Лженаука тарология

Oct 19, 2014 17:00

Оригинал взят у neveev в Лженаука тарология

Лженауки в современном мире возникают быстро и в самых разнообразных областях. И конечно, наиболее лакомы для лженаук те области, в которых много неясного, непонятного на сегодняшний день. Поскольку я коллекционер игральных карт, я хорошо знаю, что в истории таро, действительно, много неясного и есть пробелы, однако тарология не занимается серьезными исследованиями, которые могли бы сделать неясное ясным, а лишь заполняет пробелы своими вымыслами и фантазиями, которые построены на оккультизме и мистике.

Как лженаука тарология существует сегодня в двух формах, достаточно близких между собой.

Во-первых, в форме оккультной тарологии, в рамках которой речь идет об «изучении» неких скрытых смыслов, посланий древних, посвятительных откровений, якобы содержащихся в рисунках, изображенных на картах таро, и в количественных характеристиках колоды таро.

Во-вторых, лженаука тарология существует сегодня в виде психологической тарологии, являющейся вариантом и частным случаем психологического оккультизма, существующим в виде использования колоды таро в психологическом консультировании и интерпретации рисунков на картах таро в качестве архетипов в юнгианском смысле или в смысле трансперсональном.

Лженаучность тарологии определяется следующими параметрами.

Простейший признак лженаучности тарологии - это само ее название. Многие лженауки названы таким образом. При этом создатели и адепты лженаук руководствуются следующим правилом: «добавьте терминоэлемент «логия», и название будет выглядеть более авторитетно». В рекламе часто используется похожий прием - к названиям добавляются приставки «био», «нано», чтобы придать продукту ореол биологичности или высоких технологий. Конечно, добавлять слово «логия» к слову «таро» - совершенно не правомерно. Нет такой науки. Есть профессиональные историки, а также представители других наук, которые исследуют игральные карты, в частности, таро, но эти ученые тарологами себя не называют, а есть лица, желающие с помощью таро зарабатывать, и не важно, гадая или заставляя клиента вглядываться в архетипы.

Следующий признак тарологии как лженауки заключается в том, что тарология использует сведения из истории игральных карт и карточных игр, т.е. научные данные, но использует их избирательно и примешивает к этим сведениям ненаучные утверждения, мифы, фантазии. Это типичный признак лженауки - использовать данные настоящей науки, но выборочно и с выгодой для лженаучных построений. Таролог может начать свой опус по истории таро с утверждения о том, что таро - это книга египетского бога Тота, а потом спокойно упомянуть, что наиболее ранняя колода таро датируется 15 веком и происходит из Италии. При этом тарологи игнорируют целый ряд научных фактов,  которые опровергают возможность того, что в таро зашифрованы какие-либо оккультные истины, смешивают реальность и свои вымыслы.

Ну и главный критерий, по которому тарологию можно отнести к лженаукам, - это постулирование недоказанных фактов, таких как сбывшиеся предсказания, оккультный и эзотерический смысл, скрытый кем-то в рисунках на картах таро, в количестве этих карт, в четырех мастях, постулирование архетипической природы рисунков, изображенных на картах таро, приписывание целительного эффекта рассматриванию этих рисунков и т.д. и т.п.

А теперь представляется уместным рассмотреть некоторые заблуждения (или осознанную ложь?) тарологов:

1. Игральные карты произошли от карт таро и являются их упрощением, профанацией. На самом деле, на сегодняшний день понятно, что колода таро произошла от обычных игральных карт, а не наоброт. Причем произошла, скорее всего, путем добавления к колоде игральных карт того или иного количества «постоянных» козырей. Постепенно наиболее распространенной колодой стала колода с 22 козырями. Первые упоминания об игральных картах относятся к XIV веку, тогда как первые колоды таро и упоминания о них - к XV веку.

2. Карты таро очень древние. Это заблуждение близко к предыдущему, а документальных свидетельств существования карт таро ранее XV века не существует. Однако это, конечно, не мешает скрытым и явным оккультистам утверждать, что символы таро существуют уже тысячелетия. Нечувствительность к противоречиям - это вообще один из ключевых признаков оккультного мышления.

3. Рисунки, изображенные на картах таро, происходят из Древнего Египта. Действительно, уже самая первая попытка увидеть в рисунках с карт таро некий скрытый, тайный, зашифрованный смысл, осуществленная Антуаном Куром де Жебеленом во второй половине XVIII века, связана именно с «египетскими интерпретациями». Давайте рассмотрим несколько таких интерпретаций.

а) Карта таро под названием «колесница» у Жебелена именуется Колесницей Осириса (Осирис - это такое древнеегипетское божество - муж и, одновременно, родной брат знаменитой Исиды - излюбленной богини многих оккультистов). Интересно заметить, кстати, что другой оккультист - Элифас Леви, творивший позже Жебелена - во второй половине XIX века, - называл эту карту уже Колесницей Гермеса, что странно, поскольку Гермесом древние греки называли египетского бога Тота, а никак не Осириса. Впрочем, такие явные противоречия между оккультистами их не очень волнуют: сторонники Леви, считают, что прав он, тогда как «жебелинисты» (если таковые есть) могут считать правильной выдумку Жебелена.

