ДТП с велосипедом: кто виноват?

Sep 11, 2020 13:40


Есть такое чувство, что в головах подавляющего большинства - примерно такая картина: лихач-велосипедист не знающий правил (давно пора обязать велосипедистов сдавать на права), без шлема и светоотражающей одежды (давно пора всех велосипедистов обязать носить шлем) злостно нарушает ПДД (например переезжая зебру не спешиваясь) и заставляет добропорядочного автолюбителя себя сбить.

Такая картина формируется ютьюбом куда автомобилисты с регистраторов выкладывают выгодную им картинку (очевидно что автомобилист реже выкладывает видео свидетельствующиие о его вине в дтп, чем доказыващие его невиновность). Все сми в статьях о велосипеде в городе делают акцент на нарушении правил велосипедистами. Вобщем залез я на сайт гибдд со статистикой и разобрался - кто на самом деле виноват.

Вполне ожидаемо сайт со статистикой ГИБДД встретил дизайном из 2000х:



и неожиданно порадовал возможностью выгрузить данные аж в четырех форматах:  PDF, CSV (кривой), XLS и XML. Выгрузить общую статистику по всей стране можно только с минимальной детализацией - общее количество ДТП, количество пострадавших и разбиение по типам ДТП, узнать кто конкретно виноват - не получится. Полная информация содержится в так называемых «карточках ДТП» (в них действительно полная информация о ДТП вплоть до состояния дорожного покрытия, освещения, алкогольном опьянении участников и т.д.), видимо из-за полноты и большого количества данных выгружать их можно только по одному региону и за период не более двух недель. т.е. выгрузить статистику за пять лет по 83 регионам России - это 83*26=2158 раз провести операцию по скачиванию, стирать пальцы в кровь не хотелось, потому пришлось осваивать CURL.

Вытянув все данный с сайта, можно начинать рисовать красивые диаграммы:



оказывается велосипедисты виноваты только в трети всех ДТП, посмотрим детальней:





Попробую предположить что «перекресток» ловят неопытные велосипедисты, которые не знают «правило правой руки» или не знают знак «уступи дорогу». Вторая по популярности «зебра» - удобное для ГИБДД правило по которому сбитый на зебре велосипедист если он находился за рулем велосипеда автоматически становится виновником ДТП.  Третья по массовости причина ДТП - это «нарушение сигналов светофора» - тут мне нечего сказать в защиту велосипедистов.

А что там у автомобилистов?



Довольно ожидаемо - на первом месте с большим отрывом «перекресток» - нет такого велосипедиста которому не пришлось бы уворачиваться на перекрестке от встречного поворачивающего налево автомобиля, или автомобиля выезжающего со двора. По своему опыту могу сказать что часть из подобных ДТП происходит оттого что автомобилисты считают велосипедиста второстепенным участником движения, который должен во всех случаях уступать дорогу - у таких автомобилистов есть конкретное название - мудаки.



Видно, что с большим отрывом лидирует «перекресток» (4 из 5 по вине авто), на третьем месте «зебра», учитывая что это единственный тип нарушения, который может совершить только велосипедист - именно на нем делают упор пропагандисты, автомобилисты и ГИБДД (это отлично вписывается в общепринятый тренд виктимизации велосипедистов, несмотря на то, что это нарушение является причиной только 8% ДТП) Здесь, здесь, здесь.

Что по этому поводу говорит ЦОДД:

В последнее время значительно увеличилось количество ДТП с участием велосипедистов и пользователей самокатов. Во многом это происходит из-за несоблюдения правил дорожного движения. Главное, о чем следует помнить пользователям велосипедов и самокатов: при приближении к пешеходному переходу необходимо остановиться, взять велосипед или самокат в руки и переходить дорогу только пешком.

Еще раз повторю - для снижения количества ДТП, ЦОДД призывает переходить пешеходный переход спешившись, т.е. из 100% причин ДТП ЦОДД выбирает ту в которой невозможно обвинить автомобилистов, и бьет по ней (хотя это всего 8%).

Допустим вы тот самый велосипедист, который решил пройти по зебре пешком ведя велосипед рядом, как предписано правилами, думая - «ну теперь то я в безопасности», а вот и нет - смотрим в пятую строку диаграммы - 5% всех ДТП - это по вине водителя сбитый на зебре спешившийся велосипедист.

Еще раз повторю - из всех утюгов велосипедистов призывают спешиваться при переходе через зебру, - из статистики видно что таким образом количество ДТП можно снизить на 8%(хотя очевидно - если все велосипедисты начнут переходить зебру пешком, то скорее всего вырастет количество ДТП в пятой строке). И заметьте - ни в одной статье нет призыва к автомобилистам быть внимательней на перекрестках (30% всех ДТП), и при пересечении пешеходного перехода (актуально также и для ДТП с пешеходами).

Ну и на закуску:



За пять лет в Москве пострадало 1188 велосипедистов, из них 16 человек погибли, 385 велосипедистов получили средний или тяжелый вред здоровью. За тот же период в ДТП с велосипедистами погиб один мотоциклист (там просто эталонный мудак, если интересно разбор этого ДТП здесь), четверо автомобилистов получили средний или тяжелый вред здоровью, еще пятеро отделались испугом.

Что в итоге?

1. Автомобилисты в полтора раза чаще велосипедистов являются виновниками ДТП, при этом на одного травмированного водителя приходится 99 травмированных велосипедистов.

2. Виктимизацией велосипедистов занимаются ГИБДД, ЦОДД, и большинство  СМИ, реальная работа по снижению ДТП с велосипедистами отсутствует.

3. Есть автомобилисты-мудаки, есть велосипедисты-мудаки (хотя в отличие от автомобилистов они рискуют только своей жизнью), а есть разрешенные 80км/ч в городе и плохо спроектированные улицы.

Previous post Next post
Up