Генплан развития города - это практическая реализация представлений о том, как должно жить его население, чем заниматься, где работать, каким транспортом пользоваться, как отдыхать. Генплан - это "мясо", наращиваемое на "скелет" образа жизни горожанина. Именно образ жизни москвича, каким его видят авторы главного градостроительного документа, определяет все остальные векторы деятельности проектировщиков. И наоборот - через реализацию генплана развития население "программируется", принуждается к определенному образу жизни.
В данном случае, в Москве продавлена абсолютно вредительская химера. Давайте разберемся, какой образ жизни нам предлагается на ближайшие годы.
Генплан декларирует развитие "реального сектора экономики" - однако, под этим понимается лишь безудержное офисное строительство. В том числе, перепрофилирование промзон. Реальная промышленность практически выдавлена из Москвы в прошлые годы, и этот процесс будет продолжаться.
Что предлагает генплан? Структуру занятости, доминантой которой является управленческая деятельность, менеджмент. Все остальное - иерархия сферы обслуживания этой функции. Давайте задумаемся: есть ли чем управлять всем этим миллионам менеджеров московского региона? Нечем - причем уже не только в Москве, но и в масштабах всей России. Где их уже давно и часто справедливо именуют нахлебниками и бесполезными паразитами на общенациональном достоянии.
Такому функциональному назначению Москвы соответствует градиентная структура занятости, ярко выраженная централизация. Это означает, что циклические суточные пики нагрузок на транспортную инфраструктуру будут только нарастать.
Функционал и структура занятости - важнейшие компоненты образа жизни. И они провалены.
Жилье. Что нам предлагается? Дальнейшее уплотнение застройки - на фоне продолжающегося строительства новых анклавов с высокой плотностью населения за границами МКАД. Разумеется, не обеспеченных занятостью в шаговой доступности. Практически все их трудоспособное население пополнит утренние и вечерние волны "мигрирующих леммингов" - менеджеров, не осиливших покупку жилья поближе к центру. Лукавые "отмазки" московских властей к областным тут бессильны - достаточно поверхностного анализа перечня инвесторов жилищного строительства в области. Да, единый "Московский регион" - в этом смысле уже давно состоялся.
Необеспеченная разумной занятостью жилищная перспектива провалена. Вообще, крупное промышленное производство - это единственное разумное обоснование высокоплотного городского проживания. Именно способы производства исторически развивали города.
Транспорт. Никакого инфраструктурного шага, перехода на новый уровень - не предлагается. Основной упор - на личный автомобильный транспорт и увеличение нагрузки на существующий метрополитен. Город, включая транспортную инфраструктуру, развивался более 70 лет в соответствии с иным функционалом и структурой занятости - децентрализованной. Дорожное строительство последних лет - это лишь малая доля преобразований, которые потребуются чтобы адаптировать "старую" Москву к новой жизни.
Мало того - власти здесь умудряются максимально усугубить ситуацию и ускорить коллапс. Сооружаемые массово в черте города магистрали разрушают изотропность улично-дорожной сети. То есть, уменьшают количество примерно равноценных маршрутов, связывающих любые две точки города - направляют трафик в узкие места. Большинство водителей, застрявших в пробке на городской магистрали - те, кто пытается эту магистраль пересечь или объехать. Любая развязка, создаваемая на магистрали в замену нескольких перекрестков - должна становится причиной градиентного увеличения пропускной способности улиц и перекрестков на несколько кварталов в глубину массива застройки. Фактически, рано или поздно для этого придется пересмотреть застройку большей части города. То есть - снести и перестроить
Настоящее преступление - это нанесенный чудовищный ущерб наземному общественному транспорту. Создание скотских условий проезда - в коммерческих и политических интересах власти. Город многие десятилетия развивался в расчете на общественный транспорт, изменить это - значит изуродовать столицу до неузнаваемости. В архитектурном, историческом, экологическом аспекте. Автодороги ради автодорог - подумайте, готовы ли Вы к этому?
Так называемый "Сталинский" генплан, во исполнение которого были осуществлены столь же грандиозные преобразования - опирался на инфраструктурный прорыв, обеспечиваемый метрополитеном. Ничего подобного нам не предлагается. Пропускная способность существующей системы метро практически исчерпана и не подлежит существенной реконструкции.
Какие меры необходимы в части транспортной инфраструктуры:
1. Восстановление и развитие изотропности улично-дорожной сети. Запрет на строительство одноуровневых магистралей.
2. Запрет на увеличение плотности населения и строительство не обеспеченных занятостью "в шаговой доступности" анклавов.
3. Осуществление инфраструктурного преобразования - начало строительство независимой системы "Метро-экспресс" с большим шагом станций, скоростями и пропускной способностью.
4. Многократное увеличение подвижного состава и маршрутов наземного транспорта, доведение условий проезда до человеческих.
5. Возрождение структуры занятости, соответственно которой Москва строилась предыдущие 70 лет.
6. Вывод частного автопарка на границы МКАД, создание парковочной инфраструктуры "выходного дня".
7. Преференции мототранспорту.
8. Применение мер персональной ответственности к вредителям, превратившим Москву в раковую опухоль.
Отдых. Неприкосновенность и развитие зеленых зон, парков, скверов, зон отдыха.
Про эстетические и историко-культурные условия проживания специалистами сказано достаточно.
Подведем итог: власть упорно движется по пути доведения столицы до системной катастрофы. Тупая алчность готова перечеркнуть будущее миллионов москвичей, сделать город некомфортным - а то и вовсе непригодным для нормальной человеческой жизни. Остановить это безумие градостроительной саранчи - наша задача, наш гражданский долг.
Василий Михайлович Крылов