Вокруг Манаслу я пошел после четырехлетнего перерыва: перед этим мы ходили этот трек в 2014 году (с заходом в долину Цум), а потом еще собрались было весной 2015 года, но помешало нашумевшее землетрясение, эпицентр которого находился как раз очень близко к Манаслу.
Что я могу сказать... После землетрясения за 3 года регион не только полностью восстановился, но даже во многом преуспел в плане туристической инфраструктуры: если раньше автодорога доходила только до Соти Кхолы, то теперь ее уже достраивают до Кхоглабеси, а до Лапубеси можно доехать уже сейчас. Тропа везде отличная, мосты отстроены новые, количество лоджей заметно увеличилось, и качество тоже. Цены, соответственно, тоже возросли, хотя они и раньше были здесь не маленькие. Но теперь по стоимости на еду и жилье регион уже приближается к ценам на Эверестовском треке, самом дорогом в Непале. Зона покрытия сотовой сети (Nepal Telecom) также расширилась, а карточки вай-фай можно теперь купить практически повсеместно. Количество туристов не сказать чтобы заметно возросло, этот трек и 4 года назад уже нельзя было назвать малолюдным (хотя, конечно, смотря с чем сравнивать). Но это так, ради сухой статистики. Главное, что горы остались стоять на своих местах. Они-то уж точно не изменились. Более того, по сравнению с прошлым разом маршрут показался мне еще более красивым. Возможно, это объясняется тем, что в 2014 году погодные условия у нас были не самые лучшие: преобладала облачность. А апрель 2018 года порадовал ясной погодой, гор мы видели гораздо больше.
Это команда, в Катманду в день общего сбора:
Традиционно покрутили барабанчики на Сваямбу, традиционно перехватили момошек в местной забегаловке, традиционно проснулись в 4.30 на следующее утро и выехали из города под покровом темноты, но в Непале редко бывает, чтобы всегда все шло гладко, поэтому уже на подступах к Аругат Базару начались приключения. Меня заранее предупреждали, что дорога до Аругата в этом году очень плохая и рекомендовали сразу брать джипы (что мы и сделали), но это мало помогло. Похоже, надо было брать камазы или тракторы, чтобы без пробуксовок ехать по той глубокой распаханной колее, в которую превратили дорогу. В одном месте мы надолго застряли, пытались вручную закидать колею булыжниками, но в итоге все кончилось тем, что через полчаса приехал бульдозер и начал разравнивать дорогу.
Несмотря на черепашью скорость, нам удалось выполнить намеченную на день программу, но исключительно благодаря тому, что доехать получилось гораздо дальше запланированной точки. Предполагалось, что от Соти Кхолы до Лапубеси мы будем еще идти около 3 часов пешком. А в итоге доехали почти до Лапубеси, пройдя пешком до лоджа всего полчаса.
На следующий день мы, наконец, получили возможность полноценно предаться радостям треккинга.
В Кхоглабеси заселились в один лодж с французской группой, которая почему-то игнорировала возможности ти-хаусного треккинга и предпочитала жить везде кемпингом в своих собственных палатках. Наши девушки пользовались у французов популярностью. Впрочем, не только у французов. У нас тоже :)
В низовьях долины Буди Гандаки идет активное строительство дороги, что вносит свои коррективы в распорядок движения туристического потока: периодически дорогу перекрывают, и приходится ждать, пока впереди сбросят камни и проход станет снова безопасным.
Во время таких перерывов каждый коротает время, как ему заблагорассудится. Отдельные представители французской группы, например, даже носок успевают связать:
Вообще, честно говоря, первые три дня треккинга вокруг Манаслу достаточно скучны в плане горных видов. Путь проходит по низу узкого ущелья, угол обзора существенно сужается. Нет, конечно, и тут можно увидеть что-то красивое, просто я изрядно избалован уже.
Речка там, скалы, сосны :)
Водопадики всякие:
Зато на лица этот участок дороги богат.
Этим девчонкам я подмигнул после спуска затвора, и, судя по их взвившемуся хохоту и перешептываниям, сделал что-то неприличное или излишне вольное по местным понятиям.
Девочка зависает в фейсбуке. Не догадался, надо было с ней зафрендиться.
Мужчина с фейсбуком пока не знаком (это уже чуть выше по ущелью):
Это уже не местная жительница. Это наша Аня (с некоторых пор известная также как леди Фокс или же просто Путали, если по-свойски). В корзине у нее не камни, а еда. Аня нежно любит еду.
