Рецензия на фильм День Сурка.

Feb 21, 2013 11:24

Однажды один человек сказал мне простую истину, мол, все произведения культуры не про что, а о чём. Что все книги, картины и музыка написаны о человеке, все фильмы сняты о нём: о любви и ненависти, о жизни и смерти. Ведь только человек может любить и ненавидеть, только он может знать, что такое жить и умирать.

С тех пор все книги, изобразительное искусство, музыку и кино я рассматриваю с этой точки зрения. И тогда романы и фильмы, прочитанные и просмотренные мною множество раз, я внезапно увидел совершенно по иному, словно в первый раз. Так произошло и с одним из моих самых любимых фильмов: «Днём Сурка».

Странно как иногда смысл доходит до тебя медленно как до жирафа. Вот, казалось бы, кинофильм «День Сурка», милый и добрый, который смотрел множество раз, каждая сцена в нём знакома и любима. Но только недавно после очередного просмотра, увидел всё совсем другими глазами. Оказывается, в нём есть смысл, который до этого времени проходил мимо меня, который я просто не замечал. Я словно посмотрел на этот фильм через призму убеждений и принципов, которые только недавно появились в моей жизни. Эта призма, как в физическом эксперименте наоборот, собрала из массы, казалось бы, несвязанных между собой, образов, диалогов и актерской игры, словно из спектра, единый луч смысла, и он внезапно осветил то, чего я совершенно не понимал.

Внезапно мне стало ясно, что фильм посвящён трансформации мировоззрения (можно назвать это самотрансценденцией) главного героя и через это глубокому нравственному и духовному перерождению его самого. Оно проходит перед лицом смерти, которая незримо присутствует в фильме в виде вечности, а конкретно в виде, вечно повторяющегося неизменного дня - дня Сурка.

Вообще образ смерти, в трактовке авторов фильма, в виде замкнутого круга событий, очень интересен. Ведь, по сути, для главного героя умерло само время, его величество история скукожилась до его внутреннего мира. Любые его попытки что-то изменить в реальности обессмысливаются с наступлением следующего, но всё того же самого дня. Все следы, которые главный герой оставил на теле реальности исчезают ровно в шесть утра, остаются только воспоминания. В них-то и продолжает жить история, а в окружающей реальности воцаряется Смерть, разрушающая события и обесценивающая поступки. Жизнь покинула этот мир, её место заняло великое Ничто и уничтожило время.

И каждый день одно и тоже,
И каждый миг всё тот же рок,
И нет конца моей тревоге,
Всё та же боль, всё тот же сон…

Но авторы не останавливаются на этом и приводят параллельный образ: в сцене с диалогом в боулинге, один из собеседников главного героя заявляет, что подобная ситуация (с цепочкой совершенно одинаковых дней) и с ним происходит постоянно. Этот бесконечный самоповтор: дом-работа-дом, дом-работа-дом и до бесконечности, заполняет всю его жизнь. И, уже, не ясно живёт ли он? Живут ли окружающие его люди? Здесь, фантастический образ Смерти - День Сурка проецируется на реальную жизнь обычного человека. Оказывается, что Смерть господствует не только в жизни главного героя, но и в жизни других людей. Их бытие уже нельзя назвать Жизнью. Персонажи фильма не живут! Это можно назвать существованием или, вернее, прозябанием, можно сказать, что они «тянут лямку», но Жизнью это назвать нельзя. Жизнь отчуждена от них. Нет любви, нет радости творчества. Смерть, вторгшись в бытие этих людей, день за днём пожирая их реальность, превратила Жизнь в умирание и разница между главным героем (Филом) и остальными персонажами фильма лишь в одном: их умирание, в конце концов, закончится настоящей смертью, а у Фила, волею судьбы, оно бесконечно. Фил попал в настоящий ад: вечное умирание.

И в данном контексте совершенно иной смысл приобретает праздник, в котором участвуют жители города в этот бесконечный день. Праздник, который отдалённо напоминает карнавал с его разнузданностью, обжорством, пьянством и т.д. А ведь карнавал с древних времён связан с богами, отвечающими за загробную жизнь, богами Смерти. Забавно, что символом праздника является сурок по имени Фил, и точно так же зовут и главного героя. И совсем уже мелочь, ведущий праздника говорит в начале фильма, что сурок (Фил!) «определённо видит свою тень» (Не видит свет? Не прозрел?), а значит весна (новая жизнь) задерживается, а зима (умирание) продолжается. Интересная складывается цепочка: бесконечный карнавал для Фила, который находится в состоянии вечного умирания, пока не придёт весна (Пока он не перестанет следить за своей тенью? Перестанет быть эгоистом?).

Надо сказать, что Фил в начале своего перерождения является не очень приятной личностью, из тех про которых говорят: «Порядочная сволочь». Самовлюблённый, зацикленный на себе, эгоцентричный хам, глубоко презирающий окружающих его людей. Он с нескрываемым пренебрежением относится как к своему оператору Лари, с которым он давно знаком, так и к хозяйке гостиницы, которую увидел в первый раз. Даже со своим новым продюсером Ритой, довольно красивой девушкой, он разговаривает как с прислугой.

