Сессия в СФИ - вдохновение и радость!

Jul 06, 2015 11:18


Последняя сессия в Свято-Филаретовском институте - вдохновение и радость!

От всего сердца благодарим Бога, ректора Свято-Филаретовского института профессора священника Георгия Кочеткова, всех преподавателей за приобщение к церковному Преданию, к свету Христовой любви. Духовное образование помогает почувствовать и понять личную ответственность за жизнь в церкви, подготовить нас к служению Богу и Церкви теми дарами, которые мы получили в таинстве святого Крещения-Просвещения. Через знания, прошедшие не только через ум, но и сквозь сердце, в нас появилось личное восприятие церковной традиции, родилась и укрепилась любовь к ней.

Наша последняя сессия завершилась защитой бакалаврских работ и государственным экзаменом. Этот труд принес нам вдохновение и радость! Написание бакалаврских работ побудило нас глубоко вникнуть в свою тему, срастись с ней.





После защиты бакалаврских работ: на первой фотографии вторая слева - Елена Селиверстова ,
на второй фотографии первая справа - Татьяна Пархомович.



Бакалаврская работа Елены Селиверстовой посвящена теме: «Братство как форма церковной жизни в трудах и практике Н. Н. Неплюева», где рассмотрен опыт Николая Николаевича Неплюева и его Крестовоздвиженского Трудового братства, основанного им 1889 г. Имя Николая Николаевича, представителя известного дворянского рода, религиозного мыслителя,  уже звучало в Архангельске в 2013 году на посвященной ему выставке «Человек Веры».

Что предлагал Неплюев? В конце  XIX начале XX  вв. он предлагал пересмотреть вопрос об устроении православных братств. Братства, по его мнению, должны воплощать собой образ Церкви не как структуры, а как живого, соборного организма, связанного узами взаимной любви и способного реагировать на вызовы общества.  Начал он с того, что решился посвятить свою жизнь «пользе детей народа», воспитывать их на евангельском основании, его цель была - научить детей и взрослых «думать и чувствовать по-христиански», чтобы вера их стала осознанной, чтобы они захотели жить по завету Христа Спасителя в единодушном братском общении…

Бакалаврская работа Татьяны Пархомович посвящена миссионерско-просветительской деятельности Архангельской и Холмогорской епархии в период архиерейского правления Иоанникия (Казанского) в 1900-1908 гг.

Епископа Иоанникия без преувеличения можно назвать одним из лучших архиереев Русской Православной Церкви в начале XX века. В ответ на циркуляр К. П. Победоносцева в 1905 году он предоставил один из наиболее глубоких отзывов по вопросу о церковной реформе, документ «О желательной постановке миссионерского дела в соответствии с манифестами 17 апреля и 17 октября 1905 года» и «предположения» местной комиссии, в которых был обозначен круг проблем, тревоживших епархию, и предложены меры по реформированию миссионерского дела в Русской Православной Церкви.

Так, в документах говорится о необходимости реформировать православный приход через создание древнехристианских общин, каждая из которых представляла бы из себя «одно тело во Христе, как бы тесную семью во главе с епископами и пресвитерами». Поэтому предлагалось так организовать жизнь прихода, чтобы стало возможным использование выборного начала, чтобы причт и миряне активно взаимодействовали друг с другом, причт участвуя в делах мирян, миряне - в делах прихода.

Для того, чтобы храм мог оказать религиозно-просветительское влияние на местного жителя, необходимо, чтобы он сам мог участвовать в богослужении. Для этого предлагается вводить в приходских храмах общее пение, а в богослужение русский язык, делая это постепенно. «Пусть сначала богослужение на русском языке совершается изредка, как оно совершается, например, на греческом языке. Со временем оно будет все более и более учащаться. Начинать употребление в богослужении русского языка нужно с городов и, вообще, с тех мест, где народ более развит, более сочувствует этому. Это имеет удобство в том отношении, что в городах и, вообще, в более населенных местах всегда имеется несколько храмов, и не желающие присутствовать на богослужении на русском языке будут иметь возможность присутствовать при богослужении на славянском языке. А пока русский язык в богослужении вводится в одном месте, к нему привыкнет и само пожелает завести у себя население и других мест»».

Владыка Иоанникий предлагал упростить церковно-славянский язык через исправление текстов священных и богослужебных книг, все непонятные слова и выражения заменяя синонимичными более понятными славянскими или русскими словами, а греческие полностью поменяв на русский.

По мнению епископа священники должны быть первыми миссионерами в своем приходе. Их проповедь должна быть жизненной, понятной для прихожан, отвечать на новые вопросы общества. Особенно важна катехизическая проповедь, под которой подразумевалось слово «о главных и основных истинах святой православной веры».

В период своего епископства на кафедре Архангельской и Холмогорской епархии Иоанникий (Казанский) ставил вопрос о положении в церкви мирян. Он утверждал, что устроение церкви происходит через всех людей, входящих в нее. «Святая Церковь Христова, как общество верующих во Христа, не из камней созидается, а из людей; но и в ней каждый из людей есть то, что и каждый отдельный камень в здании храма». Епископ обращает внимание на необходимость участия в церковной жизни всех прихожан, независимо от социального статуса, образования, пола. Каждый из них может что-то делать по своим возможностям, по своему дару. «И они все, от малого до старого, трудятся в созидании ее каждый в своем месте и в свою меру». При этом епископ Иоанникий не принижал значение пастырей в устроении церкви. Пастыри - это «служители и Бога, и мирян, соработники Божии в укреплении пасомых в церкви, созидании из них Церкви».

Надеемся, что наши работы станут полезными материалами для дальнейших исследований по представленным темам и помогут нашим братьям и сестрам осознать страницы церковной истории, которые тесным образом связаны с современностью.
Слава Богу за все!

Выпускницы 5 курса Свято-Филаретовского православно-христианского института в 2015 г. Елена Селиверстова, Татьяна Пархомович.

СФИ, о. Георгий КОЧЕТКОВ

Previous post Next post
Up