А это Катя и Наташа. Нет, они не любят красный перец, и вообще острое не любят. Просто всегда стремятся чем-то посильно помочь местным жителям. Лодж построить, рис перебрать, дал бат приготовить. С такими не пропадешь. Катя, кстати, еще в первой части трека неудачно подвернула ногу, но героически прошла маршрут до конца, так и не воспользовавшись услугами портера. Ну да ей-то что, она в горах проводит больше времени, чем я: зимой на Аконкагуа, а Эльбрус у нее теперь вообще домашняя гора. Со мной только в Непал 6 раз ходила. Надеюсь на седьмой. Я знаю, чем ее заманить: Канченджангами всякими и Ампхулапчами, на меньшее она теперь не согласна.
Это снова местные. Монахи. Коней погоняют, куда-то торопятся:
А эта женщина не торопится никуда. Стены мани (сложенные из камней с мантрами) располагают к неторопливости.
Намрунг запомнился кофе-машиной во вновь отстроенном лодже-дворце, а также официальным учреждением Путали-клуба:
Некоторые из присутствующих на учредительном заседании:
Слово "путали" вошло в нашу жизнь практически с первых дней трека. Виной тому Патрик и Акулина.
Акулина, пышущая здоровьем восходящая медиа-звезда, путешествовала на рюкзаке у Ани. Патрик, замученный жизнью худосочный войлочный лис, ехал на рюкзаке у Лены. Завидев их, местные ребятишки приходили в неописуемый восторг и заходились в истошном крике "Путали-иииии!!!". Из чего мы сделали вывод, что "путали" на непальском обозначает "лиса". Каково же было наше удивление, когда через пару дней портеры нам сказали, что путали - это butterfly. Какая еще, спрашивается, бабочка? Где тут логика? Но логику в Непале иногда бесполезно искать.
В общем, после еще трех дней отлавливания англоговорящих местных гидов и настойчивых допросов с пристрастием, мы установили, что путали - это какой-то собирательный образ то ли детской игрушки, то ли мультяшного героя (и бабочка, похоже, как раз оттуда). Хотя я до сих пор не уверен, что мы это правильно поняли. Но тем не менее, словечко прижилось, а Аню и Лену даже наши портеры по утрам приветствовали возгласом "Путали!".
Ближе к деревне Ло ущелье расширяется, начинается самая красивая часть трека.
Хозяйка одного из лоджей, по совместительству занимается ткацким ремеслом:
На подходах к деревне Самагаон:
Ступа и стена мани на входе в Самагаон:
Типичный представитель местной ребятни: застывшие под носом сопли, заскорузлые чумазые щеки. Дети рано взрослеют, но пока они еще дети, и не обделены радостями детства, были бы мать и отец рядом.
В Самагоне мы стояли две ночи, т.к. в планах было прогуляться по окрестностям. Первое же утро в этом поселении подарило нам вид на Манаслу в розовом пробуждающемся свете. Снято прямо с крыши нашего лоджа:
После этого мы видели Манаслу каждый день.
А сейчас пока у нас в планах было сходить к озеру Бирендра и выше в направлении базового лагеря Манаслу.
В утренней зеркальной глади озера отражались снежные вершины.
Вид в другую сторону:
Поднимаемся выше:
Это все то же озеро, только с другого ракурса.
Со склонов Манаслу сползает мощный ледопад:
Народу по пути нам попадалось совсем мало, как-то все больше яки.
Дошли до высоты примерно 4200, уперлись в относительно свежий лавинный вынос. Дальше начинались снега, и я принял решение разворачиваться. Для акклиматизации мы набрали в этот день достаточно, с точки зрения видов дальнейший подъем тоже не открыл бы ничего нового, а мочить ноги (в лучшем случае) или словить лавину (в худшем) как-то совсем не хотелось. Сфотались для антуража на лавинном выносе:
Ксюша по такому случаю надела платье:
Достали горелку, вскипятили чайку. К этому времени нас догнала русская пара в возрасте. Они пробовали было пройти дальше, но, зарывшись в глубокий снег, тоже развернулись. Мы их потом еще не раз встречали. Впрочем, на этом треке почти всех не раз встречаешь, изо дня в день. Все идут примерно в одном графике, и дорога одна. Потом еще и в Катманду друг друга встречаешь. Такая большая интернациональная тусовка, что-то в этом есть.
В Самагаон мы спустились неспешно во второй половине дня. На следующий день планировалось перейти в Самдо, но утром до завтрака предполагалось еще для желающих сходить к Пунген Гомпе (спасибо Лене за идею). Однако, чтобы не переутомлять вас текстом и картинками, продолжение отложим на потом :)
С продолжением фотоотчета можно ознакомиться по ссылке:
- Треккинг вокруг Манаслу, весна 2018. Фотоотчет, часть 2. .
.