Но перейдём к анализу сюжета. Пропустим подробности того, как Фил осознал ситуацию с бесконечным днём и перейдём к его реакции на произошедшее, т.е. к самому интересному.

Первая реакция это, естественно, шок, а затем растерянность и ощущение некоей пустоты: никуда не надо ехать, некуда спешить. Фил внезапно почувствовал рядом Смерть (остановку) и это ему не понравилось, он не знает, что ему делать. Он не может спокойно смотреть в лицо Смерти, он не хочет умирать. Фил чувствует умирание и не понимает как его остановить, как прекратить День Сурка.

Из истории человечества и из произведений великой культуры, т.е. совокупного опыта человечества, следует только один рецепт борьбы со смертью - любовь. Только любовь может дать Жизнь. Но Филу, как закоренелому эгоисту, до любви как до луны. А значит, ему приходится искать другие пути, и он переходит к следующей фазе.

Раз настоящая жизнь не достижима, Фил пытается найти заменители жизни - суррогаты. Сначала самые простые - алкоголь и еда, секс и далее по списку. То есть старая технология, изобретённая в США и испробованная на миллионах молодых людей по всему миру с целью подмены настоящей жизни суррогатами: секс, наркотики и рок-н-ролл. Один недостаток есть у суррогата, его не хватает надолго. Как наркотик он со временем требует всё больших и больших доз (лучшей еды, лучшего алкоголя, разных женщин и всё более извращённого секса), а затем просто перестаёт действовать, если человек, конечно, доживает до этого момента (не получив инфаркт от ожирения, не упившись в хлам и так далее). Но Филу физическая смерть не грозит и поэтому он доживает до того момента, когда вся эта суррогатная жизнь лопается как мыльный пузырь от собственной бессмысленности. И катализатором, иглой проколовшей пузырь, оказывается его продюсер - Рита.

Рита сильная личность с богатым внутренним миром и собственными принципами. В ней как раз теплится жизнь, и Фил это чувствует и тянется к ней. Так как любовь ему не доступна, он как настоящий потребитель хочет попользоваться Ритой, как он использовал многих женщин в городе. Но здесь возникает заминка. Рита хочет любви, а не суррогата и обмануть её оказывается очень и очень не просто. Здесь выясняется, что наш герой упорен в достижении цели и весьма трудолюбив. Кропотливо день за днём, попытка за попыткой, он выстраивает идеальное свидание. Ему почти удаётся. Свидание проходит идеально. Он уже сидит с Ритой в своём номере, цель почти достигнута и… Провал. Рита инстинктивно почувствовала неискренность Фила. Увидела его фальшивость, его не подлинность. И не мудрено: любовь подделать невозможно, как не старайся. Рита уходит. Следующие попытки не дают ничего нового. Фил уже сделал самое лучшее поддельное свидание, лучше уже не получается. Он сдаётся. Наступает следующая фаза.

Апатия. Сначала Фил впадает в депрессию, затем перестаёт выходить из гостиницы, опускается нравственно, его ничего не радует, ему уже на всё наплевать. Он сидит в гостиной, пялится в телевизор с бутылкой виски в руках. Апофеоз безволия наступает, когда он просто перестаёт вставать с постели и каждое утро вдребезги разбивает радиобудильник, который своей песней окунает его в ужасную реальность. У многих людей долгая апатия просто переходит в ступор, за которым приходит смерть. Но как мы знаем: Фил окончательно умереть не может и так продолжается до тех пор, пока бедняга не переходит к следующей фазе.

Он решает всё-таки окончательно физически умереть, ведь внутри он уже мёртв. Сначала, когда он ещё верит в возможность своей смерти, он совершает самоубийства с помпой. Замечательно, что в первый раз он заодно пытается уничтожить карнавальный символ (своё альтер-эго) - сурка по имени Фил, сиганув с ним в автомобиле с обрыва. Но не тут-то было, умереть не получается сколько не пытайся. Каждое утро он всё равно просыпается в постели, как ни в чём не бывало. Следующая фаза на подходе.

Фил смиряется с ситуацией. Примиряется с проблемой. Успокаивается. А успокоившись, начинает спокойно искать выход. Конечно же, неосознанно. И конечно же находит тот единственный выход, который раньше был ему не доступен.

Ему повезло, рядом с ним оказалась прекрасная женщина Рита. Он теперь смотрит на неё совсем другими глазами. Он забывает о себе и думает о ней, и в эти моменты Смерть отступает, она теряет над ним власть. Ведь, чтобы заставить Фила умирать, ей надо чтобы он всё время помнил о ней, мучился от страха, жалел себя. А Фил любя, как раз о себе и не думает, а вместе со своим эго забывает и о страхе смерти, а значит, обретает истинную свободу. Рита чувствует в Филе искренность и подлинность, она верит ему, когда он каждый день рассказывает ей о Дне Сурка, но предлагает ему лишь дружбу, но не любовь. Наш герой понимает, что чего-то не хватает. Но он на правильном пути. Фил делает следующий шаг.

