Вот и моя первая запись! В этом посте я расскажу о велоинфраструктуре в Голландии и том, как я ей пользовался во время своей небольшой поездки.
Чуть больше вы сможете прочитать про это, когда я напишу пост про большую поездку на велосипедах по Европе в прошлом году. Там мы впервые проехались по этому маршруту, и он так нас впечатлил, что решили вернуться и в этом году именно на эту часть.
Даты: 24 - 25 августа 2016
Примерная протяженность: 150 км
Zeeland - провинция в Голландии, расположенная главным образом на островах, соединенных огромными мостами, которые вместе образуют цепь. Большая часть территории была отвоевана у моря и находится ниже его уровня.
Мы жили в Антверпене, и было решено начать поездку в Роттердаме, доехав туда с велосипедами на поезде. За билет и провоз велосипеда пришлось заплатить около 40 евро (причем почти поровну за себя и за велосипед) - поезда здесь очень дорогое удовольствие.
В Роттердаме сложно найти туристов, но он достоин того, чтобы его посетить. Мы уже были тут прошлом году, поэтому сразу же отправляемся по направлению к Гааге - городу, который считается наиболее приятным для жизни в Нидерландах.
Выйдя с вокзала, ты сразу понимаешь, что уже в Голландии. Этой фразе можно придать много смыслов, но сейчас я про то, что будучи велосипедистом, замечаешь, что для тебя здесь сделано всё.
Ты сразу же встаешь на красную велосипедную дорожку, с которой больше никогда не придётся сходить. Здесь тебе ни машин, ни пешеходов, а только велосипеды! Правда их может быть непривычно много.
Пока мы не уехали из Роттердама, я расскажу еще немного про эти дорожки.
В Голландии если на дорожке отсутствует прерывистая разметка как на предыдущей фотографии, то движение на велосипеде осуществляется только в одну сторону - туда же, куда и поток машин. Дорожка может быть узкой, и будет неудобно разъезжаться, если кто-то поедет навстречу. Чтобы двигаться в обратную сторону, надо перейти дорогу - там будет такая же велодорожка. Удобно, когда никто не едет по узкой дорожке навстречу, но неудобно, что надо постоянно переходить дорогу, чтобы не ехать навстречу.
Хорошо организованы перечения с проезжей частью на перекрестках. Даже если велодорожка представляла собой узкую полоску на обочине проезжей части, на перекрестке она все равно уйдет на тротуар, ближе к пешеходному переходу.
Для поворота налево придется переходить вместе с пешеходами. Все светофоры оборудованы кнопками, отдельно для пешеходов и велосипедистов, на отдельном столбике и чуть пониже. Светофоры достаточно умные, и если на переходе нажата лишь велосипедная кнопка, а не пешеходная, они остановят движение машин на более короткое время, потому что велосипедист пересекает дорогу быстрее пешехода.
И еще пару фотографий велодорожки, ведующей из Роттердама в Гаагу.
Почти на каждом перекрестке есть указатели специально для велосипедистов. Некоторые с указанием оставшегося расстояния, некоторые без. Может смутить то, что велосипедный и автомобильный указатель рядом могут указывать на одно и то же место, но в противоположные направления - это может быть связано с особенностями перекрестка, круговым движением или чем-то подобным. Однако всё равно лучше проверять по карте, куда едешь, в Германии такие указатели нас подвели.
Ехали мы, кстати говоря, на прокатных велосипедах, что немного безумно, но нам повезло. За пять дней проката пришлось заплатить почти 40 евро, но еще непонятно, что из зол меньшее: это или тащить в самолете свой собственный велосипед. Все рюкзаки и сумки, даже самые легкие, лучше как-то нацепить на багажник, потому что на большом расстоянии сильно устанет спина.
Прямо перед Гаагой находится небольшой городок Делфт, знаменитый своим фарфором.
Стоит задержаться тут хотя бы на полчаса и проехаться по его площадям.
Казалось бы, мало кто вообще когда-то слышал про этот город, но вход в этот храм всё равно был платным.
Ну а мы поехали дальше. Дорожки могут быть вымощены плиткой, но главное чтоб не брусчаткой!
Тут перед нами пронеслась какая-то маленькая машинка, с человеком внутри, на очень большой скорости! Такое ощущение, что здесь люди живут в будущем. Мы уже успели доехать до Гааги и заселиться с помощью каучсерфинга к милой и очень веселой девушке примерно нашего возраста. Именно в Голландии распространена необычная планировка трехэтажных квартир, вход в которые начинается сразу с лестицы наверх, зато на верхнем этаже можно выйти на крышу. Непривычно ходить по коврам в уличной обуви, которую здесь не принято снимать при входе.
Нам очень повезло с погодой и хотелось сразу же пойти на пляж, но мы решили сначала пройтись по городу.
Королевский дворец Бинненхоф слева. Между прочим, за ним расположен киоск с очень вкусной селедкой, которую тут называют hering. Его нам посоветовала хозяйка.
