Идея промзоны в районе нацпарка "Завидово" испугала сначала местных жителей и экологов, потом инвесторов, а сейчас, похоже, ей не радо уже руководство Московской области.
АНАСТАСИЯ КАРИМОВА
Незавидный участок
"Из трубы завода дым сейчас идет прозрачный и без запаха, но иногда он бывает желтым или серым и чувствуется едкий запах - видимо, когда красят стекло",- делится переживаниями Елена Булыгина, уже десять лет вынужденная жить рядом с заводом по химической обработке стекла. Когда 17 лет назад Булыгина с мужем начали строить дом на границе с нацпарком "Завидово" в Клинском районе Подмосковья, трудно было предположить, что придется столкнуться с таким. Труба завода - под 80 м в высоту. Чиновники предлагали Булыгиной вместо дома квартиру. Но от дома отказываться обидно, хотя и оставаться в нем трудно. "Кусты у нас теперь вянут рано, выращивать что-то почти невозможно",- жалуется жительница.
Наталья Мочникова, председатель расположенного неподалеку от завода СНТ "Завидово", показывает свой огород. Листья яблони в дырочку, высохшие малина и огурцы. Все это, по словам Мельниковой, произошло с растениями после дождя. "Раньше такого не было. Пришлось скосить всю клубнику, картошка тоже умерла за один день. А те растения, которые были под навесом от качелей, выжили",- показывает дачница.
Вообще-то начинать материал об экологической проблеме с пересказа жалоб местных жителей - избитый и небезупречный прием. Мало кто бывает доволен появлением по соседству какого бы то ни было производства. Впрочем, случай в Завидово необычен: стекольному заводу в Клинском районе, кажется, не рад никто.
Незаконная стройка
Стекольный завод, построенный рядом с селом Спас-Заулок,- крупнейший в Европе, но гордости за него местные жители не испытывают
Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ
В 2002 году ООО "Эй Джи Си Флэт Гласс Клин" (ранее - ООО "Главербель Клин"; Glaverbel), входящее в AGC Flat Glass Europe (европейское подразделение транснациональной корпорации Asahi Glass Company; AGC), построило крупнейший в Европе завод по производству и химической обработке стекла у села Спас-Заулок Клинского района Московской области. Заводская печь считается самой большой в мире. Предприятие было одним из первых в России, построенных иностранными инвесторами в чистом поле с нуля.
Скандалы начались чуть ли не с закладки первого кирпича. "Корпорация AGC при строительстве и эксплуатации указанного завода грубо нарушает российское законодательство, в том числе природоохранное,- утверждает координатор "Антикоррупционного фронта Московской области" и Совета общественных организаций Клинского района Юрий Самсонов.- Завод построен в 1 км от национального парка "Завидово" - там, где должна быть охранная зона национального парка". Он напоминает, что правительством Московской области утверждены "Основные направления устойчивого градостроительного развития Московской области", в соответствии с которыми природный массив "Завидово" отнесен к ядрам экологического каркаса Московской области.
Недовольство экологов и местных жителей разделяют и правоохранительные органы. В 2005 году было возбуждено уголовное дело: следователи выяснили, что неустановленные должностные лица администрации Клинского района зарегистрировали незаконную сделку с земельным участком, подделав документы и умышленно занизив его стоимость, а впоследствии земля была продана. Речь идет, в частности, о территории, на которой находится завод AGC.
Завод стали строить до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Клинские активисты еще в начале строительства обратились в местный суд с просьбой приостановить строительство завода в связи с отсутствием экспертизы. "Несмотря на это, стройка продолжалась",- констатирует Самсонов. Разрешение на строительство второй очереди (печи) глава Клинского района выдал через полгода после начала ее строительства, в январе 2008 года. Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области впоследствии внесла представление главе района в связи с незаконностью выданного им разрешения.
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу проводил проверку завода и установил многочисленные нарушения природоохранного законодательства - превышение нормативов предельно допустимых сбросов по аммонию и фторидам и отсутствие лицензии на использование водоема. На руководство предприятия наложили штраф в размере аж 2 тыс. руб.
Губернатор Московской области Борис Громов, подводя итоги развития Подмосковья в 2006 году, признал, что при строительстве завода были допущены серьезные просчеты. Получить комментарий представителей компании AGC не удалось - как и попасть на территорию завода.
Воюя с инвесторами из Бельгии, жители Клинского района семь лет назад собирались во время визита высоких гостей жечь чучело бельгийского принца, а сегодня готовятся дать отпор японцам
Фото: Дмитрий Лекай, Коммерсантъ
К заводу AGC стараниями в том числе местной администрации были проложены две ветки газопровода - а жилые дома, прилегающие к заводу, не газифицированы. Глава Клинского района Александр Постригань на одном из заседаний признался: "Местная власть лишена всяких стимулов к привлечению инвестиций. Вот мы построили завод "Главербель" - огромный, 750 млн дает налогов во все уровни, а Клину досталось всего 7,5 млн. И для чего строили?.."
Аттракцион для инвестора
"Скандалы вокруг завода отпугивают инвесторов: они постепенно понимают, что рискуют быть втянуты в сомнительные схемы,- считает Самсонов.- Несколько лет назад в результате давления общественности удалось добиться от бельгийцев отказа от намеченных планов по созданию бельгийского промышленного парка вокруг завода "Главербель"".
