И еще лекция из курса.
Названия: Wheel, Wheel of Fortune, Fortune, La rotta, La Ruoto, Rota, La Ruota, la roue de fortune, la roue de fourtune, la roue de for, Aroue Deportune, Roue de Fortune, La roux de fortune, Rout. della Fort., Omnium Dominatrix
Странная конструкция и еще более странные существа для ней - у современного человека изображение на данной карте зачастую вызывает недоумение. А вот во времена создания МТ эта картинка была весьма понятна и легко узнаваема. Подобные изображения часто встречались в гравюрах и на картинах. Вот только смысл мог быть весьма различен - ведь каждый изображал свое отношение к данному понятию.
Давайте же попробуем во всем этом разобраться.
И начнем с
Фортуны - древнеримской богини судьбы.
Считается, что изначально основной ролью Фортуны, было распределение счастья и удачи. Причем вначале это распределение было куда более справедливым - Фортуна воспринималась, как богиня изобилия и плодородия, земледелия и скотоводства, в которых хоть и присутствуют риски, но многое зависит и от усилий самих людей. Ее классические атрибуты - рог изобилия, корорны и лавровые венки на руке, которые она раздает людям. Однако, со временем ее образ сблизился с древнегреческой богиней случайностей - Тихе (греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию). Фортуна предстает перед нами более ветреной, переменчивой и капризной. Крылья за спиной и шар под ее ногами служат символом неустойчивости, непостоянства удачи. Иногда мы видим повязку на глазах - свой выбор она делает "вслепую". Появляются и символы, связанные с мореходством - самым рискованным и нуждающемся в удаче действии - волны, штурвал, свет маяка в руке.
Постепенно штурвал превращается в что-то среднее между колесом прялки (смешение с образами мойр и других богинь-прях) и каруселью. Иногда колесо Фортуны замещает шар под ее ногами.
И к интересующему нас времени образ Фортуны вновь изменяется, сливаясь с Божественным Провидением. Все, что кажется случайностью, на самом деле - часть Божьего Промысла. Прекрасный материал по образу Фортуны в Средневековье:
http://ec-dejavu.ru/f-2/Fortuna.html Одной из самых известных иллюстраций к понятию колесо Фортуны можно считать изображение из "Hortus deliciarum" аббатисы Ландсберг из монастыря Св. Одилии в Страсбурге, умершей в 1195 году.
Вот что пишет о нем Альберто Коустэ:
"В этом полном изображении, как и во многих последующих, четыре персонажа, которые являются королями, движущимися по колесу, управляются лично Фортуной. Надписи, которые сопровождают персонажей не оставляют сомнения о значении аллегории: Spes, regnado (Надежда царствовать), сообщает восходящий король слева; Gaudiam, regno (Радость, королевство!), восклицает он, находясь на верхней платформе; Timor, regnavi (Страх, царствую!) бормочет он справа, склонив голову вниз; между тем, четвертый, который сброшен с колеса и покоится в могиле, опеделяет очевидность своего состояния (Dolor, sum sine regno). Ясно, что в аллегорическом прочтении четырех персонажей не существует лишь одного, подчиненного переменам Фортуны. Символизм этого персонажа четыре-в-одном, намекает также на фазы Луны, на состояния человека (детство, молодость, зрелость, старость)".
Существует множество сходных изображений:
Ту же символику мы видим и на ранних итальянских картах.
Обратите внимание, что на этих картах из колод Висконти-Сфорца и Таро Брамбилла (Brambilla Tarot) из коллекции миланской галлереи Брера, персонаж на вершине колеса и тот, кто воззносится вверх, наделены ослиными ушами. По мнению Андреа Витали это связано с тем, что люди, которым улыбнулась удача, ослеплены своим счастьем, и не могут правильно оценить силу и роль судьбы. Они остаются привязаны к материальному миру, не замечая духовных закономерностей. Другой вариант трактовки - что только глупые люди полагаются на Фортуну. Есть здесь и намек на ослиные уши царя
Мидаса. Кроме того, возможно, художник хотел подчеркнуть, что подобное вознесение никак не связано с личными заслугами.
Со временем подобные намеки становятся более явными:
Таким образом в самых ранних колодах наверху колеса изображен тот, кому повезло.
Но иногда это место принадлежит самой Фортуне.
Обратите внимание на последнюю карту - Фортуна изображена в виде крылатой женщины с короной и кубком. Ошибиться в опознании ее нам не позволит рог изобилия (справа от фигуры).
