Предложение продолжить разговор застало меня аккурат в разгар тихого семейного празднования моего дня рождения, и я подумала, что это жжж неспроста. Но когда дело дошло до дела, оказалось, что истории все какие-то скучные. Ну красила я джинсы зеленкой, ну красила я гистологические срезы гематоксилин-эозином. Ну вот постриглась сегодня коротко-прекоротко и вообще не красилась, а мне все такие - ооо, какой дивный цвет мексиканский тушкан пепельный блондин - а я просто такая и есть уже в силу прожитых лет.
А все-таки про красить-перекрашивать у меня есть старая и смешная история. Так-то я биолог, но многие годы подрабатываю версткой и предпечатной подготовкой разных изданий. И вот однажды попала я в одну контору. Много лет назад. И была там такая тетка, которая все организовывала. Такая Изосимовна, здоровенная блондинистая баба. Кровь с молоком, шуба в пол, титьки как моя голова, все дела. Вокруг нее еще увивался какой-то скользкий мужской придаток под названием Валерий. А я была маленькая и глупая, и она мной вертела как рыба пилять (пелядь, вообще-то, но так эпичнее) хвостом. Давай сделаем так - ах нет, давай лучше эдак, нет, давай лучше вот так, нет, давай лучше еще вот так. Славилась она знакомствоами с многочисленными модными (с ее слов) художниками и дизайнерами - и общей дерзостью замыслов и амбиций. И в этот раз она затеяла громадный многомиллионный проект на юбилей какого-то кузбасского угольного гиганта - с шикарным изданием их истории в иллюстрированной книге в переплете из кожи младенцев и инкрустацией алмазами углем. Были там и фотографы, выезжавшие что ни месяц "на натуру" с дорогостоящей аппаратурой и еще более дорогостоящим алкоголем, и модные художники-дизайнеры, лауреаты неизвесных пермий и авторы всяческих инсталляций. Я в этом проекте была скромным исполнителем дизайнерских мечт, чисто техническим работником с оплатой по факту (да еще и на тот момент очень сильно беременным). Работа шла с космическим размахом, но совершенно бестолково, так что в итоге все фонды были про..баны чуть более чем полностью (с), и денег из нас, рядовых исполнителей, практически никто не увидел.
По результатам той работы в качестве компенсации своего морального ущерба мною был написан текст - чтобы избежать саморекламы, привожу его здесь. Для ясности Ллама - это я. Он небольшой, но, как мне кажется, хорошо вводит в суть дела. Не сочтите за труд, коллеги, прочтите, пожалуйста, далее будут сплошь цитаты из него, потому как дальнейшее развитие сюжета идет по спирали.
***
- Здравствуйте, Изабелла Кагоровна!
- Здравствуй, Ольга.
- Как наши дела?
- Да отлично наши дела. Вот, Виктор принес образец макета. Виктор - это наш супер-мега-дизайнер. У него вышел один миллион триста сорок три тысячи двести двеннадцать офигительных книг. Ты поняла - тут текст, тут фотография, тут фотография, тут текст. Вот, бери образец и - вперед.
- ОК, Изабелла Кагоровна, я побегу работать?
- Беги, Ольга!
***
- Здравствуйте, Изабелла Кагоровна!
- Здравствуй, Ольга. Как наши дела?
- Да отлично наши дела. Я сделала 69 страниц. Вот.
- Ну… Что это? Тут текст, тут фотография, тут фотография, тут текст. Как-то скучненько получается…
- Но ведь, Изабелла Кагоровна, это же точь-в-точь как нарисовал ваш супер-мега-дизайнер Виктор…
- Ольга, Виктор это нарисовал за полминуты на салфетке. Это образец, к нему надо подойти творчески. Вот смотри: сюда поставь фотографию, сюда текст, сюда фотографию, сюда фотографию, сюда фотографию, а сюда - текст. Ясно?
- Ясно. Я побегу работать?
- Беги, Ольга!
***
- Здравствуйте, Изабелла Кагоровна!
- Здравствуй, Ольга. Как наши дела?
- Да отлично наши дела. Я переделала 69 страниц. Вот.
- Ой, Ольга, я убегаю, но сейчас придет Варений Простоквашевич, вы с ним посмотрите. Хорошо?
- ОК, Изабелла Кагоровна.
- Ну, я побегу?
- Бегите, Изабелла Кагоровна!
***
- Здравствуй, Ольга!
- Здравствуйте, Варений Простоквашевич.
- Как наши дела?
- Да отлично наши дела. Вот, 69 страниц макета.