Но что же в реальности? Имеет ли образ колесницы хоть какое-то отношение к Осирису или Тоту?

Факт состоит в том, что ни Тот, ни Осирис, и вообще ни один древнеегипетский бог едущим на колеснице не изображался (найдете такой рисунок - присылайте - получите приз в размере 10ти русских рублей и, конечно, оргазмическое чувство превосходства!)

Кстати говоря, в трактовке Элифаса Леви, колесница запряжена сфинксами, и это еще один нонсенс - нет ни одного древнеегипетского изображения сфинксов, запряженных в колесницу.



"Колесница Гермеса" Леви

Заметим, что в качестве средства передвижения богов в Египте были более характерны плавсредства (река Нил была ключевой транспортной артерией), например, барка тысячи лет, при этом на картах таро плавсредства не представлены вообще.



Пример изображения египетских бождеств на плавсредствах

Более того, в Древнем Египте одним из ключевых мифов и, одновременно, одним из ключевых визуальных образов был образ бога Ра - бога солнца, плывущего на барке сначала по небу - освещая мир живых днем, а потом (ночью) - по подземной реке, на которой боролся со змеем Апопом. Удивительно, что этот ключевой для религии древних египтян образ не представлен в рисунках с карт таро… Конечно, оккультистов это не удивляет, ведь их мышление не чувствительно к противоречиям.

б) Еще одна придумка Жебелена - трактовать карту под названием «звезда» как изображение звезды Сириус. Сириус, действительно, почитался в Древнем Египте в качестве богини по имени Сопдет, но она никогда не изображалась голой (скажу больше: в древнеегипетской иконографии нет ни одного изображения голой женщины). Не изображалась Сопдет и с двумя или хотя бы с одним кувшином. Жебелен считает, что тот факт, что голая женщина выливает воду из сосудов в реку - это явный символ разлива Нила, который и начинался, говоря упрощенно, с появлением Сириуса. Но дело в том, что и сам Нил почитался древними египтянами как бог по имени Хапи. Так что на эзотерическом рисунке Нил изобразили бы не как реку, а как синего толстого мужичка с женскими грудями (такова «классическая» иконография Хапи).


           
            

Сопдет                                     "Звезда" Жебелена                                                                    Хапи
                                 (иконография совпадает с марсельским таро)

Со своей стороны хочу добавить, карта Звезда - это, конечно, не чистые «египтианизм» (как писал Жебелен), а чистый ацтекианизм. Действительно, птичка на кусту (на заднем плане) - это на самом деле орел на кактусе, который указал ацтекам их землю.



Орел на кактусе из "Кодекса Мендоса"

А голая женщина - это одна из цицимиме. Сосуды, из которых она выливает воду, - это ацтекский символ смерти при родах, ведь именно умершие в родах становились демоническими звездами - цицимиме. Река, в которую выливаются воды, возникла по ошибке «непосвященных картопечатников» (опять логика Жебелена), а большая змея - великая мать Коатликуэ - предводительница цицимиме. Семь звезд над женщиной - это другие цицимиме, готовые спуститься на землю, а большая звезда среди этих семи звезд - это, на самом деле, не звезда, а солнечное затмение: именно во время затмений цицимиме спускались на землю и пожирали людей; кстати, именно поэтому карта "звезда" расположена перед картами "луна" и "солнце", ведь солнечное затмение возникает как раз из-за того, что луна закрывает солнце.

Более того козырь «дьявол», о котором мы еще будем говорить ниже, - это никакой не дьявол, и не греческий Тифон, и не древнеегипетский Сет, а ацтекский бог Тескатлипока, стоящий на вершине пирамиды, а дьяволята, которых он держит на привязи, - это не дьяволята, а пленники, приготовленные этому божеству в жертву, - их скоро пронзят обсидиановым ножом. Желающим нарисовать и издать какое-нибудь «Истинное Таро Ацтеков» я не разрешаю использовать мои расшифровки - ну, только если за отдельную плату.

Поясню на всякий случай, что мои ацтекские интерпретации - это шутки, призванные наглядно продемонстрировать, насколько легко придавать многозначным образам любой желаемый смысл.

в) Карту под названием «повешенный» Жебелен трактует как изображение добродетели «осторожность». Это необходимо Жебелену для того, чтобы, с одной стороны, объяснить смысл карты «повешенный», а, с другой стороны, объяснить, почему из четырех кардинальных добродетелей в колоде таро представлены только три (умеренность, сила и справедливость).

Начнем с цитаты из Жебелена:

«Осторожность тоже относится к числу основных добродетелей. Разве могли египтяне забыть ее и не поместить среди этих символов (среди карт «умеренность», «правосудие», «сила» - примечание А.Н.) человеческой жизни?» [источник]

Это совершенно абсурдное утверждение, поскольку этот список добродетелей для Древнего Египта вообще не характерен, египтяне этого списка добродетелей вообще не знали. Но Жебелен не видит абсурдности своего утверждения.

