Музыкальные инструменты доисторической эры: Верхний Палеолит.
"Искусство примитивного звука"
Исследования и музыкальные композиции Уолтера Майоли.
Инструменты были собраны и скомпонованы Уолтером Майоли в содружестве и при содействии: Пии, Антонио Петикова, Фреда Гэйлса, Гатано Рои, Элены и Люси Майоли, Патриции Майер, Нирода, Люка Мигляцио, Поппи Криппа, Итало Бертолаци, Пьетро "Пита" Пичинелли, Джулиана НунаКи, Туканайаре, Йоши ОЙда.
Мы хотим поблагодарить исследователей и профессоров различных институтов Антропологии, Археологии и Ботаники от которых мы получили научную поддержку, и отдельная благодарность:
проф.Фред Гэйлс (Амстердамский университет, отд. Антропологии)
проф.Педаморс (Национальный Музей Древнего Мира, Лейден)
проф.И. Анати (Директор C.E.S.P. Капо-ди-Понти)
проф.Дж. Калигари (Директор C.S.A.A. города Милан)
проф.Дж. Пинна (Директор Музея Естественной Истории города Милан)
проф.Дж. Сартори (Ботанический Институт Павии)
проф.Ф. Гуиззи (этномузыковед)
1. The Dance Of Leaves
2. Flautes
2a. Aerial Harmonics
2b. Curved Melodies
2c. In Flight
3.Eagle Bone For The Ghost Dance
4. Flying Rhombs
4a. Horn (Africa)
4b. Bamboo (Nias)
4c. Wood (India)
4d. Wood (Australia)
5. The Horn, The Tortoise, The Bow, The Flintstone
6. Sonorous Stones In The Cave
6a. Stactite Gong
6b. The "Organ"
7. River Stones
8. Vegetable Seeds: Jungle Voices
9. The Spirit Of The Marshed
10. Sea Language, Shells
11. Amazonian Finds
11a. River Shells
11b. Tucan Beaks
11c. Coleopter Eleters
Полностью акустические естественные звуки. Прослушивание предполагает настройку громкости в соответствии с каждой отдельной композицией. Звуки записаны в "естественном" окружении, то есть при акустической реверберации приближенных и отдалённых звуков в специфической окружающей среде. Для адекватного прослушивания окружающей среды и звука рекомендуется включить "усиление громкости" (частотный корректор нижних частот), эквалайзер и тому подобное в соответствии с вашим оборудованием.
Искусство примитивного звука
Вместилище звука, универсальный язык, представленный в ритуальном пространстве тьмы и тишины.
Звуки не только выполняют функцию сокрытия или передачи чего-то, они целостный объект сам по себе, прямая манифестация энергии, которая исходит от натуральных материалов и из действий происходящих в своих первоначальных формах: первые музыкальные инструменты, которые были объектами ритуальной значимости, олицетворяли неосязаемый духовный мир. Примитивизм превращается в классический натурализм в случаях, когда орлиная кость свидетельствует о принадлежности к племени Лакота, сибирскому или японскому, а объекты/инструменты составляют единое целое наподобие звукового эквивалента японской "икебаны" (композиция из растений и цветов). В этом смысле метафорические языки растений - ритмически, тембрически и мелодически - являются всеобъемлющей основой композиций.
Так, музыкальные инструменты говорят голосами духов - звук пучка сухих листьев бамбука символизирует дух, живущий в болоте, а летающий Ромб символизирует звук грома. Создаётся музыкальный диалог между человеком и миром духов. Свистки, в основном, используется как сигнал, привлекающий или призывающий духов, а иногда воспроизводящий сверхестественные голоса.
Раструб китайской бамбуковой трубы производит голос дракона, звучащий на расстоянии и покоящийся на каменном фундаменте.
Многие из этих инструментов играют также важную визуальную роль, то, как они выглядят не менее важно чем то, как они звучат. Срок службы других инструментов, сонорных предметов, зависит от их использования, некоторые разрушаются во время игры на них, как, например, лепестки цветов отрываемые во время гадания на ромашке или сухие листья, хрустящие под ногами, говорящие голосом огня или воды.
Исследование
Эта работа нацелена на восстановление знаний о первых инструментах: Палеорганология.
Мы не пытались создать точную реконструкцию доисторической музыки, каждого отдельного места или эпохи, скорее универсальный характер произведения искусства вдохновляется сущностью звучания инструментов, набор звуков определяется самими использованными объектами, что сегодня, что тысячи лет назад.
Используя в качестве отправной точки европейские археологические находки периода Верхнего Палеолита, в ходе сравнительного исследования стало возможным открытие заново, аналогичных по звучанию объектов в примитивных, народных и религиозных традициях многих людей по всему миру. Аналогии были обнаружены не только в использовании и предназначении инструментов, но и в их архаичном и загадочном происхождении.
Также, значимыми для исследования были звуки природы, включая голоса животных и их звукообразующие органы, которые имеют принципиальную схожесть с первыми музыкальными инструментами.
Акустический и психобиологический аспекты тоже были приняты во внимание, посредством дидактических экспериментов, направленных на исследование первых попыток звукообразования у детей. Таким образом, первые музыкальные инструменты вновь отсылают к возникновению, к их метафорической и практической роли, перекликаются с обстановкой ритуала и углублёнными современными исследованиями звука.
Музыкальные инструменты доисторической эры: Верхний Палеолит.
Изначальное возникновении музыки, основная фаза накопления опыта, происходили в доисторическую эпоху человеческого бытия в окружении звуков естественной неживой природы: камней, дерева, костей, раковин и т.д. Среди этих материалов были обнаружены и отобраны наилучшие для ударения по ним или выдувания как в свистках, флейтах, трубах, трещётки и другие перкуссионые инструменты также представлены в этой записи.