Схожая композиция присутствует и в колодах Вивиля и Фламандского Таро:
Меч также не является чем-то необычным для изображений данной богини - ведь богиня судьбы могла не только награждать, но и карать. Постепенно ее образ смешивается с чертами Немезиды - древнегреческой богини возмездия. Достаточно вспомнить знаменитую гравюру Дюрера "Немезида или Фортуна"
"В этой гравюре Дюрер представил богиню правосудия в виде обнаженной крылатой женщины. Стоя на шаре, она пролетает высоко над землей, в руках у нее, вместо обычного атрибута правосудия - весов, уздечка и кубок. По всей вероятности, такая интерпретация Немезиды восходит к одной из латинских поэм известного флорентийского поэта конца XV века Анджело Полициано, который описывает богиню как несомую ветром на облаке женщину с уздой для высокомерных и кубком для достойных в руках. Поэма Анджело Полициано была издана в Венеции в 1498 году." (Цецилия Нессельштраус, "Дюрер")
Все это вместе дает нам возможность предположить, что в данных колодах в верхней точке колеса изображена Фортуна. Возможно, изображение сфинкса трансформировалось именно из этого образа?
Впрочем на форуме Aeclectic была
высказана еще одна весьма интересная мысль о происхождении меча в руках верхнего персонажа. На одной из гравюр 14 века персонажи на колесе Фортуны соответствуют планетам септенера и наверху колеса расположен Марс в подобающем ему образе воина.
Эта версия кажется мне применимой и к карте из колоды Пражского Таро - взгляните на этого воинственного "царя горы".
Давайте теперь посмотримся повнимательнее к
сфинксу. Происхождение (а следовательно, и значение) его спорно. Египетский сфинкс крыльев не имеет, их наличие - прерогатива сфинксов греческих. Но вот корона скорее пристала египетскому сфинксу, как символу достоинства, мудрости, силы и королевской власти, чем греческому демону-душителю. И корона и крылья есть у сфинксов вавилонских, но их традиционно изображают с мужскими бородатыми лицами... Если считать, что наивысшая позиция на карте соответствует не просто везучему человеку, но тому, кто управляет колесом, то сфинкс здесь выступает как символ знания высших законов. Есть и еще один, менее заметный аспект: сфинкс, как символ победы человеческого духа над животным началом, может подсказывать нам способ подняться на вершину колеса.
Интересно и то, что заменитая загадка Сфинкс, которую она задала Эдипу, связана с различными этапами жизни человека - как и символика самых ранних итальянских карт.
Куда вращается колесо? И вращается ли оно вообще... Обыкновенно считается, что колесо на картах в традиции Гримо вращается против часовой стрелки - ведь фигура слева явно падает, а следуя логике рассмотренных ранее изображений, мы делаем вывод, что падение это спровоцированно соответствующим поворотом.
Хочется, однако, заметить, что движение части колеса не обязательно распространяется на все колесо. Возможно, обе фигуры падают. Или вращение идет в противоположном направлении: тот, что упрямо карабкается вверх все равно будет низвергнут, а стремящийся упасть - вознесен на вершину. И положение на вершине может быть чрезвычайно шатким или весьма стабильным положением (особенно, если мы усвоим урок сфинкса)
Посмотрите, например, на эту картинку: куда вращается это колесо?
Другие звери
Исследовать символику двух других персонажей довольно трудно, так как нет никакой уверенности в том, кем же они являются.
Падающая фигура напоминает обезьяну (в ранних колодах - человека с собачьим хвостом). Иногда и верхний персонаж схож с крылатой обезьяной. У фигуры, карабкающейся наверх, задние лапы с перепонками как у какого-либо водного животного, ослиная морда (иногда пишут о собачьей или заячьей голове) и ослиный же хвост (возможно, львиный).
Сколь почтительным было отношение и к
крокодилу, и к
обезьяне в Египте, столь негативно воспринимались оба этих животных в христианском средневековье.
Опора
Большое влияние на смысл карты оказывает и то, на чем стоит данное колесо. В большинстве колод МТ мы видим полосы, но цвет их может быть различен. Очевидно, что синий/голубой цвет (волны) подчеркивает аспект случайности, риска. Идею Колеса Фортуны носимого по волнам в лодке, напоминающей формой месяц (еще один символ изменчивости) затем подхватит Освальд Вирт. А также этот символ будет использован и при реставрации не сохранившейся карты Колеса Фортуны в колоде Cary-Yale.
Иногда фон желтый и хотя чаще всего желтый цвет символизирует золото, в случае Колеса Фортуны мне кажется, что желтый - это зыбучий песок.
