Обновления нашего ГАГРАдка.
Версия 3.0
Меняется облик Старой Гагры. Лениво, но меняется. Радоваться этому или огорчаться - вопрос философский. С одной стороны человек, привыкший приезжать в место, где "все просто и знакомо", должен испытывать лёгкое сожаление при виде того, что оно, это место, теперь выглядит не таким, каким он его знает уже двадцать или тридцать лет подряд. С другой стороны такому человеку больно смотреть на разруху и неухоженность.
Всё то, чем знаменит город Гагра, в чём всегда заключались его узнаваемость и шарм, принадлежит прежде всего исторической части побережья между ущельями Жоэквары и Гагрипши, которая и называется Старой Гагрой. Это и вековой парк с прудами, и древняя крепость, и таинственные дореволюционные дачи-замки, это, наконец, уютная площадь Гагарина (ныне Леона) - лицо города, которая первой встречает всякого въезжающего со стороны России. Всё это историко-архитектурное богатство вот уже скоро как четверть века пребывает в упадке.
И, если говорить про данное конкретное место - Старую Гагру, то тут бесспорно, все, кто помнит город в пору расцвета, заждались его обновления. Этого ждали и
десять, и пятнадцать лет назад, когда внезапно оказалось, что есть ещё на свете такой забытый курорт - Гагра. И я помню, что тогда и местные жители, и завсегдатаи-отдыхающие часто поднимали тосты за возрождение былого статуса элитного курорта, за то, чтобы всё восстановили. В это верили и надеялись, что, если не в ближайшее время, то всё равно когда-то это произойдёт.
А я тогда подумал: а ведь так не будет! Полтора десятка лет в Абхазии всё курортное хозяйство было в летаргическом сне на позднесоветском уровне и начало просыпаться уже совсем в других обстоятельствах. Отдыхающие имели совершенно иные требования к условиям отдыха, и им вообще стали не нужны санатории. Возрождая курорт, бессмысленно через столько лет восстанавливать старое, нужно строить новое. Поняв это, я немного другими глазами посмотрел на знакомые места - ведь устоявшийся в памяти многих привычный облик советской Гагры скоро неизбежно будет меняться навсегда.
По правде говоря, процесс этот оказался довольно вялым. Года два назад, побывав в Сухуме, я отметил для себя, что уже на тот момент в столице строилось много всего нового и уделялось заметное внимание благоустройству. А в Гагре успешно вылуплялись только разномастные частные гостиницы.
Так получалось, что те же два года я не был в Гагре. Раньше за такой срок можно было не искать особых изменений. Но в этот раз мне показалось, что и до Старой Гагры докатилась волна обновления, которая постепенно начинает менять привычные глазу картинки ландшафта и архитектуры.
Вокруг площади с разных сторон строятся сразу три основательные гостиницы. О начале строительства первой из них я уже писал в
прошлый раз. Сейчас темпы работ здесь не высоки, но дело движется к завершению.
За время стройки у обитателей ущелья сменилось уже несколько версий о назначении этого здания и его принадлежности. То его, якобы, в качестве гостиницы, строил один из гагрских городских начальников. Потом говорили, что здание перекупили для семей военных. Вобщем, жителям ущелья пока не ведомо, кто будет их соседями: отдыхающие, военные или отдыхающие военные. Однажды мне даже сказали, что это здание купил Путин. Я так и не понял, приезжал ли он в ущелье частным образом или купил гостиницу, как президент, заботясь о личной жизни семей военных.
Виды отсюда не очень красивые, но зато такие родные!
Забавно, что когда-то на заре прошлого века примерно на этом месте была построена деревянная гостиница для рабочих Климатической станции. Она простояла до начала шестидесятых. Впрочем, тогда её уже называли бараком.
Кстати, по слухам, здесь тот же владелец, что уже несколько лет ведёт ремонт пансионата «Скала». Там за два года я заметил только одно изменение: у новой кабинки канатной дороги появился брат-близнец. То, что ими до сих пор никто не пользуется, кажется, как-то связано со смертью директора нижегородского подрядчика.
Но вернёмся к двум другим обещанным новым гостиницам. Одна из них выросла в Комсомольском парке, на месте
старой столовой, чьи руины я запечатлел как раз перед началом строительства.
Фото 2011 года
Фото 2013 года
Кстати, у меня сложилось впечатление (и не только на фото), что визуально здание несколько отклонено от вертикальной осевой. Возможно, это задумано специально для привлечения туристов, ведь таким образом можно прославиться, как гагринский вариант Пизанской башни.