Заметим: утверждать, что египтяне не могли не разместить изображение «осторожности» среди изображений других кардинальных добродетелей - это все равно, что утверждать, что средневековые астрологи не могли не разместить в гороскопах знаки Урана, Нептуна и Плутона - планет, которые были открыты только в XX веке. Кстати, последнее не мешает современным астрологам включать в гороскопы перечисленные планеты.

Что касается происхождения образа на карте «повешенный» - то это один из классических примеров так называемой «pittura infamante» (позорящего изображения) - образа, происходящего из Италии эпохи возрождения (т.е. этот образ - современник первых колод таро), а никак не символ добродетели «осторожность».




Pittura infamante

Изображения «pittura infamante» рисовались на стенах (такой вариант граффити) и были примерным эквивалентом ломания шпаги над головой преступника или разрывания герба и других процедур, лишающих чести и титула. Иконография же добродетели «осторожность» - это сидящая женщина с зеркалом и змеей, а никак не висящий на одной ноге мужчина и никак не мужчина, стоящий на одной ноге, которая еще и привязана к колышку, вбитому в землю, как это рисовал Жебелен:


      
       

Добродетель "осторожность"        "Повешенный" Жебелена                "Повешенный" из марсельского таро

г) Карту под названием «дьявол» Жебелен трактует как изображение Тифона. Тифоном древние греки обозначали злое древнеегипетское божество по имени Сет (родной брат Осириса и Исиды, который убил Осириса). Стоит ли говорить, что и Тифон, и Сет имели совершенно отличную от рисунка на карте таро «дьявол»
иконографию:

 
 

Тифон                                                                Сет                                     "Дьявол" Жебелена
                                                                                                                   (иконография совпадает с марсельским таро)

Не говоря уже о том, что отождествление Сета и Тифона так же условно, как отождествление Тота и Гермеса (не совпадает ни иконография, ни мифологические сюжеты), а если брать более современный пример - как отождествление Кришны и Христа, которое осуществляет секта кришнаитов.

Давайте завершим развенчание мифа о древнеегипетском происхождении рисунков с карт таро следующим рассуждением.

Среди козырей таро есть карты под названием «солнце» и «луна». Оба светила были глубоко почитаемы в Древнем Египте. И их иконография не имеет ничего общего с картами таро. Солнце изображалось древними египтянами и катящимся в лапах жука-скоробея, и в образе сокологолового бога Ра, и в образе диска, из которого на землю тянутся руки (божество по имени Атон), но никак не светящим на голых близнецов. Богом же луны был уже упоминавшийся нами бог Тот, который изображался как человек с головой ибиса. Так что если таро происходят из Древнего Египта, то карты «солнце» и «луна» имели бы хоть что-то общее с изображениями соответствующих божеств.

4. Рисунки, изображенные на картах таро, имеют эзотерический смысл. Вообще сама реальность эзотерического не может считаться подтвержденной. А постулирование того, что у чего-то есть эзотерический смысл - это очень просто, как чайник Рассела или летающий макаронный монстр Хендерсона: такого рода утверждения не доказуемы. Дело в том, что сами оккультисты отказываются предоставлять факты, которые бы доказывали истинность оккультных утверждений и положений, а у науки таких фактов нет (а для меня очевидно, что и быть не может). И получается замкнутый круг: «доказательств мы Вам не дадим, а сами Вы их не найдете, потому что эзотерическое знание всегда хранилось в полной тайне от профанов». Вдобавок такой замкнутый круг порождает утверждения и положения, которые сами себя защищают от опровержения. Попробуйте доказать оккультистам, что эзотерического смысла у карт таро нет - они сразу найдут, что ответить:

  • смысл есть, но он не может быть воспринят непосвященным,
  • смысл есть, но он открывается только на высших ступенях посвящения,
  • смысл есть, но никто не собирается его раскрывать непосвященным,
  • смысл есть, но он частично утерян,
  • смысл может быть увиден только третьим глазом,
  • у каждого свой смысл, обусловленный уровнем духовного развития и пр.,
  • и т.д. и т.п.
Кстати, то, что утверждения, на которых построена тарология, не являются ни верифицированными (доказанными, подтвержденными фактами), ни фальсифицируемыми (защищены от опровержения), еще раз подтверждает лженаучный характер тарологии.

Но давайте используем бритву Оккама: если подтверждений эзотерического происхождения рисунков на картах таро нет, то не легче ли предположить, что какая-либо эзотерика в них вообще отсутствовала изначально. Этот вывод тем более логичен, поскольку образы с карт таро вполне соответствуют образам, характерным для современного картам таро культурного фона: иконографии уже упомянутой pittura infamante, иконографии добродетелей, иконографии триумфов Петрарки и пр. (этой теме я планирую посвятить отдельную статью, впрочем, читатели, владеющие английским, могут самостоятельно найти в сети все необходимые материалы).

Еще по теме: Таро

таро

Previous post Next post
Up