Оригинал взят у
religioznik в
Пожалуй, реформированный ислам мог бы стать наиболее приемлемой версией религии… Запись опубликована в блоге
Религиозник. Можно комментировать здесь или
там.
Речь идёт об «открытой версии» ислама, основанной на «мекканских» аятах Корана, которую предложил богослов Ахмед Ан-Наим. Суть дела отражена
в послесловии к русскому изданию этой книги покойного Дмитрия Фурмана.
Книга Абдуллахи Ахмеда Ан-Наима, суданского учёного, в настоящее время проживающего в эмиграции в США, ученика казнённого в Судане режимом Нимейри в 1985 г. религиозного мыслителя и общественного деятеля Махмуда Мохамеда Тахи, посвящена проблеме соотношения ислама и современных принципов прав человека, демократии и международного права. А. Ан-Наим - глубоко верующий мусульманин, стремящийся к возрождению ислама и стран мусульманского мира, и в то же время - человек, безоговорочно разделяющий базовые принципы современной демократии и прав человека, во многом недвусмысленно противоречащие мусульманскому религиозному закону, шариату, данному людям, как верят мусульмане, самим Богом через пророка Мухаммада. Задача его книги - найти путь к разрешению этого противоречия.
(...) А. Ан-Наим вслед за своим учителем М.Тахой предлагает своё радикальное решение этой проблемы, позволяющее мусульманам отказаться от сложившегося шариата, но оставаться при этом верующими мусульманами, и преодолевающее раздвоенность современного мусульманского сознания.
Мы уже говорили, что в шариате существует принцип, согласно которому, если в Коране или Сунне содержатся противоречащии друг другу указания, то более позднее указание отменяет более раннее. При этом более поздние указания - это как раз указания, которые давались пророком (или через пророка Богом) в ходе построения мединского государства и борьбы за объединение арабских племён и на которых прежде всего и основывается шариат.
М.Таха и А.Ан-Наим предлагают «перевернуть» этот принцип и признавать в случаях противоречий отменяемыми, наоборот, более поздние указания. Они не отрицают при этом, что поздние стихи Корана - это тоже откровение. Но это - откровение, которое, как они полагают, Бог дал через Пророка именно применительно к конкретным условиям того времени и той культуры и конкретной задаче - построения в этих условиях мусульманского государства и общества. Это, если так можно выразиться, «условное» откровение. Напротив, мекканские стихи - это именно вневременное, данное безотносительно к времени и месту (и именно поэтому отвергнутое не готовым к его восприятию обществом) откровение. И это - откровение, в котором не только нельзя найти противоре чий с современными принципами демократии и прав человека, но в котором, как считают М.Таха и А.Ан-Наим, эти принципы имплицитно содержатся. Например, из хадиса, передающего слова Пророка, содержащие «золотое правило» этики - не делать другим того, что ты не хочешь, чтобы они делали тебе - А.Ан-Наимом логически выводятся все принципы современного конституционализма.
Этот «коперниковский» переворот в подходе к Корану позволяет, как считают А.Ан-Наим и его учитель, освободиться от исторического шариата и начать перестройку законодательства мусульманских стран на новых принципах, - не заимствуя просто законодательство западных стран и «задвигая» шариат, но создавая своё законодательство, базирующееся на раннем, общечеловеческом и данном Богом безусловно, а не применительно к условиям места и времени, откровении. Такое законодательство будет, с одной стороны, как бы новым шариатом, но основанным на новых принципах и «открытым», подлежащим дальнейшему развитию и пересмотру, с другой - аутентично мусульманской версией общих принципов современной демократии.
То, что предлагают М.Таха и А.Ан-Наим, в какой-то мере тоже является возвращением к первоначальному учению и книга А.Ан-Наима называется: «На пути к реформации ислама». Но это - возвращение не к историческому шариату, к чему призывали и призывают многочисленные мусульманские реформационные движения и что не так давно осуществи ла иранская революция, а возвращение к более глубокому и более древнему, чем исторический шариат, не формализованному и «бескомпромисс ному» пласту учения. В этом отношении логика А.Ан-Наима ближе к логике европейских реформаторов 16 века, обращение которых к учению и строю церкви ранних христиан не возвращало общество назад, а напротив, открывало ему свободный путь дальнейшего развития.