Магистраль 1925 года

Dec 11, 2017 18:30


Любимый многими жанр постов - это критика "Магистрали". Менее продвинутые просто ругаются, что все очень плохо, автобусы ходят редко и нерегулярно (а троллейбусы не ходят вообще). Более продвинутые подкрепляют свои слова нотариально заверенными скриншотами из атласов годов этак 60х-70х, на которых отлично видно, сколько же в центре Москвы линий общественного транспорта. Парочка примеров маршрутов через весь город и их интервалов завершают разгромное впечатление.

Чтобы не отставать от тренда, запилю-ка свой обзор о том, какой общественный транспорт мы потеряли. Мелочиться не будем, возьмем сразу 1925 год.

Итак, мы имеем только образованный СССР и классический трамвайно-пешеходный город, девственно неприспособленный под автомобиль. Смотрите, какая красота!





Схема трамвайных линий

Или погодите - скажете вы. Хорошо здесь только то, что все это трамвай. А покрытие сети сильно уступает даже сегодняшней Магистрали (не говоря о ее целевых планах). Нет линий по Якиманке, Ордынке, северной части Болотного острова, многострадальной линии по Воронцову полю, существующей ныне линии от Новокузнецкой до Яузских ворот (вместе с отрезком улицы - ее еще не пробили). Казалось бы, что в этой сети хорошего?

Тут нужно предупредить: вредно и даже опасно единственное суждение о системе транспорта делать по карте, где не обозначены маршруты! Кажется, что с любой точки, поблизости от которой есть тонкая черная линия, можно очень легко уехать в любую другую точку возле такой же тонкой черной линии. А это совсем не так. Чтобы понять структуру маршрутной сети лучше, я нарисовал схему трамваев в стиле "Магистрали".



За дизайн не пинать. Делалось за 5 минут даже не на коленках (которые были заняты котом).

Ссылка на полный размер. Все маршруты обозначены в точном соответствии с критериями "Магистрали": жирными цветными линиями - то, что ходит не реже, чем раз в 10 минут; тонкими синими - раз в 10-20. Социальных маршрутов не оказалось, поэтому розовыми линиями помечен автобус. Его три маршрута имеют стабильные интервалы 9-13 минут.

Из этой схемы мы видим, насколько часто тогда ходил транспорт. Самый максимальный интервал был 14 минут, и то - на удаленной от центра ветке к Воробьевым горам (трамвай №7, сейчас существует в троллейбусном варианте). Городские маршруты в принципе не ходили реже 13 минут, а интервал "Аннушки" и вообще был как в метро: 120 секунд между вагонами. "Букашка" ходила не через "2, 4, 30, 32" (как сейчас), а точно раз в 4 минуты. И так далее. Интервал на линии в 5-8 минут целый день был обычным делом.

Второе, что мы видим здесь - это необыкновенная логичность и связность маршрутов. Ни один маршрут не имеет петель в центре. То есть вообще ни один. Единственная петля расположена в районе нынешнего театра Российской Армии и представляет собой просто большое разворотное кольцо на несколько остановок (каких множество в Европе, но почти нет у нас). Очень мало трамваев идет по Кремлевской набережной, основной поток, как и сейчас, объезжает Кремль с севера.

Из интересного - на Лубянке творится полный фарш, вполне достойный известной карикатуры Кукрыниксов.



АААААА!



Сложно понять, почти невозможно упорядочить.

За исключением линии по Дмитровке-Тверской, Арбату, Кремлевскому кольцу, Радищевской, остальные участки сети обслуживались не так уж и фантастически. Один-два магистральных маршрута, парочка районных - в общем, примерно как и сейчас. В некоторых местах так и вообще один районный.



Цифрами показан интервал при допущении, что по одному отрезку вагоны всех маршрутов ходят строго равномерно.

Картинка в полном размере. Зато на некоторых участках был интервал так интервал! Возле Лубянской площади по всем направлениям трамваи ходили слегка реже, чем раз в 60 секунд. Это достигается только очень существенным ухудшением операционных характеристик. А в случае сбоев на Лубянке город немедленно охватывал транспортный коллапс.

А сколько же перевозило все это хозяйство?



1,4 миллиона пассажиров в день! Вот вам и наземный транспорт... После этого жалкие 500 тысяч пассажиров сегодняшней Магистрали кажутся статистической погрешностью. Однако, стоит сказать, что это далось огромной ценой: черепашьих скоростей, постоянной переполненности и так далее. По некоторым подсчетам, невывоз на участке Каланчевская-Лубянка в час пик был около 50%.

Очень интересно теперь будет посмотреть, как с течением времени ситуация постепенно менялась. Надеюсь, это только первый пост из серии "странные исторические схемы НОТ внутри Садового". Посоветуйте, какие года лучше брать? Чего не хватает в отчете? (я знаю, чего-то не хватает, но не могу вспомнить никак). Есть ли хорошие архивы хороших справочников по наземному транспорту в Москве? Интересно всё=)

дилетантская аналитика, городской транспорт, Москва

Previous post Next post
Up