Актуальное искусство

Jan 30, 2011 14:27

Прочитав книжку о готике, сформулировал для себя то, что уже давно «крутилось на языке»

Искусство - в т.ч. и искусство религиозное - всегда должно быть актуально своему веку. Люди должны чувствовать жизнь, льющуюся на них с полотен и мозаик.

На церковных росписях средневековых сцены ветхого и нового заветов почти всегда происходят в современном для авторов художественных произведений антураже. Т.е. оружие, одежда, здания, предметы быта и т.п. на картине, изображающей, к примеру, Распятие - из Италии 14 века, к примеру

Разумеется, авторы произведений, равно как и их заказчики - духовенство и образованные богатые патрицианские семьи прекрасно понимали, что тогда, в 1-м в. н.э. «всё было по другому» с визуальной точки зрения. Но они изображали и желали, чтобы было изображено - вот именно так. Как они жили. Их вера была частью их жизни и они желали актуальности и современности.

Сейчас этого уже давно нет. Сейчас картины из религии - это «предания старины глубокой».

Нет церковных росписей, где, к примеру, Христа вели на казнь римские солдаты в брониках и с автоматами.. или «Брак в Кане Галилейской», где пирующие сидят за столами кафе, на заднем плане поёт караоке, а вода, ожидающая своего преображения, стоит в 20-литровых пластиковых баклажках.. для современного человека это покажется «кощунством», «стёбом» - однако тоже самое в 15 веке воспринималось с величайшей серьёзностью и как должное.

Пока я такое видел только один раз - в постановке «Иисус Христос - Суперзвезда».

Кстати, ещё одна деталь, характеризующая пропасть мировосприятия тогдашнего и сегодняшнего. Средневековые муниципалитеты нанимали (и за приличные деньги, по видимому) знаменитых живописцев, чтобы они расписывали обложки их… финансовых книг!!! Т.е. книг отчётности, обычных гроссбухов. Искусство и повседневная жизнедеятельность, сплетённые воедино..

Кстати, всё вышесказанное об актуальности следует применять и к язычеству. Мы - вечно живые побеги на Древе. Нам не пристало «апеллировать к ветхости». Ремесленники- демиурги в Афинах, отдавая дань своей Госпоже Разума, дарили самые современные, «продвинутые» на тот момент технические изделия…

Поэт-футурист-фашист, новый язычник, обуянный духом Прометея, который обращается к Вулкану со стихами, сидя за штурвалом аэроплана - вот язычество нового времени. Мы уже живём не в сельскохозяйственном обществе, и не в феодальном… Традиция - живое дерево. Оно растёт во Времени и Пространстве. Листья на ветвях в воздухе не могут и не должны копировать обыкновения корней в земле. Каждому - своё

язичництво, історія, роздуми, спостереження

Previous post Next post
Up