История изгнания евреев из Испании

Aug 21, 2015 23:21

Испанские евреи образовывали государство в государстве - как всегда. И своим прямым бунтом в Арагоне, где все еврейские фамилии, и все имеющие хоть какую-то часть еврейской кровискинулись деньгами, чтобы убить инквизитора Педро де Арбуэса , т.е. прямо дали понять королевскому дому, что их власть им не указ.

Собственно, упоминание в Королевском эдикте "чтобы вся группа была наказана... меньшие были наказаны вместе с большими, один за другого," прямо отсылают именно к громким событиям в Арагоне.

Второе: евреи всегда были на стороне мусульман. В самом начале захвата Испании мусульманами евреи открывали им ворота христианских городов.

Третье : испанский народ евреев ненавидел.

Четвертое: из вышестоящего вытекает, что евреи вредили консолидации нации, а именно объединения нации хотели Фердинанд и Изабелла.

Пятое - и самое важное: возле королевских величеств был такой человек как Торквемада.

---

Сама история подписания эдикта - абсолютно легендарная.

Случилось то, к чему Испания шла почти 800 лет. Реконкиста завершилась полной победой христианских владык и капитуляцией перед войсками Фердинанда и Изабеллы - мусульманской Гранады.

На изгнании евреев настаивал именно Торквемада - Великий инквизитор.

Узнав о том, что уже готов эдикт, который осталось лишь подписать, один из знатных евреев явился к королевской чете.

"Евреи знали об угрожавшей им опасности. Будучи убеждены, что для ее предотвращения достаточно предложить Изабелле и Фердинанду деньги, они обязались доставить 30 тысяч дукатов, как говорится, «на государственные расходы».

Кроме того, евреи взяли на себя обязанность не давать никакого повода к тревоге правительства и следовать предписаниям закона, то есть жить в отдельных от христиан кварталах, возвращаться до наступления ночи в свои дома и воздерживаться от некоторых профессий, предоставленных только христианам.

С этим они отправили делегата к королю и королеве. Им стал дон Абраванель, он же Ицхак бен Иехуда, родившийся в 1437 году в Лиссабоне. Он пришел во дворец Алькасар с прошением о высочайшей аудиенции. На вопрос о причинах он объяснил, что должен информировать короля и королеву об очень важных государственных делах. После долгого ожидания он получил ответ: ему предписано явиться для доклада в ближайшую субботу.

Дону Абраванелю было 55 лет. Он был одним из первых еврейских ученых того времени, то есть комментатором Торы. Помимо этого, он был преемником своего отца на постах государственного финансиста и казначея португальского короля. В 1483 году его обвинили в поддержке мятежа дворян против короля Португалии, и он был вынужден бежать в Кастилию, где его приняли на службу в качестве королевского откупщика. Ныне он был одним из наиболее доверенных советников королевской четы, и его мнение ценилось при дворе. Отметим и такой факт: за выдающиеся заслуги в пополнении королевской казны ему было даровано дворянское звание."

В назначенный час дон Абраванель (Иехуда) явился на прием к Изабелле и Фердинанду. Он заверил королевскую чету в своей преданности и преданности всех евреев, а так же намекнул, что Испанская корона поиздержалась из-за войны с мусульманами (это была правда) и предложил - разумеется в качестве доказательства верноподданнических чувств евреев к испанской короне - 30 тысяч золотых дукатов (астрономическая сумма для того времени). А в ответ просил совсем ничего- не подписывать эдикт.

Торквемада не знал о визите этого пронырливого жида. Ему донесли об этом, когда еврей уже говорил с королями в их апартаментах.

Торквемада ворвался в зал и взяв руку распятие воскликнул:

- Великий Боже! Ты даровал нам величайшую из побед, но мы оказались недостойными ее! Если это так, то да отнимутся у нас наши победы!

После чего положил распятие перед королем и королевой и сказал:

- Иуда продал Спасителя за 30 сребреников, а вы решили Его продать за 30 тысяч. Что ж... Вот Он! Возьмите и продайте!

Король и королева отказались взять деньги у дона Абраванеля.
И подписали Альгамбрский эдикт об изгнании евреев из Испании.
В приложении к эдикту - в числе первых людей значащихся в списке "к изгнанию" - стояло имя "дон Абраванель".

[Читать текст эдикта ...]

"Короли Фернандо и Изабель, божьей милостью короли Кастилии, Леона, Арагона и других владений короны... принцу Хуану, нашему дорогому и любимому сыну, герцогам, маркизам, графам, религиозным орденам и их магистрам...сеньерам Кастилии, кабальеро и всем евреям и еврейкам любого возраста, а также всем, кого касается это послание - здоровья вам и милости.

Хорошо известно, что в Наших пределах живут некоторые плохие христиане, которые иудействовали и отрекались от Святой Католической Веры, что было вызвано, в основном, контактами между евреями и христианами.
По этой причине в 1480 г. Мы приказали, чтобы евреи были отделены (от христиан) в городах и провинциях Наших владений и чтобы были выделены для них отдельные кварталы, в надежде, что вследствие этого разделения, ситуация исправится.

Мы также приказали создать в этих районах инквизицию. За 12 лет существования инквизиции Мы выявили многих виновных. Инквизиторы и другие люди сообщали Нам о большом вреде, причиняемом общением евреев с христианами.

