sp6

///

May 16, 2013 02:11

«Как качественно угробить длинные выходные» или «Это, бля, горы!».
Отчет с хроникальными съемками. Часть 1.

В то время, как все нормальные люди маринуют мясо и трамбуют в морозилки водку, ушибленные на голову персонажи лихорадочно сверяют списки снаряги, докупают тушенку и затемно штурмуют поезда.

С билетами чуть не случилось опаньки: оказывается, что просто так купить билет через интернеты нельзя - один хрен надо ехать на вокзал и распечатывать их в терминале. 21-й век на дворе, и РЖД - впереди планеты всей (…мать, мать, мать…).

Рано утром 27 апреля мы с Партайгеноссе Юлькой затолкались в паровоз Москва-Нальчик, напугали соседей по купе и отчалили в горы.

Юлькин рюкзак мы с горем пополам запихнули на полку, а вот мой туда уже не влез. Ладно, кинул рюкзак поперек прохода и уполз к себе на верхнюю полку спать.

Вообще, наши поезда - та еще песня. В засранной по самую макушку Индии такого шоу не встретишь, даже несмотря на круглосуточную жару, антисанитарию и толпы [censored] индусиков.

Вентиляции в вагонах нет. Ни вытяжной, ни приточной. Не, формально-то она имеется, но по факту вентиляции нет. Кондиционеры в купе тоже формально есть, но они на моей памяти еще ни разу не работали так, как надо. В общем, «п-понять и п-простить», в полном смысле. Жара, духота, неоткрывающиеся окна, запах носков и курятины-гриль.

В Кропоткине нас подобрали автобусы организаторов и мы поехали в Архыз. Сам Архыз - небольшая деревенька, претендующая на гордое звание маленького города. В Архызе мы выгрузились из автобусов, покидали багаж в пару грузовиков и пешим порядком двинули в сторону лагеря. 12 километров по холодку в гору, благостно.

На ходу познакомились с остальными членами отделения. Сборная оказалась знатная, как по территориальной принадлежности, так и по уровню подготовки. Краснодар, Ульяновск и представляемый нами Воронеж. От второго разряда до новичков. Абсолютно несхоженный коллектив…

Вид из палатки:

При организации продсклада народ чесал в затылке - закупка не была централизованной, каждый закупал на себя еду так, чтобы гарантированно не голодать. В результате запасов было чуть больше, чем мы физически могли сожрать. Ну, много - не мало.

Вторым сюрпризом было наличие рядом с лагерем леса. Опираясь на опыт выходов в Безенги, газа мы тоже закупили с запасом. А тут - дрова. Много. И, главное - абсолютно бесплатные! В общем, мой газ не распаковали за все время сборов. Так и увез назад…

Потом пришел инструктор и запретил всем спать днем. Ближе к вечеру пришел он же и представился по всей форме. Инструктора звали Макс, на сборы он приехал бухать. Когда ему предложили в качестве культурной программы поводить шайку идиотов группу «значков» по учебно-боевой программе, он заколебался. Алчность в конечном итоге победила Бахуса, и мы обзавелись личным инструктором.

С перспективой получить третий разряд нас обломали сразу. Во-первых, не было льда. Во-вторых - не хватало времени пролезть все то, что надо бы пролезть на разряд.

Во время учебных выходов багаж знаний, кроме всего прочего, обогатился тремя прибауткам:

1. «Чем выше горы, тем ниже Приоры»
2. «Зачем кавказцам такие большие носы? А чтобы зарубаться!»
3. «Маршрут для сильных духом (и слабых умом)».

В первую же ночь я неожиданно выяснил, что мой спальник, прослуживший мне верой и правдой лет восемь, на самом деле является не спальником, а «макетом массо-габаритным спальника»: он выглядит, как спальник, весит, как спальник, места занимает, как спальник, но только не греет нихрена. Спал в термобелье, термоносках, двух куртках и шапке.

Раз в день в лагерь приезжал местный бабай на уазике-таблетке, привозил на продажу хлеб, лимонад, пиво и паленую водку. Пиво с лимонадом народ забирал ящиками. Хлеб раскупал весь. Ну а водки и своей хватало, не первый раз замужем-то… =)

Первый выход проходил по разряду наполеоновских планов «сходить 1Б, потом довыпуститься на 2А по результатам». Свернули палатки, погрузили на себя базовый комплект бивака и ночью лунной двинули в «Болгарский угол» - горный цирк на замерзшем озере.

