Базилика Сан-Фридиано с её впечатляющей мозаикой на фасаде - один из самых старых храмов Лукки. Уже в VI-м веке на этом месте стояла христианская церковь основанная ирландским миссионером и епископом Лукки Фридианом которую он посвятил трём мученикам - Викентию Сарагосскому, Стефану и Лаврентию.
Окончание строительства церкви постоянно затягивалось из-за отсутствия достаточных средств. Достроить церковь, как рассказывает легенда, помогло такое чудо. Однажды Фридиан обратился к местному зажиточному купцу, чтобы тот пожертвовал деньги на завершение церкви, но получил отказ. Когда купец проходил по мосту реки, мешочек с деньгами висящему него на поясе вдруг отвалился и упал в воду, а поднять их со дна реки у него возможности не было. Через какое-то время рыбаки в местной реке выловили огромную рыбину и решили подарить её Фридиану. Когда Фридиан стал распарывать рыбу, внутри неё обнаружился тот самый упавший в реку мешок, в котором оказалось 100 сольдо. Фридиан сообщил об этом хозяину, но когда купец стал молить вернуть его деньги, то получил отказ и мотивация отказа была такова - Бог может дать богатство, но также может его и забрать. На эти деньги, якобы, и была достроена первая церковь.
В VIII-м веке, после того как останки Фридиана были перенесены и захоронены в одном из склепов церкви, его объявили святым, а церковь переименовали в его честь.
История храма, который можно увидеть сейчас, началась в 1112 году, после того как была начата реконструкция старого здания, и в 1147 году новую церковь освятил папа Евгений III-й. Работы по совершенствованию церкви продолжились и в начале XIII-го века. В это время она устремилась ввысь, а её фасад был украшен большой мозаичной картиной в византийском стиле «Вознесение Христово в окружении ангелов, апостолов и Богородицы". Вот только в результате последующих переделок собора вместо изображения Богородицы появилось окно из-за которого нарушилась целостность мозаики - нынче апостолы преклоняются будто перед окном. Кстати, такая наружная мозаика редкость для тосканских церквей. Подобное можно увидеть лишь на фасаде церкви Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, но там она намного меньше в размерах.
С XIV-го и по XVI-й века, во время очередных перестроек церкви, в ней появились несколько небольших боковых часовен, которые украсили фрески на тему жизни святых.
В середине XIX-го века были проведены реставрационные работы, и сегодня, несмотря на многочисленные реконструкции церкви осуществленные на протяжении веков, внешний средневековый вид базилики сохранился.
Над церковью возвышается высокая колокольня выполненная в ломбардском стиле, где количество окон увеличивается с каждым ярусом снизу вверх.
Интерьер
Главный неф церкви отделён от боковых проходов стройными колоннами взятыми из древнеримских построек.
На двух колоннах видны сохранившиеся древние фрески с ликами святых.
Одной из впечатляющих работ, на которую сразу обращаешь внимание при входе в церковь, это мраморная купель-фонтан. Эта резная работа выполнена тосканскими и ломбардским мастерам в середине XII-го века. Бассейн купели украшен горельефами с изображением сцен на библейские темы - "Моисей и его переход через Красное море" и "Добрый пастырь с пророками и апостолами". Чаша купели поделёна на две части: верхняя украшена изображениями апостолов, нижняя - масками из которых в бассейн когда-то струилась вода. Купель была разрушена в конце XVIII-го века и вновь восстановлена в 1952 году на основе сохранившихся рисунков.
Портал, расположенный за купелью, украшен восхитительной терракотой XV-го века "Благовещение Пресвятой Богородицы" работы Марко делла Робиа. За стеклянной дверью находится еще одна купель, которая, в отличие от первой, и нынче используется по своему прямому назначению.
Мраморный алтарь в капелле Трента- работа сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1371-1438) с изображениями Богородицы с младенцем на руках, а также святых Лаврентия, Орсола, Иеронима и Ричарда.
Здесь же покоятся мощи последнего - Ричарда Уэссекского, объявленного святым. Две гробницы с захоронением членов семьи Триента - работа этого же мастера.
В капелле святого Августина можно увидеть фрески начала XVI-го века, написанные эксцентричным болонским художником Амико Аспертини (1475-1552) - «Чудо святого Фридиана», «Рождество Иисуса», «Снятие с креста», «Перенесение Святого Лика в Лукку» и фреска изображающая святых Августина, Убальдо и Фридиана, крестящего людей на реке Серкио.