Исследуя археологические свидетельства: костяные, каменные, из раковин, пещерные рисунки и граффити, мы можем установить, что история музыкальных инструментов неотрывно сопутствует другим орудиям, которые использовало человечество. Первые опознанные сонорные объекты возникли сорок тысяч лет назад с появлением Человека Разумного в верхнепалеолитическую эпоху, они присутствуют среди первых искусственно обработанных предметов. Эти объекты состояли из орнаментальных сонорных подвесок, суставных свистков и летающих ромбов.
Первые флейтообразные костяные трубки с отверстиями для пальцев появились около двадцати пяти тысяч лет назад. Обнаруженные следы первых луков имеют давность пятнадцати тысяч лет, при том, что они изготавливались из чрезвычайно хрупких материалов, их изображения есть на наскальных граффити.
Инструменты, связанные с применением голоса рассматриваются в другой работе: звучащие объекты, такие как трубы с рупором, преобразователи голоса, диджериду австралийских аборигенов и широкое разнообразие сигнальных свистков, все они с трудом поддаются опознанию среди археологических находок, но, возможно, использовались в средний и нижний Палеолит. Флейта из орлиной кости, заслуживающая своей собственной работы, была записана на отдельном выпуске в различных специфических и непринуждённых ситуациях: в открытом поле, между гор и посреди речных долин, в исполнении специалистов по натуральным звукам (ARCHEOSOUND tape).
Дополнительную информацию можно найти в археологических описаниях: Уолтер Майоли "Звуки Музыки", Истоки. Jaca Books, Milan, 1991
Информация по реконструкции доисторических музыкальных инструментов и советы по их использованию в полевых условиях:
Уолтер Майоли и Джиордано Бьянчи, "Оркестр Природы", C.E.M.B. and Essergiemme, Milan, 1991
Организация звуков
Истоки музыки проистекают из отношений между человеком и природой, кроются в многообразии их взаимодействий. Звуковые ландшафты разной географической, климатической и ботанической среды создают первичное звучание, образуют музыкальный импринтинг человеческого разума. Дребезжание семян или раковин журчат как вода, ветер свистит проходя сквозь расщелины в пещерах, среди зарослей тростника и попадая в пустотелые объекты наподобие трубок. Больше чем простая имитация природы, создание музыки для примитивных людей означало настроенность на одну волну с природой, участие в непрерывном творческом обмене, возвращение и путешествие по бесконечным циклам ночи и дня, рождения и смерти, смены сезонов и т.д. Природные процессы видятся как мужские и женские сущности, принимающие вид каждодневных событий. Первые инструменты, сделанные из естественных объектов - сферических, тубулярных или конических по форме, просто срезанные или продырявленные - зачастую были первоначально орудиями "универсального использования", каждое из которых обладало собственными признаками ритмических действий, например, трубка, которой высекали или раздували огонь. Эти первые сонорные материалы обладали не только собственными ритмами, но и диапазоном, музыкальной гаммой, которую определяла их форма в соответствии с определёнными законами акустики. От высоких, ультразвуковых, пронзительных, шипящих и свистящих звуков до инфразвукового гула, игра прежде всего заключалась в том, чтобы ухватить сущность, точный голос или разноцветные полосы частот натуральных звуков, а также создать новые голоса, суггестивные, загадочные, благозвучные или пугающие. Сила звука - экспериментирование, придающее особое значение человеческой деятельности, затрагивающее индивидуума или группу, которое распространяется на животных, растения и неживую природу. Однако, тогда как танец и вокализация были частью непреложных выражений группы, такой как круговой танец, распространённый во всех человеческих обществах, музыкальные инструменты, изначально, предназначались скорее для сольной игры на них умелыми руками шамана. Использовавшийся объект приобретал ритуальную окраску, вызывал благоговение и наделялся магической силой, эффект которой очевиден, как звук погремушки, который способен успокаивать больных и детей, флейта вызывающая любовь, негу и мистические переживания или труба, которая побуждает к действию, охоте или войне. Сочетание инструментов является одним из самых интересных аспектов исследования: создание полифонии и гармонии.
Звукозапись
Где и как записывать? Очевидный ответ - в естественной окружающей среде - на самом деле, каждое сонорное явление имеет основания в пользу экологии места, к которому оно относится. Музыкальные инструменты приобретают голос, силу и глубину из окружающего ландшафта, но по этой же причине становится трудно отделить их звуки от других естественных голосов, например, пения птиц. Кроме того, беспримесный звук позволяет лучше анализировать его гармоники и частотные составляющие. Таким образом, в этой первоначальной работе мы предлагаем вниманию синтез различного окружения и возможностей. Например, для записи сонорных объектов в окружающей среде, мы выбрали наиболее экстремальные из внешних условий: там, где инструменты (сталагмиты и сталактиты) статичны и составляют сами по себе окружающую среду (пещеру), которая становится звучащим ландшафтом. Разные источники звука были записаны на различном расстоянии, так камни в первой пьесе слышны на дистанции 30 сантиметров, палочки 3 метров, свисток из лебединого пера доносится из конца коридора, а листья по которым двигался танцор в пространстве, мягкие и громкие, были то близко, то далеко. Труба из раковины (10-й трек) доносится из глубины залива (этот звук может перемещаться больше чем на 3 километра). В пьесе посвящённой звукам леса (8-й трек), если понизить уровень громкости, то можно ощутить слухом лес в отдалении, если увеличить громкость, то обнаруживаешь себя погружённым в лес настолько, что каждый инструмент-животное принимает ясные очертания.
Art of Primitive Sound. Musical Instruments from Prehistory the Paleolithic. 1991 [APE]