном сознании и ухудшать положение. Александр II, осторожно и успешно проведший труднейшую реформу по отмене крепостного права, был убит народовольцами.
Имевшими большой авторитет в общественном мнении западниками был создан ряд «светлых мифов» о Западе и одновременно ряд «черных мифов» о России. Все более широкими становились контакты русской интеллигенции с Западом, где с конца первой трети XIX века в общественном мнении стала господствовать русофобия - представление Российской империи как деспотической тирании, душительнице всякой мысли и свободы. В этой установке удивительным образом совпадали идеологические противники - и консерваторы, и либералы, а потом и марксисты Запада. С большим трудом добились европейские правительства участия России, в соответствии с ее обязательствами по Священному союзу, в подавлении революции 1848 г. в Австро-Венгрии - и тут же всеми газетами Россия была названа «жандармом Европы». Такое представление о России «импортировалось» на родину, где благожелательно перепечатывали и комментировали модную на Западе книгу французского маркиза де Кюстина, в которой он дал примитивную карикатуру на государственное устройство России.
(С.Г.Кара-Мурза, Советская цивилизация, т. 1)
…Очень важно для традиционного общества понятие народ как надличностной общности, обладающей исторической памятью и коллективным сознанием. В народе каждое поколение связано отношениями ответственности и с предками, и с потомками. На Западе же понятие «народ» изменилось, это - граждане, сообщество индивидов. Консерватор Де Местр писал, отвергая буржуазную революцию: «Народ обладает всеобщей душой и неким подлинным моральным единством, которое и приводит к тому, что он есть то, что есть». Другой французский традиционалист, Ламеннэ, писал, что следствием Реформации явился капитализм с его жаждой наживы, превративший Францию начала XIX века в «собрание 30 млн. индивидуумов».
Будучи неделимыми, индивиды соединяются в народ через гражданское общество. Те, кто вне его - не народ. C точки зрения западных исследователей России, в ней даже в середине XIX века не существовало народа, так как не было гражданского общества. Путешественник маркиз Де Кюстин писал в своей известной книге о России: «Повторяю вам постоянно - здесь следовало бы все разрушить для того, чтобы создать народ».
(С.Г.Кара-Мурза, Советская цивилизация, т. 1)
Ссылка 1 Ссылка 2 Ссылка 3 Ссылка 4 1) Под «консциентальной войной» сегодня понимают войну психологическую по форме, цивилизационную по содержанию и информационную по средствам, в которой объектом разрушения и преобразования являются ценностные установки народонаселения противника, в результате чего первичные цели заменяются вторичными, третичными и более низкими, приземлённого уровня, с несколько увеличивающейся вероятностью их достижения, причём эта вероятность, за счёт экономических и других материальных рычагов воздействия варьируется таким образом, что достижение заменяющих целей воспринимается человеком как его благо.
(Иными словами, обобщая, можно сказать, что главной целью консциентальной войны является превращение Иакова в Исава или добровольная сдачапервородства, всего идеального в обмен на кажущиеся в данный момент гораздо более важными и нужными сиюминутные блага и «ценности» приземлённого, нередко, низменного, материального характера. Главным при этом на мой взгляд является прежде всего добровольность и даже страстное желание сбросить с себя наконец-то «бремена тяжкие и неудобоносимые» идеального и начать жить по принципу «покойся, ешь, пей, веселись» («…душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися…» - Св. Евангелие от Луки 12:19). То, что данный путь является исключительно дорогой в пропасть, путём регресса и только регресса, умиранием и разложением - начинает осознаваться, как правило, очень поздно. Если осознаётся вообще на этом свете.
Дерзну предположить, не претендуя на богословскую корректность, что первой удачно проведённой и, к сожалению, выигранной противником метафизической глобальной консциентальной войной в истории мира была операция соблазнения Евы змеем вкусить плод с Дерева познания Добра и Зла. Операция эта была проведена с применением таких видов консциентального оружия, как уловки, хитрость, приёмы манипуляции сознанием.
Все признаки столь вожделенной «чечевичной похлёбки» налицо: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел…» (Книга Бытия 3:6). Вторая не менее глобальная операция этой древнейшей тотальной войны была выиграна вторым Адамом - Иисусом Христом при его искушении от дьявола. Сравните ещё с одной не менее глобальной - только теперь уже в планетарном масштабе - выигранной противником в самом широком смысле этого слова мировой консциентальной войной, результатом которой стало разрушение нашей Родины - Советского Союза или исторической России. - Прим. А.С.)
Учитывая непосредственную связь ценностных и целеполагающих установок человека с культурой его народа, можно сказать, что объектом разрушения в консциентальной войне является культурная оболочка противника, а поскольку культура - стержень цивилизации, вопрос идёт о разрушении цивилизации.
(См. здесь:
http://www.milresource.ru/Potekhin-1.html, см. также «Гнев орка», М. Калашников, Ю. Крупнов, ЧАСТЬ I. Пятая мировая война, ГЛАВА 12. Консциентальная война: поражение сознания
http://army.lv/ru/GLAVA-12.-Konstsientalnaya-voyna-porazhenie-soznaniya/1380/32722) См. здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кюстин,_Астольф_де3) См. здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Русофобия4) См. здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Россия_в_1839_году Источник.