Почти закончил.
Таки да, Пол мокнул и хранителей, это хорошо. Правда, не так, как я представлял, и без такого размаха и фантазии, как с реформистами, но всё ж, и на том спасибо.
Они таки вытеснили быдло на периферию своих владений, заггнали быдло почти в палеолит, ни во что не ценят их жизни и подходят к людям сугубо потребительски, с «божьим цинизмом». Охотятся на , выстроили систему беспрекословного почитания с жертвоприношениями, если у быдла эпидемии - то проблемы индейцев шерифа не трясут. Фабрики тут же, нафига богам в их дворцах сквернопахнущие железки и не божье дело их обслуживать. Поэтому они там, где живёт быдло. А вот как оправдывает расклад Сторм Дэрруэй, аватар Кораш:
«...большинство недостатков моей страны порождены войной. Не будь врагов, мы не нуждались бы в железной дисциплине, имея возможность свободно экспериментировать и проводить реформы. Да, я знаю, что представляет собой Истар. Но ты не настолько наивен, чтобы думать: правителю, обладающему якобы неограниченной властью, достаточно издать указ - и его безоговорочно исполнят. Я вынуждена идти на компромиссы. Вышло так, что Истар оказалась на моей стороне. Ее наследница - а я не могу изменить закон о наследстве, не разрушив основ государства, - представляет другую фракцию.»
А вот и циничные методы хранителей, по отношению к аборигенам:
«... - мы втайне от них создадим на Севере оплот, способный - во времени - опрокинуть врага.
- Ради этого стоило предавать людей, доверившихся вам?
- Ах, какое несчастье! Я призвала ютов, а мирным строителям мегалитов это не понравилось, - произнесла Сторм с иронией. - Малькольм, в конце концов это история. Но теперь, почти ничего в ней не меняя, мы перетащим ее на свою сторону! ... - Война - грязное дело, - сказала она. - Но кому-то надо им заниматься.
...
- Ты говорил с Ней о нас, да? - с мольбой спросила она. - Ведь Она наверняка не знает, какие они жестокие.
- Кто?
- Да те, кого Она привела сюда. О, Боже, Барс, что мне рассказали! Они жевыгоняют своих собак на наши поля, насилуют женщин, заставляют приносить им рыбу, хлеб и вино. Они напали на наших братьев, разве ты не знаешь? Сегодня ночью в свой лагерь они привели людей из Улара и Фаоно, моих родственников, как рабов! Скажи же Ей, Барс!»
Отступая от разбора системы хранители-реформисты (капиталисты-социалисты?):
В книге мы наблюдаем вариант, оппонирующий версии ДВЦ и палеоконтакта. Автор будто бы возражает версии фон Деникена, заведомо рисуя «древних богов» нашими потомками. Хоть и нигде пока в тексте не акцентировал на этом внимание. Чертовски интересно, жалко, что не особо развито и из этого мало выводов. Расклад даётся само собой разумеющимся.