Ладно.
Раз уж многим так нравится слово «толерантность», поговорим о толерантности.
И для начала - длинная цитата.
Дочитайте внимательно, не поленитесь.
***
- Возьмём теперь вопрос о разных мелких группах внутри нашей цивилизации. Чем больше население, тем больше таких групп. И берегитесь обидеть которую-нибудь из них - любителей собак или кошек, врачей, адвокатов, торговцев, начальников, мормонов, баптистов, унитариев, потомков китайских, шведских, итальянских, немецких эмигрантов, техасцев, бруклинцев, ирландцев, жителей штатов Орегон или Мехико. Герои книг, пьес, телевизионных передач не должны напоминать подлинно существующих художников, картографов, механиков. Запомните, ... чем шире рынок, тем тщательнее надо избегать конфликтов. Все эти группы и группочки, созерцающие собственный пуп, - не дай бог как-нибудь их задеть! Злонамеренные писатели, закройте свои пишущие машинки!
........
Мы все должны быть одинаковыми. Не свободными и равными от рождения, как сказано в конституции, а просто мы все должны стать одинаковыми. Пусть люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют своё ничтожество. Вот! А книга - это заряженное ружьё в доме соседа. Сжечь её! Разрядить ружьё! Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека? Может быть, я?
........
- Цветным не нравится книга «Маленький чёрный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку лёгких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, ... спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку! Похороны нагоняют уныние - это языческий обряд. Упразднить похороны.
........
Спокойствие, ... превыше всего! Устраивайте разные конкурсы, например: кто лучше помнит слова популярных песенок, кто может назвать все главные города штатов или кто знает, сколько собрали зёрна ... в прошлом году. Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперёд, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное. Но не давайте им такой скользкой материи, как философия или социология. Не дай бог, если они начнут строить выводы и обобщения.
***
Узнаёте? Это - толерантность.
А узнаёте книгу?
Это -
Рэй Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту».
Книга, которую очень любят вспоминать, всуе, разного рода фашисты, именующие себя то «политкорректными», то «толерантными», то «либералами», но в любом случае мнящие себя антифашистами.
Толерантным кажется, что гитлеровские костры из Канта чем-то отличаются от толерантных костров из книг нацистских вождей.
Они считают себя лучше нацистов, потому что нацисты, сволочи, запрещали великие книги гениальных писателей, а они, носители света и разума, запрещают пакостные книжонки бездарных мерзавцев.
Им кажется, что заставлять людей ходить строем можно, если этот строй будет маршировать не под «Дойчланд юбер аллес», а под «Лет ит би».
Они убеждены, что «Хайль Гитлер» - нужно запретить, а «Да здрвствует Махатма Ганди!» сделать обязательным приветствием.
Им кажется, что насильственное единомыслие, ради благой цели - хорошо.
Они уверены, что они имеют право затыкать рты, имеют право набрасываться сворой на инакомыслящих, имеют право указывать другим, как им жить.
Потому что они - уверены в своей святости.
Так вот.
Это - и есть фашизм.
И перечитайте Брэдбери.
Хотя вам это вряд ли поможет, если до вас не доходят, без подсказок, элементарнейшие вещи.
Так что лучше сожгите, запретите эту книгу. Потому что за много лет до того, как розовощёкая голубоглазая терпимость превратилась в коричневую, воняющую кострами толерантность, Брэдбери описал, до какого абсурда может довести человек самую благую идею.
Аминь.
Сергей Лунин,
Facebook,
Aboutru.com