Эстетика советская, современная российская и буржуазная

Feb 27, 2011 02:47



Итак, дорогой потомок, группой товарищей нашего времени предпринята попытка отображения светлого будущего в образах.

Светлое будущее предполагалось отобразить в контексте советской эстетики. Результаты просмотра работ навели меня на следующие размышления, которые, надеюсь - будут не бесполезны и через 700 лет. А именно: при любой работе полезно изучить фактический материал и, главное, осмыслить и схватить в определениях его особенности.

Под "горячую руку" я сделал это здесь но, поразмыслив решил кое-что переписать и добавить графического материала к рассуждениям.

Итак, советская эстетика - какая она?

Эстетика вообще и технологическая эстетика в частности это не фунт изюму. Ее так просто не отобразить. Но это не значит, что не надо пытаться.

Чтобы нам было проще - используем для сравнения с советской современную российскую и буржуазную эстетику. Может показаться, что современной российской эстетики нет совсем, но она есть, просто она своеобразная.

Сразу озвучу тезисы, а потом приведу доказательства.
Итак
Советская эстетика это эстетика ТРУДА  в пределе переходящего в ПОДВИГ

Современная российская эстетика это эстетика "БЕСПРЕДЕЛА" (снятия культурных норм до уровня инстинктов) в пределе переходящего в ПРЕДАТЕЛЬСТВО

Буржуазная (капиталистическая) эстетика это эстетика УСПЕХА в пределе переходящая в САДИЗМ.

Эстетика труда в СССР была официально тотальна, поэтому флаг СССР это красное полотнище. Красный цвет - это символ энергии - производная труда.

Эстетика отдыха в России подавляюща, но не тотальна, поэтому флаг России имеет несколько цветов и не имеет официального разъяснения этих цветов.

Почему в СССР труд в пределе переходил в подвиг? Потому что
"
если завтра в поход,
если вражия сила нагрянет,
весь советский народ,
как один человек,
за любимую Родину встанет
"
Советская эстетика рассматривала каждого человека не зависимо от возраста и пола как воина -  СПОСОБНОГО НА ПОДВИГ трудовой или воинский. Она звала, тянула и пинала людей к подвигу. Но что такое подвиг? Это ситуация, когда человек становится равным Богу. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя...
В этом смысле советская эстетика восприняла от традиционной российской гораздо больше, нежели современная российская. Т.е. бирюлек похожих на Российскую Империю у нас сейчас в символике много, а сути - нет.
При этом, в силу тотальности на подвиг звали и пытались поднять даже и тех, кого поднимать было - противопоказано.
Резюмируя можно сказать, что советская эстетика наследовала русскую крестьянскую ТРУДОВУЮ эстетику. Поэтому в СССР не могло быть сериалов современного вида ибо подвиг невозможно запустить в серию.

Я подобрал три иллюстрации показывающие переход от труда к подвигу в советской эстетике:
1. Труд как радость
2. Труд как подвижничество (подвиг)
3. Подвиг как... подвиг



Рассмотрим теперь современную российскую эстетику.
Почему она эстетика беспредела, разгула и почему в пределе переходит в предательство?

Доказательства разлиты вокруг в изобилии. Включите любую радиостанцию и попадете на 2-3х взрослых мужиков, которые в прямом эфире разыгрывают придурков из себя и из своих слушателей. Они постоянно выдавливают из себя смех, чтобы слушатель не усомнился в том, что они там "отрываются по полной".

Современная эстетика России это бесконечный камеди-клаб, в котором не заканчивается ни жратва, ни девочки, ни клоуны.

Но если человек полностью исчерпывается инстинктами голода, секса и доминирования, то он, конечно, не способен на подвиг. Он не имеет НЕ материальных ценностей, поэтому он приемлет любые декорации (идеологию), которая не мешает ему удовлетворять инстинкты. Но ведь Родина, нация и т.д. это именно не материальные, а культурные ценности. А раз нашему представителю инстинктов это по барабану он уже их "предал в сердце своем"

Вот три иллюстрации современной российской эстетики
1. Предложение "отпустить" себя т.е. снять ограничения культуры на дикость
2. Демонстрация того, что будет весело
3. Результат снятия запретов на дикость



Буржуазная эстетика это эстетика успеха, достающегося победителю. При этом моральный облик победителя не играет значение. Главное - цельность героя относительно себя. Такой вод self made. Тут нет понятия справедливости, есть понятие силы: "Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать". Смакуется не труд и не беспредел, а "сравнительно (по обстоятельствам) честное" отъятие нужных герою артефактов у прочей человеческой биомассы по своим правилам. При этом свои правила не нарушаются, поэтому западный герой не беспредельщик. Он держит себя в рамках, которые для себя установил и не меняет их. Т.е. положительный буржуазный герой обладает событийно устойчивым крайним эгоизмом.

Рассматриваем путь от успеха до садизма
1. Успех по правилам
2. Успех без правил
3. Успех по антиправилам



Каков же вывод?
Вывод в том, что современная российская эстетика является неустойчивым и рыхлым образованием, чем и объясняются регулярные крахи государственно поддерживаемых кино и телепроектов. Эта эстетика создается художниками, которые считают себя до мозга костей "просвященными западниками", но на деле так и не снявшие "в салуне" кирзовые споги. Эти сапоги продолжают давить им на мозг, мешая сеять разумное доброе и вечное.
Эта эстетика неизбежно будет заменена либо эстетикой труда, либо эстетикой успеха, либо еще какой другой, например японской эстетике ВЕРНОСТИ.
Печень то - не резиновая!

Заглавной картинкой вынесена работа Алексея Липатова  KIEV dieselpunk hovercraft как доказательство того, что современные художники вполне в силах схватить и отразить эпоху СССР.

Некоторые картинки я позаимствовал тут: Zina-korzina и статья Опасное обаяние мифа, посвященная советской эстетике  
Previous post Next post
Up