Что необходимо для создания атомной бомбы? Разработать её конструкцию и заполнить ядерной „взрывчаткой”. Если все знают о роли академика И. Курчатова в создании конструкции, то о „взывчатке” пишут гораздо меньше. Большой вклад в разработку технологии её получения сделали учёные Радиевого института под руководством другого академика, В. Хлопина. Любопытна фамилия главного проектировщика и инженера проекта завода „Б”, где наработанный в реакторе плутоний отделялся от урана: А. З. Ротшильд.
Спасибо Ю. Мухину, который провёл великолепное исследование жизни Л. Берия, отвечавшего за успех создания атомного оружия в СССР.
Вот, что пишет исследователь в конце
своей статьи относительно технических и организационных сложностей, фантастических сложностей, для организации производства начинки для атомной бомбы.
Трудно поверить, что столько сложностей можно было обойти, решить все технические проблемы и не только заменить слово „невозможно” на „надо”, но и добиться, чтобы это „надо” превратилось в „сделано!”.
***
Кому обязаны
.
Подытожу.
.
Хрущев организовал убийство одного из самых выдающихся государственных деятелей не только СССР, но и России с древних времен. Человека, который находил удовлетворение в великих свершениях своей Родины, кроме этого, умел эти свершения организовать. На фоне нынешнего политического клоповника, в котором целью являются только блага, дающиеся должностью, в котором никто не способен не только на душевный порыв, но и на элементарное творчество, Л.П. Берия смотрится как могучий канал на фоне сельской канализации.
.
Подавляющее число даже тех, кто знает о роли Берии в создании ядерного оружия, полагают, что главное это конструкция бомб. Это ошибка. Конструкция бомб это самое простое в создании ядерного оружия, а самое сложное - это производство самой «взрывчатки» - плутония и изотопа уран-235. Оцените сложность хотя бы по этим проблемам.
.
В природе уран находится в основном в виде урана-238, изотопа уран-235 в этом природном уране всего 0,711% от всего урана. А в собственно урановой руде - в том, что геологи называют урановой рудой, - урана в лучшем случае 2 килограмма в тонне, а обычно 200 грамм. Таким образом, чтобы добыть эту руду, надо перелопатить пустую породу. И для получения 1 тонны металлического урана надо добыть и переработать 100-120 тысяч тонн исходных минералов. Тонна урана занимает объем чуть больше, чем бочонок в 50 литров, а чтобы эту тонну получить, нужно переработать 2000 полностью груженных железнодорожных вагонов сырья!
.
Но даже эта тонна такого урана прямо для бомбы не годится. Этот уран нужно либо грузить в ядерный реактор для получения плутония, либо извлекать из него те 0,711% изотопа уран-235. Для осуществления реакциии получения плутония из урана-238 в промышленный реактор нужно загрузить примерно 150 тонн урана и не менее 1000 тонн блоков из чистейшего графита. Графит и алмаз - это химический элемент углерод, так вот, графит для реактора должен быть по примесям чище, чем чистейшей воды алмаз. Как такой графит получать в таких количествах, было неизвестно.
.
Реактор для получения плутония должен работать три месяца и только после этого в урановых брикетах в этом реакторе накопится плутоний в мало-мальски достаточных количествах. Эти урановые брикеты нужно извлечь из реактора, растворить, выделить из урана плутоний (на то время - неизвестно как), и вот уже этот плутоний (после в то время неясной его обработки) можно использовать для создания атомной бомбы.
.
После трех месяцев работы промышленного реактора, в нем образуется не более 0,01% плутония, то есть максимум до 100 граммов в тонне обработанного в реакторе урана, а с учетом возможности извлечения - 50-60 грамм, но для одной атомной бомбы требовалось 10 кг плутония. Кстати, к тому времени в СССР было разведано всего 370 тонн урана, а только на одну загрузку реактора для получения плутония нужно было 150 тонн. К 1948 году в ведомстве Берии в разведке и добыче урана уже было занято 600 тысяч человек.