- Оооо… Ольга! Разве это макет? Скукота одна. Вот смотри: сюда надо красную полосу, сюда - синюю. Сюда надо вот этот цветущий персик, сюда - стог сена. А сюда - ЗВЕЗДУ!!!!
- Звезду?
- Да, ЗВЕЗДУ!!!
- А зачем звезду?
- Ты не помимаешь! Это же книга про ЗВЕЗДУ!
- Нет, это книга про разрез «Междуреченский».
- А что, ты думаешь, над разрезом нет ЗВЕЗДЫ? ЗВЕЗДА есть везде! Так что давай ЗВЕЗДУ и не разговаривай.
- Ну ладно. Я побегу работать?
- Беги, Ольга.
***
- Алло, это Изабелла Кагоровна?
- Даааа… Ольга? Как наши дела?
- Я даже уже и не знаю. Я нарисовала ЗВЕЗДУ.
- Какую еще звезду?
- Варений Простоквашевич сказал - надо персик и ЗВЕЗДУ.
- А персик зачем?
- Не знаю.
- Да пошел он со своим персиком!
- Так я убираю персик?
- Конечно, убирай. Не надо никаких персиков.
- Ну отлично. Я к вам забегу?
- Да, Ольга, забегай.
***
- Здравствуйте, Изабелла Кагоровна!
- Здравствуй, Ольга. Давай свой макет - только быстро. Сейчас приедет Босс Баксович, ему надо все показать.
- ОК. Вот.
- ЧТО ЭТО???
- Это ЗВЕЗДА.
- Зачем?
- Варений Простоквашич сказал - надо.
- Ольга, я умоляю - убери это. И не слушай Простоквашича никогда.
- Но я же…
- Ты все поняла? Беги!
- Стой, БЛЯДЬ!!!!
- Ой, Босс Баксович, это не блядь. Это наш дизайнер Ольга.
- А где блядь?
- Подождите еще немного. Все будет. А пока посмотрите макет.
- ЧТО ЭТО???
- Это ЗВЕЗДА.
- Нахуя тут звезда? Уберите звезду! В пизду звезду!
- Да конечно, уберем. Это, на самом деле, не звезда. Это просто некое цветовое пятно, которое мы временно выполнили в виде звезды. Так что звезду мы уберем, нет проблем. А как в остальном?
- Без звезды?
- Без звезды.
- Ну, без звезды хорошо.
- Ольга, ты поняла?
- Да, конечно. В пизду звезду. Я побегу?
- Беги, Ольга!
***
- Алло, Ольга?
- Да, Изабелла Кагоровна?
- Знаешь, сегодня был Виктор.
- Который супер-мега?
- Да. Ольга, он очень недоволен макетом. Он так расстроился. Он столько времени сочинял этот макет. И он был огорчен, что ты все изменила. Там же так стильно было - тут текст, тут фотография, тут фотография, тут текст. А что у нас? Черте-что у нас!
- Изабелла Кагоровна, но это же вы сказали переделать!
- Ольга, ну ты же дизайнер, неужели ты не видишь…
- Да, я поняла. Я все переделаю. Я побегу работать?
- Беги, Ольга, беги!
Долго ли, коротко, прошло много-много лет. Я стала та еще акула, без дубины не подходи.
И вот встречается звонит эта дама - тут надо книжку сделать деду, воспоминания. Обычно-то у нее милионные проекты были для олигархов, а теперь вот. Крызис.
Ну, думаю, деду книжку - это ж пять копеек денег, тут много фантазии не развернуть, вреда быть не должно. Сколько я книг дедам и бабуськам переделала разных за эти годы - не сосчитать. В общем, согласилась. Еще закондомировалась - говорю, пусть они найдут книгу, которая им вот прям сильно-слильно понравится, и мы сделаем также. Потому что дедам нельзя иначе - они не понимают, что хотят. А тут вот - образец в руках. Ну нашли они образец, что-то среднее между амбарной книгой и дембельским альбомом.
"Ты поняла - тут текст, тут фотография, тут фотография, тут текст. Вот, бери образец и - вперед." (с)
Ну и молодцы, главное, чтобы клиенту было хорошо.
Пока вроде все шло нормально, особой дури не было, я потихоньку делаю книгу в свободное от отдыха время.
Дошло дело до обложки. И тут началось.
Дали фотку на обложку, где дед сидит на огороде, хитрый такой. Дед клевый, фотка не очень. Ну, думаю, в сепию загоню, почищу, все дела.
Дня за два сделала в перерывчиках основной работы.
Тут звезда моя приходит - знаешь, надо вот такую обложку. Чтобы тут лес, тут речка, тут синяя полоса, тут красная.
Ну фигли - вот тебе лес, вот речка.
