Марат Гельман как провокатор

May 19, 2012 14:36

Копаюсь в своем архиве и вдруг нахожу интересную статью Григория Нехорошева в приложеении к "Независимой газете" "Фигуры и лица" - "Гельман из галереи". Прелюбопытная статья. Надо бы ее прочесть некоторым губернаторам, имеющим дело с Гельманом.
(Привожу фрагмент)

Без дела компания долго не сидела. Когда в конце 1995 года Анатолию Чубайсу удалось отстранить Олега Сосковца от руководства предвыборным штабом Бориса Ельцина, представители Семьи стали спешно собирать деньги и пропагандистские ресурсы. По рекомендациям Сергея Зверева к работе подключили и ФЭП. Марату Гельману и его "эвристам" была поручена работа деликатная: готовить провокации. Например, они активно рассылали от имени Компартии РФ приглашения на пресс-конференции Геннадия Зюганова. Сорванные с места журналисты собирались в заявленном месте и потом долго материли Зюганова за то, что никакой пресс-конференции не было. Сам г-н Гельман зарегистрировал в Народно-патриотическом блоке в поддержку Зюганова некое товарищество художников "Замоскворечье". А затем устроил пресс-конференцию, где разоблачил "Замоскворечье" как союз, за которым не было ни одной реальной организации. Художники Гельмана изготавливали и фальшивые листовки от имени КПРФ. На них в основном варьировалась тема противоестественного сотрудничества Русской Православной Церкви с коммунистами. На одной из листовок был изображен Иисус Христос, держащий в поднятых руках скрещенные серп и молот, а надпись гласила: "Коммунизм - светлое будущее Земли! Коммунизм - двухтысячелетняя мечта Человечества! Омытая нечистой кровью, Россия восстанет под десницей Зюганова!" Листовки эти, предварительно намазав клеем с тыльной стороны, Гельман раздавал приходившим к нему на вернисажи журналистам. Говорил, что эти "шедевры" присылают ему из провинции знакомые друзья-художники.

Под руководством Кибирова отдел изготавливал и рассылал эстрадным певцам, которые участвовали в марафоне "Голосуй или проиграешь", подметные письма с угрозами. Особой "популярностью" пользовались письма антисемитские. Однажды, уже после победы Ельцина, подвыпивший Кибиров рассказывал в подсобке галереи наивного искусства "Дар" об эффекте, который произвело антисемитское письмо на певицу Алену Апину. Приехав в какой-то провинциальный город на концерт и обнаружив под дверью в гостинице подметное письмо, где она была названа жидовкой, Апина в ужасе и почти в слезах рассказывала об этом по местному телевидению.

Впрочем, не все писатели использовались настолько грубо. Поэт Юлий Гуголев, старинный приятель знаменитого Виктора Пелевина еще по литинституту, предложил ему разработать специальный проект для "изощренных" интеллектуалов, который доказал бы им, что голосовать за Ельцина - это самое мудрое решение. И Пелевин придумал. В "Независимой газете" он опубликовал полосу под интригующим заголовком "Ultima Тулеев или Дао выборов". Тезис был такой: мудрые даосисты всегда страдают от выбора, поскольку, выбирая нечто, вы отсекаете что-то еще, поэтому нужно ухитриться выбрать так, чтобы "отсечь" как можно меньше. Затем Пелевин анализировал всех кандидатов в президенты и находил у них сходство с Ельциным. Прилагался к статье и компьютерный фотомонтаж, который визуально приводил к тем же выводам: у всех претендентов на пост президента много общего с Ельциным. И, таким образом, выбрать Ельцина - самое мудрое решение для интеллектуала.

После победы Бориса Ельцина Марат Гельман был брошен на борьбу с негативными последствиями деятельности его старших товарищей по предвыборному штабу. Буквально через три недели после появления в газете "Московский комсомолец" расшифровки разговора Анатолия Чубайса о пресловутой коробке с полумиллионом долларов, которую пытались вынести работники предвыборного штаба Ельцина из Дома правительства, в галерее Марата Гельмана состоялась шумная выставка "Компромат". До ее открытия все московские редакции буквально завалили факсами с предложениями подготовить любой компромат на любого действующего политика. А на самой выставке чего только не было. Израильский паспорт Геннадия Зюганова, пленка с автоответчика Александра Коржакова, якобы записанная в день его увольнения, страница из "Независимой газеты" с фотографией, на которой Александр Лебедь беседует с Джохаром Дудаевым, документы из швейцарского банка со списками огромных валютных счетов всех членов правительства, телеинтервью со "школьным приятелем" министра финансов Лившица, где рассказывалось, как юный Лившиц с товарищем забрался ночью в кабинет школьного директора, чтобы выкрасть дневник, и, увидев спящего директора школы, срезал с его пиджака все медали и ордена и продал их коллекционерам. И даже календарь, на страницах которого голая художница Алена Мартынова занималась оральным сексом с Чубайсом и просто сексом с Зюгановым, Лебедем и Явлинским.