Мы пришли в центр не просто пошататься, а с конкретной целью - зайти в музей Mauritshuis. Обожаю голландские музеи! Здесь бесплатный вход до 19 лет, поэтому прикинувшись помладше, я ничего не плачу за вход.
Девушка с жемчужной сережкой - самая известная картина здесь. Сам музей совсем небольшой, достаточно богат разнообразной голландской живописью, которую больше ни с какой не перепутаешь. Обставлен он тоже очень прилично, здесь просто приятно находиться внутри. Мало людей, а самое главное - адекватное кондиционирование, чего иногда так не хватает в музеях.
На улице было очень жарко, и мы сразу рванули на пляж. Перед самым берегом раскинулись дюны.
Велосипедная парковка, дальше - только пешком.
Северное море - это какое-то море вечного отлива.
Был очень жаркий день - по городу было сложно передвигаться днем, а на пляже было тепло до самой темноты. По-настоящему прохладная морская вода - вот, что нам было нужно больше всего! Встретив закат и забежав в воду последний раз, мы поехали сразу спать, даже раньше чем планировали, утром надо было рано вставать и много ехать.
В магазине мы купили немного еды, чтобы сделать бутерброды и пару готовых салатов. Кстати, в одной из крупнейших сетей супермакетов Голландии Albert Heijn к оплате не принимаются карты платежных систем Visa и Mastercard. Поэтому почти все имеющиеся немногочисленные запасы наличных мы потратили именно там, хотя наивно предполагали, что уже везде можно платить картой. Неприязнь к этим платежным системам заметна по всей стране: там, где такие карточки принимаются, за их использование берется дополнительный сбор - вплоть до одного евро.
На выезде из Гааги расположены международные суды и аллея флагов многих стран. А потом снова начинаются дюны около берега.
Природа в дюнах совсем иная - можно подумать, что ты перемещаешься в совершенно другое место. Иногда мы натыкались на заросли ежевики.
Маршрут предусматривал одну паромную переправу, за которую пришлось отдать пару евро. И вот мы на островах!
Погода была отличная. Но из-за близости к морю она может измениться в любой момент, и внезапно может пойти проливной дождь. В этот раз нам повезло (в отличие от прошлого), но надо всё равно это учитывать.
Велосипедная дорожка идет рядом с автомобильной только на мостах, соединяющих острова, остальное время она может достаточно далеко от нее отходить.
Некоторые мостики поднимаются, отодвигаются, а также разводятся многими другими способами. В этот день мы попали на разводку два раза.
Ветряные мельницы - символ Голландии, а для велосипедиста это еще и символ сильного ветра. По этой косе лучше ехать с севера на юг, как и ветер, иначе с ним придется бороться. Этого мы не учли в прошлом году, поэтому весь день ветер нас очень замедлял, было физически трудно ехать. В этом году с погодой повезло, и ветра не было вообще - можно было ехать в любом направлении.
Попадаются на пути и небольшие поселения, где можно заглянуть в окошко чуть ли не на второй этаж. Думаю, что местные жители привыкли к велосипедистам, которые просят набрать воды в пустые бутылки.
Этот же городок со стороны.
На косе, особенно между островами, много пляжей. Лучшие расположены на первом и последнем мосту, если съехать в сторону открытого моря. Мы делали перерывы именно там. Если заходить в воду в каменистых местах, надо остерегаться крабов.
Потихоньку начинало вечереть, но и большая земля уже видна впереди.
Вид на другую сторону, вода тут повсюду.
Мы уже начинали спешить в Мидделбург на поезд в Антверпен, но никак не могли оторвать свой взгляд от этого заката.
Жара ушла и ехать стало куда приятнее. Ведь даже северное солнце может напечь голову. Наверное наша скорость возросла в два раза, но взгляд был все равно устремлен к солнцу, а не на дорогу.
В Мидделбурге были уже затемно, но успели. Дорога к станции проходит вдоль водного канала, ехать по-прежнему приятно.
Купить билет в автомате с карточкой нежелательной платежной системой было сложнее всего, но где-то за восемь попыток мы справились! Наш поезд опаздывал (здесь это происходит нередко), поэтому мы успели. Стыковочный поезд опаздывал еще больше, поэтому мы не остались на ночь в Розендале. Велик соблазн поехать без билетов, тем более за такую стоимость, но их почти всегда проверяли в поезде.
Фотография вокзала в Антверпене, которую я сделал в один из следующих дней.
И небольшой уголок горького опыта:
1) В одной из крупнейших сетей супермакетов Голландии Albert Heijn к оплате не принимаются карты платежных систем Visa и Mastercard. Неприязнь к этим платежным системам заметна по всей стране: там, где такие карточки принимаются, за их использование берется дополнительный сбор - вплоть до одного евро.
2) Из-за близости к морю погода может измениться в любой момент, и внезапно может пойти проливной дождь.
3) По этой косе лучше ехать с севера на юг, иначе придется бороться с сильным ветром и удивляться тому, что все велосипедисты едут навстречу.
4) В Бельгии железнодорожные билеты в соседние страны можно купить только у кассира, в автомате нельзя. Зато можно получать молодежные скидки в возрасте до 26 лет.
К оглавлению