Визит в Конопиште открыл для меня очень интересную историю любви двух людей, которые остались вместе несмотря ни на какие преграды, и лишь смерть разлучила их.
Когда я хотела написать о жизни и любви Франца Фердинанда и Софии Хотек, то стала искать фотографии, и в процессе нашла замечательно описанние того, кем были эти люди, как они познакомились, жили и погибли.
"Франц и София: расстрелянные чувства
Это было поистине преступление века - одно из самых громких в щедром на злодеяния ХХ столетии. Об этом, впрочем, знают все: читали в учебниках истории. Но не все знают, что выстрелы в Сараеве поставили точку в одной из самых знаменитых и самых трогательных любовных историй того времени.
Франц Фердинанд Карл Луис Мария появился на свет 18 декабря 1863 года в Граце. Император Австро-Венгрии Франц Иосиф приходился ему родным дядей. Шансов получить престол у Франца Фердинанда не было бы, если бы
его кузен принц Рудольф,
единственный сын императора Франца Иосифа, не покончил с собой из-за несчастной любви... И наследником был назван племянник императора.
В зрелом возрасте 34 лет, будучи наследником престола, Франц Фердинанд все еще оставался холостяком. Император Франц Иосиф не уставал напоминать племяннику, что в самое ближайшее время тот должен себе выбрать невесту - девушку из знатного рода. Это способствовало бы укреплению монархии, да и недостатка в претендентках не было. Однако Франц Фердинанд ни на ком не остановил свой выбор. Красавицы ли, дурнушки ли, из какого бы дома они ни происходили - всех он называл «мышками» и не удостаивал своим вниманием. Франц Фердинанд утверждал, что, несмотря на прелесть этих барышень, для него они все на одно лицо… А их юность - всем претенденткам было не больше семнадцати-восемнадцати лет - с его точки зрения, скорее недостаток, чем достоинство. Франц Фердинанд любил женщин опытных. Причем для него был важен не сексуальный опыт - порядочные женщины в те времена такового не могли иметь, - а опыт духовный.
Свою будущую жену он встретил в Праге в 1898 году, на балу, который давала Изабелла, супруга эрцгерцога Тосканского Фридриха. У эрцгерцогини было шесть дочерей, и она рассчитывала выдать старшую из них - Марию Кристину - за будущего императора Австро-Венгрии. Но Мария Кристина была еще слишком юна и мало чем отличалась от толпы бесконечных «мышек», окружавших Франца Фердинанда. Зато фрейлина Изабеллы - София Хотек - моментально завоевала сердце эрцгерцога. Позже в письмах к своей мачехе Марии Терезе Франц Фердинанд вспоминал, как неожиданно, когда бал уже подходил к концу, заметил девушку, молча сидевшую в кресле в стороне от танцующих. Ее милое лицо и серьезный взгляд настолько очаровали его, что он не мог не подойти и не заговорить с незнакомкой".
Далее -
здесь Как вы уже прочли, на свадьбе Софии и Франца Фердинанда почти не было близких.
Тех немногих, кто разделил радость молодоженов, мы видим на фото.
Рядом с Софией Хотек стоит Мария Терезия, мачеха Франца Фердинанда и ее дочери Мария Аннунциата и Элизабет (сидит). Они были единственными представителям императорской семьи, присутствовавшими на свадьбе.
А это картина художника Вильгельма Гаузе: "Франц Иосиф на балу", 1900.
Она позволяет понять, с какой скромностью по тем меркам отмечалась свадьба Франца Фердинанда, наследника престола.
Вот молодой Франц Фердинанд, еще до знакомства с Софией, вместе со своим братом Отто (Отто был полной противоположностью Францу Фердинанду - повеса, которого совершенно не интересовали семейные ценности)
И просто Франц Фердинанд. Юный, нежный...Как же человек меняется с годами... А тогда еще не было культа здорового образа жизни, и постепенное превращение молодых цветущих красавцев и красавиц в тучных господ воспринималось спокойно.
А вот София:
Совсем ребенок
Молодая девушка
С сестрой Октавией (ах, обратите внимание на талию!)
Франц и София: жених и невеста
(фото из книги
"The Secret of Sarajevo") Молодая пара после свадьбы
Думаю, они были счастливы - двое людей, решивших быть вместе несмотря ни на что. И, конечно, развлекались... Как и мы с вами.
И еще через год
А это - моя любимая фотография Софии. Мне кажется, здесь мы ее видим такой, какой она была - полной жизни, а не "парадной" дамой, затянутой в шелка