В любом случае, когда я поделился своим подозрением с приветливым присматривающим, он очень озаботился данным фактом и обещал непременно сообщить начальству. В награду за внимание к своей работе любезно разрешил мне взглянуть на внутреннее расположение помещений.
Место отличное. Расположение номеров круговое, в центре - лестница и лифт. Виды из панорамных окон тоже замечательные за исключением тех трех угловых номеров, что смотрят на руины бывшей тюрьмы. Хотя, думаю, на всякий номер найдётся желающий, вопрос в цене.
А с другого края парка, в окна этой «белоснежке» смотрит ещё одна новая гостиница. Впрочем, стены её как раз таки не новые, а принадлежат самой первой гостинице на курорте. Она называлась «Приморская» и была построенной аж в 1903 году. Так что это как раз тот случай, когда не строят заново, а восстанавливают. Но это самый потрясающий пример реставрации, который можно было ожидать. Я просто в восторге! И что самое приятное, в июне сюда уже заселились первые отдыхающие. Пока только в одном крыле. Про это здание позже обязательно
напишу отдельно.
Принялись что-то делать даже в соседнем здании "Пицундстроя", предварительно разгрузив две "Газели" гипсокартона. Процесс ремонта здесь прервался
три года назад.
На площади ещё в прошлом сезоне построили неплохую столовую, где просто можно недорого пообедать. Скоро, видимо, появится еще и магазинчик.
И только печальная «Чайка» четвертый год в неопределенности: украсить ли крышу, как все вокруг, настоящей черепицей или крыть уже дальше профнастилом. Сосед наверху подошёл к вопросу гораздо ответственнее, но и там в последнее время масштаб строительства задушил его темпы.
Таких ПАО-люков на территории, окружающей верхнюю башенку замка предполагается установить десятка два. Слышал, что там ещё и бассейн есть.
Надпись на крышке люка: "ПАО. Климатическая станция, Гагры. 1903"
Тенденция последних лет - расчищать многолетние заросли. Что самое главное - это не разовая работа. Поддерживая в опрятном состоянии участок вокруг полученного в аренду объекта, их владельцы напоминают о своём праве пользования. Хотя в большинстве случаев до восстановления далеко, всё же появляется возможность увидеть здания, которых раньше в кустах и не замечали. Участок у нашего дома, где раньше был
пансионат МПС, как оказалось, тоже застолблен и его пытались расчистить. Но с кустами было уютнее.
На берегу Жоэквары тоже строится дом, видимо мини-гостиница. Надеюсь, хозяин всё рассчитал. Ему ведь хорошо известно, что иногда река бывает довольно бурной.
На подстанции что ни год, меняют какие-то агрегаты. И со светом вроде бы ситуация всё лучше и лучше.
Говорят, скоро Ингур ГЭС остановят на профилактику. При этом все надеются, что это каким-то образом благоприятно скажется на энергоснабжении Абхазии. А пока по трассе в городе наконец-то заменили все фонарные столбы.
Ставят новые столбы правильным образом: а именно подальше от дороги. Чтобы не так часто сбивали.
С водой, вроде тоже стало лучше. До такой степени, что даже запустили фонтан на площади. Почему-то ко дню России. Такого чуда я не видел последние лет десять.
И этого малышку я давно не видел работающим. По рассказам, в далекие пятидесятые-шестидесятые, когда мороз ненадолго сковывал льдом водоёмы парка, именно на этом неглубоком прудике детвора каталась на коньках.
Фото 2013 года
«Репруа-2» пока гудит старым насосом. Вот-вот должны запустить новую повышающую станцию у пансионата "Кавказ". Работа турецкой компании, ведущей реконструкцию водопровода и канализации, кажется добротной. Но, чтобы оценить
штормопрочность защитной конструкции дождемся весны.
Фото 2013 года
Фото 2013 года
Фото 2013 года
Трубу немного отодвинули от моря, а после "Кавказа" она вообще уходит в парк.
Сам «Кавказ», каждый год зализывающий раны после мартовских штормов, как всегда, готов к приёму отдыхающих. Правда, на постоянное восстановление спуска на пляж со знаменитыми ступеньками к морю и площадки на набережной, видимо, сил уже не хватает.
В Приморском парке и на набережной чисто и причёсано. Готовились к сезону усердно.
Даже в запущенности есть своеобразная эстетика. Выглядит вполне гармонично. Хотя, справедливости ради, скажу, что воду отсюда уже спустили.
