Оптимизация медицины, или Рожать по-русскиДанные Росстата показывают, что с реформой здравоохранения не все так гладко, как нам говорят.
2013 год в российском здравоохранении прошел под знаком широкой оптимизации. Закрытие «неэффективных» медицинских учреждений и их перепрофилирование не везде нашли понимание со стороны общества, а кое-где вызвали бурную реакцию пациентов. Всем памятны, например, прошедшие в центральных областях России бунты рожениц, которые в результате ликвидации местных родильных отделений вынуждены были освобождаться от плода в пожарных машинах, в домашних условиях, в придорожной канаве. Поскольку по нашим дорогам добраться вовремя до суперсовременных перинатальных центров в крупных городах не представляется возможным.
В больших городах «укрупнение» поликлиник привело к тому, что пожилые люди вынуждены тратить пенсию на такси в поисках «высокотехнологичной» помощи.
Собственно говоря, процесс оптимизации шел и раньше. Но сейчас, благодаря свежим данным Росстата, мы можем воочию наблюдать его результаты. За период с 2000 по 2012 год в России на 42% - с 10,7 тыс. до 6,2 тыс. - сократилось число больниц, поликлиник - почти на 23% - с 21,3 тыс. до 16,5 тыс. Самое большое сокращение постигло больницы в сельской местности. Их убыло почти в 4 раза - с 4,3 тыс. до 1,2 тыс. Тысяча сельских больниц на всю огромную страну! Если раньше медицину и образование двигали в глубинку, ближе к народу, то теперь идет обратный процесс.
Смотрим статистику дальше. На 19 процентов уменьшилось число больничных коек. Если в 2000 году на 10 тыс. человек в стране приходилось 115 коек, то в 2012 году - уже 93. В результате даже в Москве очереди на плановую госпитализацию растянулись на месяцы, а экстренно госпитализированные по-прежнему пребывают в коридорах «суперсовременных» клиник. В больничных звеньях всех уровней статистика отмечает рост учреждений частной формы собственности. И это правда. В регионах нередки случаи, когда государственная больница или поликлиника вдруг отдается в частные руки с соответствующим изменением порядка обслуживания клиентов, пардон пациентов.
При этом одной из идей реформы является, по словам руководства Минздравсоцразвития, перераспределение нагрузки с больниц на поликлиники за счет отказа от госпитализации пациентов только для обследования и освобождения мест для тех, кто действительно нуждается в стационаре. «Программа разрабатывалась с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов решают проблемы со здоровьем в поликлиниках и лишь 30% - в стационарах, - заявила как-то министр Вероника Скворцова. - Для сравнения: в Москве соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно».
Но, как известно, что немцу хорошо, то русскому смерть. Сама идея - ликвидировать единственный, пусть и не самый современный, фельдшерский пункт в деревне или поселке и предложить народу со своей болячкой ехать за десятки и сотни километров в крупный центр, порочна. Это возможно в Германии с ее масштабами и дорогами, но порой губительна в России. И вот данные Росстата показывают, как либеральная реформа здравоохранения, сутью которой является не человек, а деньги, отразилась на здоровье нации.
Ярче всего свидетельствуют данные так называемой перинатальной смертности, то есть уходов в дородовой, родовой и послеродовой период. Если в не самом легком 2000 году таких смертей было 16 810(???), то в 2012-м - 19 111. Справедливости ради стоит отметить, что и рождается больше, а перинатальная смертность на тысячу рождений слегка снизилась с 13 до 10(???). Это могло бы говорить о положительной тенденции. Однако не идет ни в какое сравнение с «мировым опытом». В Австрии этот показатель равен 4,2(???), в Германии - 3,5, в Финляндии - 2,4. В Молдове - 10, в Украине - 9. Но самое интересное, что и в нашей стране этот коэффициент был вполне приемлем - около 7. Но это было в 2010-2011 годах, как раз накануне массового закрытия роддомов и начала «оптимизации». Ну что тут еще говорить? 7 - в 2011 году и 10 в 2012-м!
Как свидетельствуют официальные данные, ни о каком нулевом приросте населения говорить пока не приходится. Хотя разница между умершими и родившимися в 2012 году составила всего 4 тыс. человек. Это официальная цифра Росстата. Но она достигнута в основном за счет увеличения рождаемости - с 1266 тыс. в 2000 году до 1902 тыс. в 2012 году. Смертность же снизилась за эти годы не столь ощутимо с 2,2 млн до 1,9 млн. Продолжаем тихо умирать, несмотря ни на какую «оптимизацию» и доступную высокотехнологичную медицину.
16.01.2014 01:48:34
Автор : Анастасия ФЕДОРОВА