.
Теперь о выделении изотопа урана-235 из его смеси с ураном-238. Эти изотопы - это один и тот же химический элемент, поэтому никакими химическими способами разделить их невозможно. Приходится крутиться. Уран сначала переводят в газообразную форму - соединяют с фтором в шестифтористый уран - гексафторид урана, а это газ, в котором молекулы урана-238 чуть-чуть тяжелее, нежели молекулы урана-235.
.
Разница ничтожна - молекула гексафторида урана-238 весит 352 атомные единицы, а молекула гексафторида урана-235 - 349 атомных единиц. Если считать, что молекула 235-го весит килограмм, то молекула 238-го будет весить килограмм и еще 8 грамм. И за эту разницу - за эти 8 грамм в килограмме, за эти 0,8%, - приходилось цепляться.
.
Начинали с диффузионного способа разделения этих изотопов, при котором на каждом этапе - в каждой машине - количество гексафторида урана-235 повышалось на 0,2%. Брали исходный газ и прогоняли его через одну диффузионную машину, после чего в этом газе содержание изотопа урана-235 поднималось с 0,711% до 0,712%. Полученный после первого обогащения газ запускали в следующую диффузионную машину, потом в очередную, и так далее, и так далее. После прохождения, скажем, через 14 машин, содержание урана-235 увеличивалось с 0,711% до 0,730%, а надо было иметь минимум 90%!
.
И чтобы это содержание получить, нужно было до 10 тысяч машин в одной колонне друг за другом, причем разных типов. Ужасное производство по своей сложности, ведь неисправность одной машины из этих тысяч, будет приводить к остановке всех! Не мудрено, что через год попытки запустить это производство, директор и главный инженер объявили, что это невозможно! Берия был вынужден выехать на этот завод и организовать вывод его из технологического и организационного тупика. Вторая атомная бомба СССР уже была из урана-235.
.
Все ученые в деле создания ядерного оружия хвалят себя и друг друга, но их роль - это роль повара, сумевшего пожарить бифштекс из говяжьей вырезки. А роль Берии - это роль того, кто построил коровники, засеял поля, получил телят, откормил их полученной кукурузой и люцерной, забил бычков, разделал, доставил вырезку в ресторан и проследил, чтобы повар не воровал и не пьянствовал на работе.
.
Но и это не все. И англичане, и американцы не сумели организовать разделение изотопов на центрифугах. А Берия вложил деньги и подобрал инженеров для освоения этого способа. В результате первый в мире завод по разделению изотопов на центрифугах был построен в СССР в 1964 году - на 10 лет раньше, чем где-либо в мире. Этот способ почти в три раза производительнее диффузионного, а расход электроэнергии на единицу разделенных изотопов в 25 раз ниже. Берия не просто умел организовать самые сложные дела, он чувствовал перспективу!
.
Его загрузки по атомному проекту было достаточно, чтобы любой человек семи пядей во лбу приходил на работу в 8 утра и уходил в 8 вечера. Без выходных. Но ведь Берия был заместителем Сталина по многим вопросам. Скажем, когда он в 1945 году наметил планы увеличить добычу нефти в три раза и довести ее добычу к 1960 году до 60 миллионов тонн, запаниковал и пошел жаловаться к Сталину министр нефтяной промышленности Байбаков - ни разведанные запасы, ни имевшиеся технологии не позволяли это сделать. Берия взял эту проблему в свои руки, организовал разведку, совершенствование технологий, производство бурильных коронок и обсадных труб, бурильных станков и т. д. и т.п. И не к 1960, а уже к 1955 году производство нефти в СССР достигло 70 миллионов тонн, а к 1960 году - 147 миллионов!
.
Нынешние «демократы» у власти разворовали и разворовывают все - и запасы оружейного урана, и запасы нефти. Ну, так надо хотя бы знать, чей интеллектуальный труд на благо народа СССР, они пускают на дорогую жратву и дорогих бл…дей.