Петербуржский щипец. (часть 1)

Feb 19, 2013 23:07

Пожалуй среди многих архитектурных элементов, украшающих доходные дома  периода модерна в Петербурге, не найти столь яркого и импульсивного и так делающего настроение дома как  щипец.
Вот как в этом доме



Доходный дом Н.А и С.А Латониных  Архитектор Володихин 1911 года ул Белинского дом 5.


Для начала немного теории:

ЩИПЕ́Ц (от щипцы) - в  архитектуре - островерхий фронтон, типичный для средневековых зданий Северной Европы. Образуется от крутых скатов кровли. В отличие от обычного треугольного фронтона классической архитектуры не отделен снизу горизонтальным  карнизом и является частью фасадной стены.

Как видно из определения к нашим забавным образованиям на крышах настоящий щипец даже по месту расположения имеет мало отношения. Однако  именно этот термин много раз употребляет Борис Кириков на страницах своего программного труда Архитектура Петербургского модерна. Этому названию следую и я,  более точного слова для обозначения этих забавных выростов к сожалению  пока не нашлось.
 Интересна и  частота употребления данного термина в упомянутой книге временами она прямо зашкаливает до 3-4 упоминаний на странице. В чем же причина такой  популярности шипца в петербургском модерне?
Еще немного теории. Как все наверно помнят стиль модерн содержал несколько программных установок, а именно:

Использование растительных мотивов.

Программная асимметрия

Использование новых материалов.

И если с использованием растительных мотивов в северном Петербурге всегда было сложнее чем в более южной архитектуре то программная асимметрия стала большим коньком для многих архитекторов этого периода. А маленький щипец во многих случаях был единственных способом подчеркнуть эту особенность стиля на плоских фасадах сдавленных со всех сторон доходных домов.

Вооруженные теорией вернемся еще раз к дому Латониных.



Удивительно но при первом взгляде с улицы на этот дом маститого петербургского архитектора модерна видна симметрия!!!. Прежде всего это чувство создается громадой одинаковых башен боковых эркеров.
Только более пристальное изучение выявляет нарочито повернутые круглые окна над входными порталами разнополые маскароны, cбитую расстекловку витрин и разницу в количестве окон левого и правого крыла здания ( в одном случае 4 в другом 5).
При всей этой кажущейся симметрии  громадной махины 7 этажного доходного дома маленькая деталь щипца просто взрывает пространство.
 Нарочито небрежная псевдобарочная форма выроста с одной стороны гармонирует с полукруглыми борочными же фронтонами эркеров  с другой вступает в резкий контраст с почти классическим  основанием дома с опять таки невозможной для классицизма одинокой центральной колонной. Форма шипца скорее отсылает к форме старого дымохода. Маскарон ангела на нем как будто подчеркивает что при всей небрежности дом имеет твердую власть хозяина.
Таким образом перед нами на одном фасаде рукой мастера разыгрывается целый спектакль. Условная на первый взгляд симметрия взрывается шипцом более детальный взгляд обнаруживает полную какофонию архитектурных элементов фасада и даже невозможность этого дома.  Ангел на щипце и маскароны над витринами возвращают веру в надежность постройки. Небольшая деталь щипца-завязка этой многоступенчатой драмы.
Ведь это просто гениально?  Ведь это модерн?

Интересно что и в рядовом строительстве периода модерна шипец был довольно востребованным архитектурным элементом.
Наиболее популярна была композиция с противопоставлением шипца эркеру и общее уравновешивание этих объемов.  Этот не дорогой прием позволял с одной стороны соблюсти программные требования стиля о асимметрии,  с другой легко создать запоминающийся облик дома, чему  в пору доходных домов уделялось повышенное внимание.
Посмотрим пару образцов.
Здание  Американского Товарищества пневматических машин- Завод Пневматика.
В Петербурге найдется немного зданий которые при всей не изученности и заброшенности меж тем являются иконами стиля.  Одно из них несомненно здание на фото ниже



Американского Товарищества пневматических машин. Архитектор  Витте фон О.О?   Годы постройки 1895-1910

Прежде всего с этим домом связан забавный исторический казус. Фактически годы его постройки во многом совпадают с длительностью стилистики модерна.  Фактически это дом длинною в стиль. Архитектор здания скорее не известен и довольно условно помечен на сайте citywalls.ru как Витте фон О.О.  учитывая длительность постройки возможно предположить что здание несколько раз перестраивалось и имело несколько архитекторов. Тем не менее в своей завершающей трактовке получился незаурядный представитель северного модерна, который, во многом благодаря типичным деталям стиля, конечно, смотрится скучноватым по сравнению с предыдущим образцом.
Дом отличает очень сухой почти графичный рисунок элементов удивительный даже для сдержанного Петербурга. Видимо это связано с промышленным и утилитарным предназначением здания.



Но крупинка малая алмаз а в нем цветов игра.  Прежде всего удивляет композиционный крест. Когда небольшие окна подвала правой части противопоставлены полукруглому окну щипца (почти фронтона в этом случае так как наличествует условный карниз) а глухой маленький щипец глухому же основанию.   Центра композиции по сути не существует работает противопоставление.



В этом доме все об асимметрии  Входной портал и арка расположены совсем не там, ритм окон старательно сбит во многих местах . Три окна по эркером, два окна на эркере.  Пять окон на втором этаже на этажах выше по четыре окна.   Расстекловка левой  и правой части окон разная.Удивительный хаос на небольшом четырех этажном фасаде.  Хаос созданный скупыми точными мазками но от этого только более увлекающий.
Дом больше принадлежит к северному модерну и его гигиенической ветви ( облицовка кабанчиком).  Крепостной серый низ. Сдержанный декор щипца. Интересно что обозначает руна или знак на щипце? может это знак пневматиков?))

Вместе с тем главный акцент все-таки принадлежит двум объемам. Шипцу и Эркеру. Именно они вносят завершающую ноту в уравновешивании дома в его слитный облик.

Следующий пример располагается всего через пару линий Васильевского острова.



Доходный дом.  15 линия В.О дом 48  Архитектор Алексеев. 1910

В этом доме мотив эркера спорит с мотивом крепостной башне дон жона. Самый крупный декоративный объем дома сразу бросается в глаза. Вместе с тем нельзя не отметить его рудоментарность и подчиненность общей массе здания.  Он как будто только начинает проростать из главного тела. Шипец в этом случае лишь тень главной башни ее тыл. Он так же не развит и половинчат. Создается впечатление что дом только дал новые  побеги юной жизни прорастающей вверх к солнцу. Темный облицованный низ и светло голубой верх только усиливают это впечатление.  Интересен и мотив недоразвитой  арки справа от входного портала.  Дом всем своим видом олицетворяет  популярный мотив стиля модерн пробуждения от долгой  зимы и  появление новой жизни.
Схожие композиционные примеры шипца и эркер можно встретить и в других районах города с рядовой застройкой периода Модерн.
Однако шипец не всегда соседствовал с эркером а иногда выступал в гордом одиночестве. Вот например пример из района Семенцов.



Доходный дом Белова Можайская улица 33

Но об этом доме и о других уже в следующих частях повествования о петербургских щипцам.  В маленьком посте многого не расскажешь.
 Лучше ответьте на вопрос каково ваше общее впечатление о последнем доме. Композиция, идея, привлекательность, красота?) Больше фото здесь http://www.citywalls.ru/house6016.html

При написании использованы открытые источники.

Фотографии сайт citywalls.ru

Книга Архитектура Петербургского Модерна Борис Кириков.

Всем Большое Спасибо!

Previous post Next post
Up