Опубликованная в последнем номере «Эксперта» статьяmso-fareast-language:RU"> Томаса Грэма «
Где искать будущее. Есть ли будущее у российско-американских отношений?» - вышла в аккурат после закончившейся в Милане конференции «
Транс-Евразийский коридор развития. Миланская платформа: новое измерение сотрудничества». Вероятно, это случайное совпадения, но тем интереснее будет сопоставить взгляд на будущее России из США и Европы.
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold">Первое, что бросается в глаза, человек, который оmso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">твечал за российское направление в Совете национальной безопасности США с 2004-го по 2007 год, не упоминает продолжающийся пятый год мировой финансовый кризис.
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Каким ему видится мир? Этот мир «сейчас находится в состоянии турбулентности и в будущем неизбежно возникновение нового глобального равновесия сил, которое будет основываться на равновесиях региональных». Мир представляется как силовой баланс интересов разных стран, прежде всего мировых держав. Описываются интересы России и США в Северо-Восточной Азии. Цель США, по словам автора, поддерживать равновесие балансов. Подробно описываются противоречия между Россией и Европой, Россией и Китаем, Китаем, Японией и Кореей.
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Но если мир - система балансов, то на них можно играть, подталкивая весы в ту или другую сторону.
RU">Россия рассматривается прежде всего как источник сырья для мощнейших экономик стран Северо-Восточной Азии - Китая, Японии и Южной Кореи - от которых, в свою очередь, очень зависят США - 22% внешней торговли и 45% американских долговых обязательств. В этом плане "ключевые интересы Соединённых Штатов - максимально рыночный доступ к ресурсам и цивилизованные методы борьбы за них (упомянутых трёх стран - АТ), которые не станут причиной дестабилизации всего региона".
RU">В статье, правда, говорится о необходимости создавать в Сибири и на Дальнем Востоке «исследовательские центры, которые будут связаны не только с такими же центрами в СВА, но и в России, а также в Тихоокеанском регионе в целом», чтобы со временем переориентировать экономику Дальнего Востока на создание продуктов с большей добавленной стоимостью. Однако основное внимание уделяется открытию рынков: «Американские компании - мировые лидеры в реализации проектов в области энергетики, инфраструктуры, информативно-коммуникационных технологий, а именно в них сейчас нуждается российский Дальний Восток. Пока присутствие компаний США на Дальнем Востоке невелико. Львиная доля американских инвестиций приходится на ExxonMobil (проект на Сахалине). Однако в случае улучшения инвестиционного климата и при поддержке американского правительства Россия сможет привлечь на Дальний Восток и другие крупнейшие американские компании».
RU">Таким образом, технологическое сотрудничество рассматривается как одностороннее. В статье не обсуждается трансфер технологий и возможности организации новых областей создания общественного богатства. Вообще не предлагаются проекты и решения, которые могли бы объединить страны. Например, при обсуждении проблемы Северной Кореи - проект кольцевой дороги, соединяющей материковую Россию, остров Сахалин, остров Хоккайдо, Южную и Северную Корею. Не обсуждаются возможности соединения сильных сторон стран-партёров в кооперации, напр., российской фундаментальной науки и западных технологических фирм для получений решений нового техно-промышленного уклада.
RU">Автор говорит только о России, без упоминания Казахстана и Белоруссии - такой реалии, как Евразийский Союз, для автора статьи не существует. Вообще не упоминаются региональные объединения стран - АТЭС, АСЕАН, ШОС и другие.
RU">Обратимся к Миланскому Меморандуму.
«Одной из главных проблем, лежащих в основе продолжающегося мирового финансового кризиса, является отсутствие глобальных инициатив, которые открывали бы новые горизонты и давали возможность выхода из рецессии и бюджетного дефицита к совместным планам развития. Нет «мотора», который вывел бы мировую экономику из глобального спада.
Поэтому конференция «Транс-Евразийский коридор развития. Миланская платформа: новое измерение сотрудничества», прошедшая 7-8 ноября 2012 г. в Университете Боккони в Милане, открывает новые перспективы российско-итальянского и российско-европейского сотрудничества. Одной из главных стратегий такого сотрудничества является новая индустриализация бескрайних пространств Евразийского континента, и преодоление, таким образом, финанциализации мировой экономики. Этот проект является важным шагом в процессе европейско-российского сотрудничества, и должен стать основой для близкого диалога между Европейским Союзом и формирующимся Евразийским Союзом.
Идея Транс-Евразийского коридора (пояса, оси) развития оппонирует традиционной парадигме линейного роста. Слово Razvitie (английское development - не вполне точный аналог) здесь обозначает создание макрорегионального поля генерирования общественного богатства - в качестве новой платформы производства и потребления новых товаров, услуг и технологий. Формирование такой макрорегиональной системы должно находиться в рамке инфраструктурного проекта Транс-Евразийского коридора развития, объединяющего экономики Европы (особенно Италии), России и азиатских стран (Казахстана, Китая, Японии, Кореи).
Суть проекта ТКР состоит в трансфере и совместном использовании новых техно-промышленных и социо-культурных систем, порождающих новые институты потребления, обмена, стили жизни и сознания посредством механизма пилотных проектов и отраслевых соглашений в таких странах, как Италия, Казахстан, Россия, с доступом к этим проектам и соглашениям стран Тихоокеанского кольца. Транс-Евразийский коридор развития сам по себе рассматривается как система мультимодальных инфраструктур - железнодорожной, автомобильной, энергетической, водной, информационной - которая сопровождается строительством новых научных центров и городов со множеством разнообразных новых рабочих мест».