Стремясь сделать приятное любимой женщине, Фил внезапно открывает для себя мир высокой культуры, который он раньше совершенно не замечал. Он постигает музыку, учась игре на рояле. Он зачитывается классиками мировой литературы и через их произведения постигает простые истины жизни. Он обращается к изобразительному искусству и создаёт прекрасные ледяные скульптуры. Незаметно для самого себя, в ежедневном упорном труде по самосовершенствованию ради любви (в конце концов, он даже выучил французский, чтобы читать на нём Рите стихи), он превращается в подлинного, искреннего, настоящего человека. Он восходит в духовном смысле, его внутренний мир усложняется. Упорный труд и высокая культура помогают ему преобразиться. Перед ним начинает открывается настоящая Жизнь, он уже готов к постижению настоящего человеческого счастья. Фил в одном шаге от секрета победы над Смертью.

Ключом к секрету, совершенно случайно, оказывается нищий старик, мимо которого Фил проходил сотни раз. Однажды он замечает, как старик умирает в переулке, и он искренне пытается его спасти. Это ему не удаётся. Фил день за днём пытается вырвать у Смерти её добычу и каждый раз терпит поражение.

До сих пор он не осознавал ситуацию с умиранием, ведь Смерть пряталась в мелочах жизни, она как бы была разлита вокруг него, раздроблена на тысячи фрагментов и Фил не обращал на неё внимание, считал её чем-то обыденным. Он лишь чувствовал как она крадёт у него жизнь день за днём, его это мучило, но увидеть врага он не мог. Но вот он впервые столкнулся со Смертью лицом к лицу, в одной конкретной точке, он увидел как она забрала человека, сразу, навсегда. И только теперь он понял разницу между Жизнью и Смертью, только теперь он осознал, то умирание, которое держит за горло и его и других. И только теперь в нём проснулось сострадание к окружающим людям, у которых каждый день Смерть крадёт Жизнь. А там где сострадание, там и любовь.

Фил решает хоть на один день, но вырвать близких людей (а за всё это время все горожане стали ему близки) из лап Смерти. Фил начинает помогать им в их крупных и мелких делах, помогает им исправлять ошибки, спасает их от несчастных случаев, тем самым он преображает реальность и вытесняет из неё Смерть. Он любит этих людей, несёт им добро и любовь, заботится о них и впервые в жизни по-настоящему счастлив. Ведь помогать другим людям, любить их, спасать их и тем самым чувствовать своё единство с ними и есть истинное человеческое счастье, и другого человечеству не дано. Спасаясь сам, он спасает и других.

В один из дней происходит чудо и Рита влюбляется в Фила. Жизнь нашего героя наполняется уже не только своей любовью, он получает любовь в ответ и не только от Риты. Он за один день становится городской знаменитостью, горожане без ума от него. Любовь, которую он отдаёт людям, возвращается к нему и замкнутый круг - День Сурка - рвётся, Смерть отпускает его, умирание прекращается. Для Фила и Риты наступает настоящая неподдельная подлинная Жизнь. Время развернулось, и история продолжила свой бег, люди спасены.

Конечно, я тут рассказал вполне очевидные вещи и вы можете сказать мне, что смысл фильма и так был ясен, но вот такой я тугодум, что до меня дошло лишь через 20 лет после выхода кинокартины, хотя смотрел я его как минимум раз в год.

Можно также сказать, что я слишком серьёзно отношусь к этому произведению, что режиссёр не вкладывал такого смысла, а снял так как получилось. Но мне кажется, что такой фильм нельзя снять просто так, хоть немного в жизни надо разбираться, а судя потому, что история борьбы жизни и смерти преподнесена так легко и в тоже время интересно, говорит о том, что автор разбирался в вопросе хорошо. Конечно, «День Сурка» не «Война и мир», это простенькая комедия, фильм не перегружен символами и иносказаниями, это не серьёзное классическое произведение, но оно вполне подходит, чтобы начать своё образование и поиск смысла в жизни для тех, кто так долго был оторван от них. К этим людям я отношу и себя. Так что посмотрите фильм, если ещё его не видели, а если видели, пересмотрите, не пожалейте своего времени, а там сами решайте: прав я или нет.

Самое забавное, что известнейшую в США песню, которую с самого первого дня каждое утро ровно в шесть утра радио пело Филу, в данном контексте можно понять двояко:

Babe,
I got you babe,
I got you babe

Фразу можно перевести как: «Ты мой, крошка», тогда это песенка Смерти, которая издевается над Филом. А можно перевести как: «У меня есть ты, крошка», и тогда это песенка Жизни, которая намекает Филу на путь к спасению. Такая вот диалектика.

Кино, Метафизическая война

Previous post Next post
Up