В моей колоде фон зеленый, что иконографически вполне традиционно. Вращение этого колеса - один из основных принципов природы. За взлетом следует падение, за юностью - старость, за рождением - смерть. Сменяют друг друга лунные фазы и времена года. Вращение этого колеса обеспечивает новую весну и новое рождение.
У Марто и фон, и цвет самого колеса - телесный розовый. Его вращение происходит в мире материи человеческих страстей и лишь тот, кто отказался от материи в пользу духа (синий цвет) может возлежать на вершине.
Символика самого колеса
Здесь уместно вспомнить о том, что колесо Фортуны связано и с цикличными изменениями - временами года, лунными фазами, иными астрологическими циклами. Хотя иногда астрологические знания противопоставлялись Фортуне - как на следующей гравюре. Обратите внимание на то, что астрология (слева) стоит на устойчивом кубе, а Фотуна, как обычно на шаре. Подразумевается, что понимание астрологии позволяет избежать негативного влияния переменчивой Фортуны.
Количество спиц в колесе Фортуны непостоянно, да и не всегда его можно определить правильно - мешают то перекладины, то фигура самой Фортуны.
Число восемь может быть связано с солнечным годовым циклом.
Число шесть напоминает нам о важности выбора самого человека (Аркан "Влюбленный"), изящно смотрится графически (диагональный крест можно связать с номером карты - X). Кроме того, шесть спиц легко превращаются в семь, если мы решим считать и перекладину, на которой крепится колесо. А число семь во-первых, связано с планетами септенера, а во-вторых, традиционно считается числом удачи.
Вирт связывает данную карту с
видением Иезекииля, однако, мне кажется, что кроме самого наличия колес и животных и образы и смыслы их чересчур различны.
Астрология
Самая оригинальная версия, которую я слышала, связывает эту карту со Жребием Фортуны (точка, высчитываемая по координатам Солнца, Луны и Асцендента).
Соответствие Мишеля Морана (Уран в Водолее) делает акцент на случайности, непредсказуемости Фортуны.
Связь с Юпитером ближе к образу Фортуны, как богини изобилия.
Вариант с Козерогом нравится мне меньше, но можно рассмотреть некоторую связь этого знака с положением в наивысшей точке колеса.
Интересна версия с Северным Лунным Узлом. Считается, что он соответствует будущим жизням человека и придает высшую (не всегда достижимую) цель текущего существования.
Несколько странно смотрится версия Леви и Папюса о связи со знаком Девы. ИМХО подобное соответствие имело бы смысл, если бы мы говорили о колесе Фортуны, как о бесконечной суете, череде взлетов и падений, которым подвержена наша мирская жизнь. Но именно эти авторы связывают X аркан с Высшим законом.
Позиция
Том Тедфорд отмечает, что различное взаимное расположение Колеса Фортуны и других карт может многое рассказать о логике авторов колод.
В колодах южной традиции (Minchiate, Tarocchino Bolognese, и Tarоcco Siciliano), Колесо Фортуны, наряду с Влюбленным и Колесницей, располагалась между Папой Римским и картами добродетелей: Умеренностью, Силой и Справедливостью. Влюбленный, Колесница и Колесо Фортуны - тесно связаны с человеческими страстями, а добродетели являются их естественными врагами.
В Марсельском Таро Фортуна побеждает Отшельника (Время), но уступает предателю (Повешенному). В Ферраре и Болоньи, она побеждает Силу, но отступает перед временем. Во Флоренции, она тоже побеждает Силу, но на этот раз оказывается слабее Колесницы (Победы), что можно прочесть как истолковать как оптимистичное мнение, что человек в силах контролировать судьбу.
Нумерология
10 - завершение этапа, новый виток. Колесо поворачивается и все изменяется.
Появляется новая римская цифра - Х.
Существует теория, что I связана с личными качествами, V - с возможностью человека выбирать свой путь, а X - с взаимодействием человека и высших сил.
Интересно соответствие Маг (1) - Колесо Фортуны (10=1+0=1). Маг - персонификация игрока, в чьей судьбе Фортуна играет важнейшую роль. Мастерство Мага позволяет ему поворачивать колесо удачи в свою сторону. То, что в глазах других - везение, для него точный расчет, "ловкость рук". Порой он выступает в качестве кукольника, дергая других за ниточки. Но ему не стоит забывать, что в игре с Фортуной и сам он - пешка.
Иллюстрации
http://picasaweb.google.ru/sq.ratatosk/ldxaJB#