Жить стало ощутимо хуже, повысились цены, многие лишились работы, многим урезали зарплату.
Социологии, как таковой, в России нет. Это совершенно не исследование общественного мнения. Знаете, как тут делаются опросы? Около 70% респондентов сразу бросают трубку и отказываются отвечать. То есть саботируют участие в любых опросах по естественным причинам. Информационная ситуация в стране такова, что люди предпочитают дуть на воду. Это же глупо, что я сейчас кому-то в трубку буду изливать свою душу.
Большинство россиян стараются даже не иметь никаких своих собственных взглядов. Зачем? Во-первых, им это не нужно, а во-вторых, с этим связана угроза. Власть постоянно демонстрирует, что за лайк в Интернете можно посадить. Хотя на самом деле это все показательные процессы в целях запугивания. Вот я настолько критичен в социальных сетях и настолько критически настроен, что меня уже должны десять раз расстрелять. А мне ни разу ничего не предъявляли.
В данном случае это критерий того, что все эти ужасные вещи, где за картинку или лайк сажают, - процессы показательные. Это совершенно не отражает ситуацию в стране, зато выполняет свою функцию - запугать людей, чтобы те предпочли не рисковать.
Итак, 70% в опросах не участвуют вообще. Оставшиеся 30% делятся еще на неравные группы. Первая на столько запугана, что боится даже трубку бросить. Мол, вдруг я брошу трубку, а мне это запишут в нелояльность. Это подавляющее большинство из тех 30%, которые все-таки берутся отвечать. Они отвечают так, как велит телевизор. Если там главным врагом показывают Турцию, то естественно, что процент враждебности к туркам вырастит с 1% до 29-ти. Также постоянный враг - США и Украина.
Еще у нас есть идейные люди. Они вот и не дают рейтингу Путина дойти до 100%.
Общем, в россиян нет никакого мнения. Они вообще не способны рассуждать в режиме враг-не враг. У них враг - это нехватка денег. Это враг серьезный. Но мы еще не дошли до той ситуации, когда можно сказать, что мы вспомнили лихие 90-ые, которыми нас пугали 15 лет. Пока еще мы не дошли до той ситуации, когда можно сказать что вот они.
Вообще в России сейчас промежуточная ситуация. Жить стало ощутимо хуже, повысились цены, многие лишились работы, многим урезали зарплату. Но пока еще пропасти под ногами нет. Вот когда это ощущение появится - тогда будет все по-настоящему и по-взрослому. Пока еще курс национальной валюты держится на том уровне, который люди не воспринимают катастрофически. Основные социальные выплаты есть, бюджетникам зарплаты платят, пенсии пенсионерам тоже. Некие задержки начались, но катастрофы не наступило. Люди смотрят на вещи с тревогой.
Владимир Голышев,
Обозреватель,
Glavpost.com