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold">И далее обсуждаются конкретные шаги сторон, и механизмы, в том числе финансовые, которые должны быть созданы сторонами для реализации проекта Транс-Евразийского коридора развития.
Различия очевидны: в основе взгляда на мир американского исследователя - несовпадение интересов стран и силовой баланс как основа взаимного уважения, при этом в предмете обсуждения отсутствуют и мировой финансовый кризис с его причинами, и опасность военного сценария разрешения этого кризиса, и цели развития.
В Миланском Меморандуме мы видим фиксацию проблемы, диагноз - финанциализация мировой экономики, постановку цели - переход к новому техно-промышленному и социо-культурному укладу, и решение - проект создания Транс-Евразийского коридора развития как макрорегионального поля генерирования общественного богатства. При этом нет противопоставления Европы, России и Китая. Более того, в проекте желательно участие и Соединённых Штатов, с их технологиями, деньгами и проблемами государственного долга.
Хотя г-н Грэм и российско-итальянская конференция глядит на проблему с разных позиций, в подходах имеются и совпадения. Это совместность освоения территорий, хотя и несколько разно понимаемая, необходимость удержания Россией территорий Сибири и Дальнего Востока, необходимость интеграции восточных и западных территорий России, целесообразность создания на Дальнем Востоке совместных исследовательских центров, и необходимость перехода к производству продуктов с большей долей добавленной стоимости. Эти совпадения оставляют место для договорённостей о совместной работе.
Вообще идея торговых, энергетических и транспортных коридоров не чужда США, так, о ней
упоминала 17 ноября в Сингапуре госсекретарь г-жа Клинтонmso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold">, говоря о Новом Шёлковом Пути с ответвлением из Центральной Азии на Индостан. Отметим, однако, реакцию Индии:
mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">Clintonmso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-font-kerning:18.0pt;mso-fareast-language:
RU">: mso-font-kerning:18.0pt;mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">USmso-fareast-language:RU"> "Times New Roman";mso-font-kerning:18.0pt;mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">forcedmso-font-kerning:18.0pt;mso-fareast-language:RU"> mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">openmso-fareast-language:RU"> "Times New Roman";mso-font-kerning:18.0pt;mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">Indiamso-font-kerning:18.0pt;mso-fareast-language:RU">’mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">smso-fareast-language:RU"> "Times New Roman";mso-font-kerning:18.0pt;mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">retailmso-font-kerning:18.0pt;mso-fareast-language:RU"> mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">trademso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-font-kerning:18.0pt;mso-fareast-language:
RU"> - США вынуждают Индию открыть рынки ритейла - mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-font-kerning:18.0pt;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-font-weight:bold">для таких компаний, как mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">WalRU">-mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">Martmso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">, EN-US;mso-fareast-language:RU">Target"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">, и mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:
RU">CostcoRU">.
"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">«
Клинтон предложила головоломку: «повернуть к экономическим решениям для стратегических вызовов». В качестве иллюстрации она привела Мьянму и Афганистан. В обоих случаях она говорила об Индии, с точки зрения её интеграции в региональные проекты США. Клинтон подчеркнула, что Мьянма может стать «коммерческим хабом, связывающим рынки Индии, Бангладеш и Юго-Восточной Азии», что, в свою очередь, формирует «Индо-Тихоокеанский экономический коридор, усиленный новым энергетическим и инфраструктурным коридором и снижением торговых барьеров»; что Новый Шёлковый Путь может создать «сеть торговых и транспортных связей, проходящих от степей Центральной Азии до южной оконечности Индии». Что, в свою очередь, стабилизирует Афганистан. И что «увеличение экономических взаимоотношений между Индией и Пакистаном - это хорошая новостьmso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">».
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold">Однако вывод
M K Bhadrakumar'а довольно жёсток - это не более чем риторика, а реальная цель - открытие индийского рынка для американских компаний.
mso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold">Любопытно также, что госсекретарь употребляла для описания ситуации в Афганистане термин Большая Игра ("Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">greatRU"> mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU">gamemso-bidi-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold">), использовавшийся в Британской империи для описания соперничества с Российской империей в Центральной Азии. Целиком"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold"> RU;mso-bidi-font-weight:bold">соответствующее"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold"> RU;mso-bidi-font-weight:bold">место"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold"> RU;mso-bidi-font-weight:bold">из"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold"> RU;mso-bidi-font-weight:bold">её"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold"> RU;mso-bidi-font-weight:bold">выступления"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold"> RU;mso-bidi-font-weight:bold">выглядит"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold"> RU;mso-bidi-font-weight:bold">так"Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:
bold">:
EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-font-weight:bold">«EN-US;mso-fareast-language:RU">
The same goes for another regional vision we call the New Silk Road, a web of trade and transportation links reaching from the steps of Central Asia to the southern tip of India. Forging stronger economic ties across this region is a key element in our long-term strategy for Afghanistan. If you look at the map, you see why Afghanistan has been fought over and part of the great game for so many generations because of its very strategic position right in the middle of this trading route».