Мощи святого Фридиана, основателя церкви, покоятся под главным алтарем XVI-го века.
У основания алтаря находится массивный каменный монолит с которым связана такая легенда. На горе Сан Джулиано, что расположена недалеко от Лукки, еще во времена Римской империи активно добывали мрамор, применявшийся для строительных работ в Пизе, Лукке и других тосканских городов. Здесь же рабочие выискивали подходящий камень для новой базилики в честь Викентия Сарагосского. И вот, однажды, с карьера пришло сообщение для епископа Фридиана - найден отличный кусок мрамора, но камень настолько тяжелый, что его невозможно сдвинуть с места. Епископ лично явился на карьер и, вознеся молитву, поднял камень, который вдруг оказался довольно лёгким. Его уложили в повозку и доставили в церковь, где до сих пор его можно увидеть. На камне надпись - «Кем бы ты ни был, читающий эти строки, ты сам должен быть каменным, если этот камень не вызовет восхищения перед святым Фридианом». Легенда - легендой, а фактом является то, что мрамор был доставлен в церковь с античного амфитеатра Лукки, который нынче превращен в симпатичную площадь Амфитеатра.
Ещё одна легенда связана с именем Фридиана. 18 марта 588 епископ умер, его захоронили при церкви, но место захоронения оставалось в тайне, чтобы защитить тело святого от разграбления во время пиратских набегов на город. Позже в городе умерла одна девушка, чьи благие дела позволили ей быть захороненной при этой же церкви. Во время погребения девушка вдруг ожила и промолвила, что не может быть похоронена в выбранном для неё месте, так как здесь покоится тело святого Фридиано. После этого девушка вновь отошла в мир иной. Таким образом были найдены мощи святого, которого затем перенесли и захоронили внутри церкви.
В часовне, расположенной по соседству с купелью, находится стеклянный гроб с останками святой Зиты, чьё мумифицированное тело можно увидеть через стекло. Упоминаемая в "Божественной комедии" Данте, эта святая была довольно известной в Средние века. Зита при жизни была набожной и милосердной девушкой, раздававшей еду обездоленным.
Девушка, со странным индийским именем Зита, родилась в 1218 году в небогатой семье родом из тосканской деревушке Монсаграти, что близ Лукки. В двенадцатилетнем возрасте она была отдана в услужение семьи Фатинелли, богатых торговцев из Лукки. Однако у Зиты был один недостаток - довольно часто она воровала из дома и раздавала беднякам и голодающим еду своих хозяев. Естественно, семья Фатинелли оказалась этим недовольна. Хозяин попытался проследить за маленькой воровкой, чтобы застать её за воровством и наказать за содеянное. Однажды он заметил как Зита тайком сложила продукты в подол своего платья и готова была выйти на улицу. Фатинелли потребовал показать то, что она прячет в своём подоле. Зита была вынуждена подчиниться, но к изумлению своему и хозяина, в подоле, где должна была лежать еда, оказались свежие цветы. Фатинелли был поражён - то, что он увидел, оказалось настоящим чудом. Похоже, это был знак свыше и хозяин решил оставить девушку у себя в услужении и больше не препятствовал её благотворительной деятельности. Зита скончалась 27 апреля 1272 года в доме Фатинелли в возрасте 60 лет, прослужив этой семье 48 лет.
В 1580 году тело Зиты было эксгумировано. В дальнейшие годы при вскрытии её гроба оказалось, что мощи Зиты оставались нетленными. Их перенесли в базилику святого Фридиана, где они до сих пор покоятся. В 1696 году Зита была причислена к лику святых. Со всей этой историей возникает лишь один вывод, что есть случаи, когда воровство может быть оправдано, не наказуемо и даже возвеличено. Или я не прав?!
Бернардо Строцци. Чудо св. Зиты
Фреска XII-го века с изображением Богородицы с младенцем и святыми Рикардо и Зиты.
Надгробный памятник итальянскому историку и писателю Лаццаро Паппи (1763-1834), выполненный скульптором Луиджи Памполони.
Капелла Буонвизи. Семейство Буонвизи - знатные и состоятельные жители Лукки, семья купцов и банкиров.
Потолок часовни Милосердной Божьей матери.
И ещё пара алтарей церкви.
Текст, фото - @ SPRATO