Эти евреи пытаются любыми способами подорвать Святую Католическую Веру и создают препятствия на пути верующих христиан в приближении к ней. Эти евреи обучают этих христиан своим обрядам и наставляют их в своей вере, делают обрезание их детям, дают им книги для их молитв, объявляют им дни постов, собирают их, чтобы учить их своим законам, сообщают даты праздника Пасха и затем дают им хлеб без дрожжей и мясо, приготовленное церемониальным образом, и рассказывают им о продуктах, от которых им стоит воздерживаться в области питания, и иное, требуемое для соблюдения законов Моисея, убеждая их в том, что не существует никакого иного истинного закона, кроме этого. Основываясь на показаниях как этих евреев, так и тех, кого они совратили, можно понять, что Святой Католической Вере был причинен большой вред и ущерб.

Хотя Нам было известно истинное средство избавления от этих пагубных явлений и сложностей, а именно прервать всякое общение между вышеупомянутыми евреями и христианами и выслать их за пределы всех наших владений, Мы удовлетворились изгнанием вышеозначенных евреев из всех городов и деревень Андалусии, где они нанесли, по всей видимости, наибольший вред, веря в то, что этого будет достаточно, и в этих, и иных городах, городках и деревнях, находящихся под Нашей властью и в Наших владениях эти меры окажутся действенными, и эти явления прекратятся.

Но Нам сообщают, что этого не произошло, и суды, произведенные над несколькими из вышеупомянутых евреев, которых нашли наиболее виновными в вышеуказанных преступлениях против Святой Католической Веры, не оказали должного воздействия, чтобы искоренить и эти преступления и правонарушения. И кажется, что евреи с каждым днем увеличивают свое зло и вредную деятельность против Святой Католической Веры в местах своего проживания. Для того чтобы не дать им возможности еще более оскорблять нашу Святую Веру, как в тех, кого Бог до сих пор хранил, так и в тех, кто пал, но исправился и вернулся в лоно Святой Матери Церкви, но вследствие слабости человеческой природы, может податься соблазну дьявола, постоянно ведущего против нас борьбу, Мы устраняем основную причину, и вышеназванные евреи, если не крестятся, должны быть изгнаны из королевства.

Поскольку в случае совершения отвратительного и тяжелого преступления некой группой разумно, чтобы данная группа была распущена и уничтожена, и чтобы меньшие были наказаны вместе с большими, один за другого, те, кто не дает добрым и порядочным людям спокойно жить в их городах и может своим общением нанести вред другим, должны быть изгнаны из среды людей и за меньшие проступки, наносящие ущерб государству, а уж тем более за эти опасные и заразительные преступления.

По этой причине Высокий Совет, состоящий из старейшин, кабальеро и иных добросовестных людей, решил после долгого обсуждения, что все евреи и еврейки должны покинуть наше королевство, и им никогда не будет дозволено вернуться обратно.

Касательно этого, Мы приказываем данным эдиктом, чтобы евреи и еврейки всех возрастов, находящиеся в Наших владениях и на Наших территориях, покинули их вместе с сыновьями и дочерьми, слугами и близкими и дальними родственниками всех возрастов в конце июля этого года и не смели возвращаться в наши земли, и не проходили через них, так что, если какой-либо еврей окажется на этих территориях, либо вернется в них, то будет казнен, а его имущество конфисковано.

И Мы приказываем, чтобы ни один человек в Нашем королевстве, любого общественного статуса, включая знать, не укрывал у себя и не защищал ни одного еврея или еврейку прилюдно или тайно с конца июля и в последующие месяцы в своих владениях или иных местах, с риском потерять, в качестве наказания, все свои наделы и укрепления, привилегии и наследственное имущество.

И для того, чтобы евреи могли распоряжаться своими домами и всем своим имуществом, Мы берем их под свою охрану и опеку так, чтобы к концу июля они смогли продать или обменять свою собственность, мебель и любой иной предмет свободно по своему разумению.
В этот промежуток времени никто не имеет права как-либо ущемлять их, оскорблять или относиться к этим людям несправедливо, или посягать на их имущество, а те, кто нарушит этот указ, подвергнутся каре за пренебрежение к Нашей королевской защите.

Мы даем право и разрешение вышеназванным евреям и еврейкам забрать с собой из Наших владений свое имущество и увезти его по морю или по суше, за исключением золота, серебра, чеканных монет, а также иных предметов запрещенных (к вывозу) законами королевства не включая разрешенные предметы и ценные бумаги.

Мы приказываем, чтобы этот эдикт был провозглашен на всех площадях и во всех местах собрания всех городов и во всех основных городах и деревнях и населеных пунктах епископств, через глашатая, в присутствии общественного писца и чтобы никто не поступал обратным образом под страхом наказания со стороны Нашей Королевской Милости, снятия с должностей и конфискации имущества нарушителей. Мы также приказываем, чтобы подписанное свидетельство о выполнении эдикта было представлено суду.

Дано в Гранаде 31 марта 1492 года от рождества Христова.
Подписано мной, Королем, и мной, Королевой, и Хуаном де Колома, секретарем Короля и Королевы, написавшим этот эдикт по приказу Их Величеств".





Источник.

Испания, Фердинанд и Изабелла, Средние века, изгнание евреев, Альгамбрский эдикт, история Европы

Previous post Next post
Up