И фотку надо деда не в огороде, а со свадьбы внука, он тут такой красивый. Весь в орденах.Но правда пьяный сильно и из-за частокола бутылок торчит и ваза с виноградом. Но мне некогда было спорить особо - обрезала бутылки, пересадила рубашку с другой фотки, закрасила виноград. Я такое уже левой ногой могу делать, спя. Морду красную перекрасила в некрасную. И, говорю, давайте уже ко мне, чтобы в глухой телефон не играть по сто раз.
Приходит с мужским придатком, новым. Тоже такой плюгавенький мужичонка, носик востренький. Название придатку на этот раз было Пётр.
- А давай, говорит, корешок бордовый сделаем! - Да фигли, хоть золотой, мне одну кнопку нажать в корелле.
- Тогда речку-лес надо тоже тонировать в бордовый.
- Да фигли,- говорю, - давай в бордовый!
Теперь у нас багряные получаются реки вишневые леса.
- А что это реки красные, - недоумевают наши умники, - и леса красные? -
Потому что корешок красный.
- Не, давай леса зеленые и реки зеленые - и корешок зеленый.
- Да пофиг, пусть зеленый, - делаю все зеленое.
- А почему река зеленая? Она же синяя!
- Да потому что изначальный вариант монохромный был!!! Если он тонированный, то все одинаковое - что реки, что леса. А если леса зеленые, а реки синие - то это называется ПОЛНОЦВЕТ!!!
- Ну и давай полноцвет!
- Ну пофиг, вот тебе снова полноцвет, отвали только.
"- Оооо… Ольга! Разве это макет? Скукота одна. Вот смотри: сюда надо красную полосу, сюда - синюю. Сюда надо вот этот цветущий персик, сюда - стог сена. А сюда - ЗВЕЗДУ!!!!" (с)
Пока мы тут тонировали и цвета возвращали, придаток весь взопрел (он не разделся почему-то). Из-под придатка на полу лужа натекла грязная.
Тут заходит мой директор - он привычку взял заходить как мимо идет. И габаритов и размеров он, я скажу, очень внушительных. Окинул этих взглядом из-по потолка.
- Привет, - говорит, - зайди ко мне.
Я - славатегоспади - пока к директору пошла, вернулась - придаток испарился вместе с лужей, что характерно. Эту отправила согласовывать с клиентом варианты.
Оказалось, что вся эта фантазия была опять исключительно внутри ее головы, без клиента!!! А когда клиент увидел, то резонно спросил:
- Слыш, баба, я ж тебе книжку дал, а? Я ж тебе фотку дал, а? Ну зачем тут лес, зачем тут речка?
И эта такая - о, да, Ольга, клиент лаконично хочет... Фон такой типа холст, и фотка, и название.
Я ржу внутри себя, но смотрю, чем дело кончится. Сейчас-то я обеспеченная дама при деньгах и должности, а на это все смотрю, как на цирк с конями.
Сделала "лаконично", фигли. Она снова:
- А давай рукопись вот сюда под фотку положим!
Мне уже капец смешно, я чувствую, что все катится к персику и звезде. Говорю:
- Ну давай. Вот тебе персик и звезда, барашек рукопись. Затонировали рукопись и всю обложку во все цвета радуги и отправили клиенту. Хотя клиент - снова! - попросил просто фотку и название! И текстуру ткани. И все.
И тут - "внезапно" - письмо:
"Ольга! Добрый день! Клиенту не понравилась обложка, он просит очень лаконично, в стиле книги про Высоцкого. Только портрет и название, на фоне имитируем фактуру ткани"
"Да. Ольга, он очень недоволен макетом. Он так расстроился. Он столько времени сочинял этот макет. И он был огорчен, что ты все изменила. Там же так стильно было - тут текст, тут фотография, тут фотография, тут текст. А что у нас? Черте-что у нас!" (с)
Ну тут я уже ржу во весь голос и открываю переписку и читаю вслух. Как клиент хотел лаконично - фотку и текст - как мы реки и леса вставляли, как мы перекрашивали, как мы цвета длобавляли и цвета убавляли, как мы опять лаконично сделали, как мы потом рукопись подложили и снова цветами тонировали. И как это все уже в 2000 году было.
"Вот, говорю, Света. Совсем ты, пилять, ума не нажила с 2000 года! Я-то по тем же граблям протанцевала, но хоть отчет себе отдаю и смотрю на эту всю байду и ржу, а ты - ну разве что Варения своего на Петра сменила и шубу из овцы на шубу из норки, но сссуть-то твоя как была, Света, так и осталась".
Вот такие, пилять, спирали нарезает наша отдельно взятая история.