Однако, когда попадаешь на платановую аллею, становится не по себе. Вот где жуть-то! Даже днём этот марсианский пейзаж поражает воображение, не говоря уж о тихой лунной ночи.
Сейчас исполины немного закудрявились, но в апреле, конечно, был жесткий сюр!
Фото 2013 года
Коль уж у меня собрались картинки платановой аллеи за последние три года, продолжу галерею более ранними видами этого места.
Фото предположительно 20-х годов
Фото 1932 года
Фото 1941 года
Фото 40-х годов
Фото 1958 года
Фото 1983 года. Автор - А. Клюев
Фото 80-х годов
Где-то я прочитал, что, когда Александр Петрович Ольденбургский в октябре 1901 г. высадился с командой инженеров и рабочих на голом гагринском побережье, то в военной палатке ему пришлось жить всего четыре дня. В этот срок был построен временный «дворец». А телеграмма с сообщением об успешной высадке была отправлена уже через сорок минут.
Спустя более века, примерно в том же самом месте, где Его высочество ступил на гагринскую землю, возможно, современными последователями энергичного принца, вновь были проявлены чудеса скоростного строительства. Меньше, чем за месяц на месте некогда сгоревшего ночного клуба «Лайм» построили кафешку. Умеют ведь!
То же место, месяц назад
Когда я приехал в Гагру этой весной, в тот же день решил наведаться к пристани. Уже издали я увидел множество личных авто и удивился. Нет, на площадке рядом, у «Араукарии», нередко толпятся машины. Но то бывает в сезон и ближе к вечеру. А тогда кафе вообще не успело открыться, и было это в разгар дня. Подойдя ближе к пристани, я нашёл объяснение этому автобиеннале, но продолжил удивляться уже другому.
Фотографы любят снимать сухумских рыбаков, облепляющих старую пристань. А вот в Гагре как-то не приходилось раньше замечать такого количества желающих порыбачить. В чем тут дело: то ли раньше они ловили с лодок, а теперь трудно получить разрешение на выход в море, то ли турецким траулерам, наконец, запретили вести лов в акватории, и рыбы стало много. Но факт остаётся фактом: они ловят и у всех клюёт. Таскают каждую минуту!
Ловят и утром, и днем, и вечером. Ловят везде, и даже без участия самого рыбака.
Сломанный пирс санатория «Москва» ещё не так заселён, но его тоже осваивают. Благо, подъезд теперь хороший, а ворот и охраны нет.
***
Если свернуть с шоссе около школы № 2 на улицу Ленина (ныне улица генерала Дбар) и идти по ней всё время прямо, то примерно через час окажешься снова на шоссе. Но при этом обнаружишь, что выходишь уже не с Ленина, а с Кабардинской. По сути - это одна и та же длинная улица. Но я не зря говорю идти, а не ехать. Потому что участок от переезда под железной дорогой до больницы не асфальтирован. И каждый раз, чтобы попасть, например, к родственникам, кое-кому приходится объезжать по шоссе до зигзага и возвращаться потом обратно по тупиковой дороге мимо больницы.
Хотя на этом непроезжем участке в несколько сотен метров идёт довольно широкая грунтовая дорога, но она вся состоит из глубоких ям, вечно заполненных водой. Местами даже проглядывает щебёнка, намекая на то, что когда-то всё же пытались сделать сквозной проезд.
И вот вдруг однажды, велопрогуливаюсь я по этой улице, и вижу настоящее чудо! Ну что можно подумать? Конечно, эта техника здесь для того, чтобы наконец-то стереть это белое пятно на карте гагрских шоссейных дорог!
Однако, заповедное место вновь трогать не посмели, хотя остальное закатали идеально, всем на радость. Теперь для проведения гонок F1 есть только одно препятствие - эти несчастные триста метров. Ведь гонки же кольцевые!
А в Новой Гагре, между тем, тоже местами уютно и идут обновления.
Но всё равно тянет туда, на ту сторону, в Старую!
***
И напоследок просто несколько фото эпизодов.
Надпись на фоне рогов мне показалась символичной. Надо было приезжать без Люси.
А здесь никаких вопросов. Все предельно ясно, как чёрное и белое. Единственное, что смущает - это направление движения по встречной полосе. Но ведь на она и встречная, чтобы с кем-то встретиться.
Как и много лет назад, в краю магнолий плещет море. Сидят мальчишки на заборе...
А даааальше?
Как говорил известный сыщик: терпение, мой друг, терпение
... Яркая свежесть марсельской черепицы
На главную