В первом приближении это простенькая криминальная комедия. Но, как я уже
писал, в очень простые вещи американские кинематографисты умеют вкладывать очень многое - для тех, кто способен увидеть.
Герой Бена Стиллера - совсем не герой, сорри за неуклюжую игру слов. Он персонаж не шекспировский, а, скорее, чеховский. Управляющий огромной башни - элитного жилого комплекса, он делает ежедневную, неприметную работу, организуя в единый отлаженный механизм сотни человек персонала: уборщиц, швейцаров, консьержей, охранников и официантов. Он предан своей работе, она - вся его жизнь, он вышколил весь персонал и он очень лоялен к жильцам - людям из большого мира, финансистам, брокерам, главам корпораций - ведь только такие могут позволить себе апартаменты в Башне.
И низкорослый Стиллер, который ниже практически всех своих партнёров по съёмочной группе, очень удачно подчёркивает всей своей внешностью характер своего персонажа.
Персонал, все эти неприметные рабочие муравьи, снуют у подножья Башни. А кто же на её вершине, в пентхаузе? - финансовый воротила (в исполнении ветерана Алана Алды, знакомого всем, кто смотрел знаменитый сериал «госпиталь М.Э.Ш.»)
Они заботятся о нём. Убирают его жильё. Готовят ему еду. Организовывают его приёмы. Подают к крыльцу его машину. Он платит им. Более того, он должен сохранить и приумножить их скромные накопления, вложенные в пенсионные фонды.
Это баланс. Это симбиоз. Но все должны играть по правилам, исполнять свою партию. И когда финансовый туз оказывается мошенником, растратившим деньги своих вкладчиков - это баланс безвозвратно нарушен.
Одна из лучших сцен - момент гнева маленького человека, когда щуплый управляющий крушит дорогую игрушку миллионера: «Вот так! Ну конечно же, это ведь уникальная машина! Это людей штампуют пачками - и их можно выбрасывать на свалку, как мусор!»
Из таких же, как он сам, потерявших всё, он организует команду. Их задача - проникнуть в пентхауз и найти сейф с заначкой мошенника.
«Мы не грабители. Мы отнимем украденное у нас - и разделим его. Как… как в революцию!» - вот, ключевое слово прозвучало. И послание этого фильма адресовано, в первую очередь, не маленьким людям, а людям большим: «соблюдайте правила игры. «окупай уолл-стрит» пока ещё мирная акция. Но если вы не будете знать рамок - появится очень много рассерженных людей, желающих видеть ваши головы на пиках»
«Захват небоскрёба» я бы отнёс именно к таким, «кризисным фильмам», картинам, пытающимся найти ответы на вопросы, мучающие всё общество, которое лихорадит от рецессии. Ответы именно с позиции маленького человека. Девушки-шопоголика или управдома. Рядового американца.
В этом фильме революции не происходит. Это не американский путь. Но зло, в виде нечистоплотного финансиста, покарано. А управляющий, понимая, что нарушил закон, идёт в тюрьму (удостоверившись, что все его сообщники будут на свободе, а деньги вернутся к обманутым вкладчикам). Он делает это со спокойствием настоящего лидера, отвечающего за своих людей. Он оказывается настоящим вождём для своих людей, «маленького народа», именно он, маленький смешной человечек, теряющийся, казалось бы, на фоне шумного и развязного уголовника-негра (в исполнении Эдди Мёрфи).
Фильм внушает американцам надежду. Так же, как слова человека, вытащившего когда-то США из тяжкого экономического кризиса
единственное, чего нам следует бояться, это страха - отчаянного, безрассудного, неоправданного ужаса, который парализует усилия. необходимые для превращения отступления в наступление