Нетаниягу против Обамы: иранский поединок
Автор текста: Анна Исакова (Израиль)
Израильские новости в последнее время начинаются и кончаются вопросом: «Польза или вред?». Имеется в виду поединок Биби Нетаниягу с Бараком Обамой по поводу иранских соглашений. Многие комментаторы видят в этом противостоянии всего лишь азарный спортивный матч. Поведение Барака Обамы и впрямь позволяет предполагать, что для него это нечто вроде партии в гольф. Говорят, он большой любитель этого дела. Возникает вопрос: играет ли он со своими реальными согольфниками в такие же поддавки, какими озадачил международную дипломатию и политику?
Никогда прежде ни один глава могущественного государства, призванного именно в силу своего могущества поддерживать мировой порядок, не играл в дипломатические поддавки с большим энтузиазмом. Некоторые комментаторы вспоминают в этой связи самого знаменитого в современной истории любителя тактики наименьшего сопротивления. Звали его Невилл Чемберлен. Не хочется напоминать читателю, чем это кончилось, и хочется верить в то, что на каждого Чемберлена находится в конечном счёте свой Черчилль. Но поскольку речь идёт об атомной бомбе в руках религиозных фанатиков, нового Черчилля очень просят не задерживаться в исторических кулисах и поскорее выйти на сцену. Возможно, Биби Нетаниягу видит себя в этой роли. Остаётся спросить, по возможностям ли она ему? Дело не простое, судьба человеческой цивилизации на кону.
Нынешняя политика США проста: там, где удаётся нажать, жмут, там, где встречают сопротивление, немедленно поддаются. Так получилось не только с Ираном. В любом ином случае эти дипломатические поддавки назвали бы откровенным поражением или провалом, но в случае с Обамой на сторону его демагогии встаёт сама идея политической корректности. Обама отнюдь не стесняется объяснять, что добиться более положительного решения в иранском вопросе просто невозможно, а потому нужно брать то, что дают. Почему? Потому что не следует ставить противника на колени, он такой же представитель человечества, как и ты; потому что его точка зрения имеет не меньшую цену, чем твоя; потому что добиваться той правоты, которую ты считаешь правотой, неправомочно, поскольку всегда есть правота не менее праведная и правильная, чем твоя.