Поскольку я - большой и тяжелый, то акклиматизация у меня наступает чуть позже, чем у маленьких и легких. В результате на подходе к перевалу я чуть не сдох нахрен.

Впервые ставил палатку на снег. Забавное занятие, пока ветра нет. Когда поднимается ветер, палатку сносит вместе с колами.

Разбили лагерь, попили чаю, сгрузили лишнюю снарягу и отправились на первую вершину - Кель-Баши по маршруту 1Б. Это - подняться на перевал Караджаш, облачиться в систему, размотать веревки и лезть вверх по гребню, утопая в снегу.

Вид с вершины:

Поднялись без жертв. Спустились - тоже. Связки отработали уже куда лучше, чем на учебных выходах… Подошли к лагерю, собрали разлетевшиеся палатки и колышки от них. Пришел Макс и обрадовал: для «двойки» он готов выпустить далеко не всех. А точнее - пятеро по его мнению готовы идти, а двое - нет. Предложил два варианта: или мы ночуем здесь, на следующий день пятеро идут на 2А, а двое - ждут в лагере. Или сворачиваем лагерь, спускаемся вниз и там устраиваем разбор.

Устроили экспресс-голосование. Трое (вместе со мной) были за первый вариант, трое - за второй, один - воздержался.

Этика победила логику и мы все ушли вниз. Внизу были вечером - ни постираться, ни посушиться, ни помыться толком. Я был очень зол.

С утра получилось постираться и остыть. Все водные процедуры производились посредством погружения в протекающий рядом горный ручей. Ручей был колоритен, со специально оборудованным над одним из порогов джакузи. Если бы не температура воды в районе +6-8 градусов…

По результатам разбора было принято соломоново решение - сходить «двоечку» попроще, чтобы подтянуть отстающих.

Выход второй - Пештера, 2А. Подход - те же, там же, через тот же «Болгарский угол».

На гребне уперлись в хвост толпе нижегородских «бройлеров». Бройлеры - это такие специально-обученные альпинисты из какого-нибудь альпклуба. Чаще всего - с собственным инструктором. Схоженные, подготовленные, четкие.

Но, мать их, как же меееееедленно они работали! На определенном этапе было принято решение бройлеров обойти. Прихожу я на точку, там сидят Макс и Женька. Макс говорит: «Отдышался? Щас перестегиваешься в веревку, вот тут по скалам спускаешься вниз до кармана, там по снежку проходишь до подъема и лезешь вверх на три такта, ок?». Ну, я-то за любой кипешь, кроме голодовки и воздержания. Забираю веревку и ползу.

Вниз спустился нормально. И по карману прошел нормально. А вот с подъемом на три такта вышла засада. Я отстегиваю кайло, втыкаю в снег, делаю шаг. Ледоруб уходит в снег вместе с руками.

На втором шаге я проваливаюсь в снег по самые… эээ… в общем, по самые карабины. На третьем - уже по грудь. Попробовал ближе к скалам - та же фигня, только сверху еще и капает за шиворот талой водой. Ладно, вылез по скальным островкам опять на гребень, завязал базу, ору: «Перила готовы!». Сижу, в базу встегнутый. Дождался инструктора. А сам смотрю - гребень в этом месте широкий, падать некуда. Отстегнулся, присел на камень.

Дальше наблюдаю картину «Народ заработался». Приходит первый, встегивается в базу. Орет «Перила свободны!». Приходит второй - та же картина. В конечном итоге, приходят все, и висят на базе такой массивной гроздью, насколько концы позволяют. Начинают делить снарягу, не отстегиваясь от базы.

Диалог:

- Жека, дай закладки.
- Бери.
- Не могу, я в базу встегнута!
- Ну так отстегнись и возьми.
- Как это - отстегнись?!

И человек зависает.

Вид с вершины:

На вершине попили чай, сняли записку.

Сеанс связи. Главное - рацию поднять повыше. Перепад высоты в полтора километра - фигня, полметра решают:

Спуск по снежному склону с трекинговыми палками - занятие на любителя. Лично для себя я в этом смысла не увидел вообще. Палки в рыхлый снег проваливаются вместе с кольцами, не держат. Самозадержание палками при срыве - вообще поебень Рахманинова. Поэтому - только ледоруб.

Спустились в лагерь почти без жертв (ну, если не считать срыв одного сопартийца на границе снега и рододендронов).

Вообще, в палаточном лагере жить хорошо, пока дождя нет. В дождь жить можно до тех пор, пока не промокла палатка. Как только палатка промокла, наступает жопа. Полная. Бо не только просушиться, но и просто согреться тупо негде.