Создать бельгийский промышленный парк предложил посол России в Бельгии Вадим Луков в мае 2005 года. В дальнейшем идея прорабатывалась в ходе регулярных визитов чиновников федерального и областного уровня в Бельгию. В середине декабря 2005 года VI сессия смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом приняла итоговый документ, поддерживающий создание промышленного парка. В июне 2006 года состоялся запланированный визит в Россию бельгийской экономической миссии - в нее входили министры бельгийского правительства во главе с наследным принцем Филиппом и бизнесмены. Планировалось подписание соглашения о реализации проекта по созданию бельгийского промышленного парка. "В это время под Спас-Заулком начались митинги протеста,- вспоминает Самсонов.- Для охраны принца село наводнили милиция и спецслужбы, а прокурор запретил сжигать чучело принца. В результате скандалов принц в Клинском районе появиться побоялся". Несмотря на все согласования, в том числе межправительственные, принц от имени бельгийской стороны отказался подписывать запланированные документы о создании бельгийского промпарка в Клинском районе. Вместо этого темой встреч принца с членами российского правительства стала защита бельгийских инвестиций. Вскоре бельгийцы продали завод ничего, видимо, не подозревавшим японцам.
Впрочем, подмосковные власти не отказались от идеи создать в Клинском районе промзону. В октябре 2012 года председатель правительства Московской области Андрей Шаров посетил Японию и договорился о создании около села Спас-Заулок на границе с нацпарком "Завидово" особой экономической зоны с промышленными предприятиями и соответствующей инфраструктурой. В апреле президент России подписал указ об изменении границ нацпарка. Подписание совпало с объявлением даты первого за десять лет приезда в Россию премьер-министра Японии. По деревням и поселкам Клинского района поползли слухи, что территорию нацпарка отдают японцам чуть ли не в обмен на Курилы. Хотя уже говорят, что японцы от промзоны отказались и теперь туда пытаются заманить корейских инвесторов.
"Непонятна логика принимаемых решений,- говорит Юрий Самсонов.- Сейчас пищевая промышленность является в Клинском районе ведущей и дает до 80% отчислений в бюджеты всех уровней. На западе Клина расположены три из четырех пищевых предприятий района: Клинский пивзавод, комбикормовый завод, предприятие по разливу вина и воды "Кристалин". За последние несколько лет рядом с этими предприятиями появились завод по производству бытовой химии "Реккит Бенкизер" и французский завод по производству продукции из поливинилхлорида. Вопрос экологичности для потребителя сейчас становится одним из главных, и в этой ситуации клинские пищевые предприятие находятся в чрезвычайно уязвимом положении". В Клинском районе еще и множество девелоперских проектов - "Большое Завидово", элитные коттеджные поселки. Я заехала в гольф-яхт-клуб, созданный группой компаний "Агранта". Он располагается примерно в 15 км от завода AGC, занимает около 400 га, из них 260 га отведено для элитной индивидуальной жилой застройки. Менеджер по продажам в разговоре со мной, как с потенциальным покупателем, подчеркивает, что клуб расположен вблизи нацпарка и это хороший выбор для тех, кто ищет экологически чистое место для коттеджа. "Стекольный завод находится на удалении, промзона тоже не появится под боком. У нас недешевая недвижимость. Делая такой выбор, клиенты тщательно взвешивают все плюсы и минусы. Пока участки продаются отлично: покупатели не думают, что им что-либо угрожает в плане экологии",- уверяет менеджер.
"Не допустить глупости впредь"
Скепсис по поводу промзоны разделяет, похоже, даже врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев. 2 августа в Солнечногорском районе было проведено заседание градостроительного совета. У входа в здание Воробьева встречала женщина с плакатом против промзоны в Завидово. После градостроительного совета Воробьев согласился ответить на несколько вопросов.
- План по промзоне появится 21 августа, с утра,- пообещал врио губернатора.
- Довольно странное место для промзоны, вы так не считаете? Все-таки там нацпарк.
- Смотря что мы хотим строить. Если речь идет об умных, высокотехнологичных, экологически чистых производствах, которые сделают Клинский район богатым, то такие предприятия нам нужны.
- А химические?
- Если это вредные производства, то они точно не должны находиться в районе Завидово. Это, как известно, особо охраняемая территория, и славна она не химическими предприятиями, а своим животным миром.
- Да, но завод по обработке стекла вряд ли удастся снести.
- Стекольный завод мы вряд ли уберем. Если действия осуществляются по ранее принятым решениям на основании закона, то мы с вами являемся заложниками этой ситуации. Важно не допустить глупости впредь, профессионально относиться к тому, что меняет нашу жизнь в ближайшей перспективе, стройка ли это, новые предприятия или развитие дорожной сети.
Впрочем, законность принятых ранее решений как раз вызывает сомнения у экологов: Общество охраны природы Московской области давно уже декларирует в качестве одной из своих целей снос стекольного завода.
Зачем привлекать в регион инвестора, если он вредит экологии и местным производителям и почти не приносит денег в местный бюджет? "Вместо того чтобы развивать финансовые инструменты для местного бизнеса, в России все стремятся любой ценой привести в регионы крупные западные компании",- констатирует бывший сотрудник одного из агентств по привлечению инвестиций, пожелавший остаться неназванным. Чиновники, говорит он, привлекая инвесторов, часто закрывают глаза на то, что крупный гипермаркет способен убить местные рынки, а химзавод - экотуризм и пищевую промышленность: "В погоне за инвесторами муниципальные власти зачастую урезают налоги, вкладывают собственные ресурсы в развитие инфраструктуры и в итоге остаются вообще ни с чем. Инвесторы не приносят в страну новые технологии, которые потом могли бы использовать наши производители. Они зачастую даже не обеспечивают местных жителей рабочими местами: безработные женщины-бухгалтеры вряд ли пойдут на завод собирать машины".
Так или иначе, ожидаемое 21 августа решение о промзоне в Завидово покажет, готова ли подмосковная власть свернуть кампанию по привлечению инвестора, невзирая на специфику территорий, и "не допускать глупостей впредь".