Выставке предшествовала пресс-конференция в Центральном Доме журналиста, где было рассказано, как с помощью современной компьютерной техники можно изготовить и израильский паспорт Зюганова, и фотографию Лебедя рядом с Дудаевым. Вот и верьте теперь журналистам со всеми их сенсационными разоблачениями!

Когда через несколько лет Алена Мартынова узнала, что ее и других художников использовали в пропагандистской акции, она очень расстроилась. Гельман выдал ей всего 100 долларов. Хватило только на фотопленки и печать. Впрочем, сказала Мартынова, Гельман художникам не платил никогда. На просьбы о гонорарах у него всегда был ответ: выставляться в моей галерее - это такая честь, которая помогает принести деньги. Алене Мартыновой денег эта честь не принесла. Она долго бедствовала в Москве и в конце концов уехала в Канаду работать бэбиситтером.

В апреле 1997 года я намеревался написать о выставке "Компромат". Когда собирал материал, то встретился с пресс-секретарем галереи Марата Гельмана Татьяной Восковской. Вечером после этой встречи Марат Гельман до полуночи через каждые полчаса звонил мне домой и требовал от моих домашних, чтобы я немедленно с ним связался. На следующий день я был приглашен в галерею, где Гельман познакомил меня с неким господином Александром Соколовым, который назвался "представителем службы безопасности заказчика" и сказал, что если я буду и впредь интересоваться подробностями работы галереи, то буду "иметь проблемы со службой безопасности". На прощание Соколов выдал мне визитную карточку, из которой следовало, что он является сотрудником благотворительного фонда "Европейское образование". Соколов почему-то умолчал, что он и Гельман были тогда совладельцами ООО "Проектная мастерская Гельман и С0". ООО занималось "вопросами архитектуры".
Наезд - откат

В самом начале 1997 года Анатолий Осмоловский предложил Гельману "поработать с Лужковым и Церетели". Осмоловский, по его словам, преследовал благие цели. В то время Зураб Церетели просил у Юрия Лужкова помещение под Музей современного искусства, который сам собирался и возглавить. Осмоловский хотел отсечь Церетели. По словам Осмоловского, вначале Гельман "пришел в ужас". Тягаться с Лужковым он боялся. На свой страх и риск Осмоловский собрал друзей-художников у входа в ЦДХ на демонстрацию против памятника Петру Первому. После этого Гельман согласился протест поддержать. Осмоловский утверждает, что перед началом акции Гельман приказал привести в порядок всю бухгалтерию своей галереи. И началась массовая кампания против скульптора Зураба Церетели и его злосчастных памятников. Гельман требовал сатисфакции в виде референдума по поводу творений Церетели. И даже зарегистрировал для этой цели вместе со своим отцом, драматургом Александром Гельманом, некоммерческое партнерство "Отцы и дети". Как записано в уставных документах, заниматься партнерство должно было "социологическими исследованиями". Но когда встревоженный не на шутку мэр стал говорить о высокой цене референдума и лично принял г-на Гельмана, тот мгновенно прислушался к словам Юрия Михайловича и от своих требований отказался. В начале апреля Гельман заявил о своем выходе из кампании против Церетели, сославшись на трагедию со взорванным 1 апреля памятником Николаю II работы Вячеслава Клыкова. На самом деле за окончание кампании Гельман попросил у Лужкова отступные. И получил заказ московского правительства на "организацию внутреннего пространства" Гостиного двора, который тогда решили реконструировать. "Не удивлюсь, если выяснится, что Гельман и Павловский сами и взорвали этот памятник, - сказал мне тогда покойный ныне политолог Андрей Фадин. - При их стиле мышления и детективной версии восприятия действительности этого исключить нельзя". Не меньше Фадина возмущался и Осмоловский, который заявил мне однажды: "Говоря современным языком, Гельман меня в очередной раз кинул".

Однако на этот раз "кинули" и самого Гельмана. Под предлогом отсутствия денег на слишком дорогие архитектурные фантазии Гельмана вице-премьер московского правительства Иосиф Орджоникидзе прекратил финансирование контракта по Гостиному двору.

В конце лета 1998 года в гостинице "Рэдиссон-Славянская" состоялась презентация новой организации "Комитет третьего тысячелетия". Шампанское и отборный французский коньяк лились рекой. Еще бы: комитет заявил, что именно он поможет гражданам России организованно встретить начало нового века. По словам одного из соучредителей организации, "предполагалось замкнуть на себя большинство бюджетных и рекламных денег, направленных на празднование встречи миллениума, примерно до 400 миллионов долларов". Среди основателей "Комитета" кроме Марата Гельмана значились Глеб Павловский и журналист НТВ Леонид Парфенов. Однако поживиться на праздновании встречи нового века не удалось из-за дефолта. Но, как говорят в Одессе, вы будете много смеяться: именно "автор" дефолта Сергей Кириенко вскоре принес Гельману и компании очень большие деньги.

Гельман

Previous post Next post
Up