Деревянные боги Пермского края

Oct 19, 2023 02:59

В начале XVIII века Русская православная церковь запретила объёмные изображения святых. Постановление Святейшего Синода от 21 мая 1722 года запрещало «иметь в церквах иконы резные, или истесанные, издолбленные, изваянные». Но искоренить традицию вырезать «богов» из дерева не удалось. Уральские священники предпочитали мириться с присутствием в храме скульптур. К тому же сами лица скульптур говорят о глубоком «внутреннем» понимании безвестными художниками идей христианства.





Черты лиц на скульптурах, очевидно, в зависимости от национальной принадлежности самого художника, чаще всего соответствуют коми-пермяцкому или башкирскому типу.





Самая большая коллекция деревянных скульптур общим количеством 501 единиц хранится в Перми, в Художественной галерее, которая в свою очередь, располагается в здании летнего Спасо-Преображенского собора XIX века постройки.



Дорогу к Храму-вместилищу деревянных Богов я прокладывал по улице Монастырской в прошлом рассказе От медведей до деревянных богов.



Жители Пермского края относились к деревянным изваяниям, как к самым настоящим людям. Верующие приписывали фигурам способность ходить, и поэтому им полагались постоянная смена обуви. Нечто похожее до сих пор наблюдается на греческом острове Корфу, где почитаемый местными жителями, покровитель острова - Святой Спиридон также каждый год изнашивает свои тапочки.



На первом этаже Пермской художественной галереи расположена коллекция русской живописи - одна из крупнейших на Урале, и насчитывающая более 600 работ всемирно известных мастеров: В. Тропинина, К. Брюллова, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. и П. Верещагиных, В. Сурикова, И. Репина, Н. Рериха, В. Васнецова и многих других. Собрание иллюстрирует все этапы развития отечественного искусства: от зарождения светской живописи в начале XVIII века до произведений начала XX века и авангардного искусства, (В. Серова, К. Коровина, Ф. Малявина, Н. Гончаровой, А. Лентулова, Р. Фалька, К. Петрова-Водкина, и др.)



Отдельного упоминания заслуживает выставка древнерусской живописи, экспонирующаяся в совершенно уникальном месте, - в алтарной части собора, которая отделена от остального музейного пространства грандиозным 4-ярусным иконостасом. Кстати, в музейном фонде икон насчитывается 771 единица хранения.



В центре экспозиции - одна из жемчужин коллекции, икона 1580 года «Богоматерь Владимирская с лицевым сказанием о чудесах», созданная московским иконописцем Истомой Савиным по заказу владельца прикамских земель Никиты Григорьевича Строганова.



Что любопытно, подлинный иконостас Спасо-Преображенского собора находится на своём месте с момента освещения собора в 1818 году, и по сегодняшний день прекрасно сохранился.







Иконостас является любопытной деталью, дополняющей осмотр экспозиции музея.



Но далеко не со всех ракурсов иконостас доступен для рассмотрения.









Интереснее всего его разглядывать с уровня третьего этажа.





Там находится экспозиция деревянной скульптуры, которая от общего собрания Пермской галереи составляет лишь порядка 1% коллекции.



А я тем временем поднимаюсь на второй этаж, на котором выставляется европейская живопись и скульптура.









Кроме этого, на этом этаже нашла пристанище временная выставка, приуроченная к 300-летию Перми, - «Узоры декоративно-прикладного ювелирного творчества России».







Итак, оба этажа Пермской Галереи осмотрены… И единственный путь… только наверх!



На третий этаж, под купол Спасо-Преображенского собора ведёт узкая лестница.



Практически, лестница в Небо, а правильнее сказать, к Пермским Богам.



По количеству экспонатов на единицу площади третий этаж Пермской художественной галереи самый густонаселенный.



Коллекция деревянных скульптур Пермского края включает в себя 501 единицу хранения.



Вместить их на такую небольшую единицу площади практически невозможно, и поэтому стоят скульптуры, можно сказать, плечом к плечу.



Наиболее распространённый образ Христа в пермской скульптуре - «Христос в темнице». В русской иконографии данный сюжет появился в XVII веке и, как считается, был заимствован из католической живописи. Он изображает Христа в последние часы до восхождения на Голгофу.





Образы Иисуса выполненные настолько реалистично, что в какой-то момент кажется что перед тобой живой человек.





Чаще всего вырезали распятия и Иисуса, который ожидает казни в темнице. Его изображали сидящим, с палкой в руке и терновым венцом на голове.



Пермские резчики были мастерами разного уровня: в коллекцию Серебренникова попали и примитивные фигуры, и истинные произведения искусства.



Еще раз подчеркиваю, что все экспонаты коллекции сделаны из дерева разных пород.



В основном это сосна: она мягче, проще в обработке и наиболее долговечна в хранении. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель. Дерево тщательно готовили к работе. Сначала его сушили, чтобы готовая скульптура не деформировалась. Чаще всего резчики удаляли сердцевину бревна: полое изваяние почти не трескалось со временем.



Резные иконостасы с барельефными фигурами и скульптурные группы создавали послушники пермских монастырей.



Большинство произведений выполнены неизвестными мастерами. Исключение составляют работы Н. М. Кирьянова (конец XIX века, деревня Габово) и Д. Т. Домнина (вторая половина XVIII века, село Нижнечусовские Городки).



Сохранилась достоверная информация о скульпторе из пермской Лысьвы - крепостном Дмитрии Домнине. В середине XVIII века его вместе с другими крепостными из соседнего села отправили в Лысьву строить заводские цеха и здание управления. В свободное время Домнин вырезал фигуры православных святых и жертвовал их в местную церковь.



Одно из произведений Дмитрия Домнина - монументальная скульптура «Саваоф» - хранится в собрании Пермской художественной галереи.



Домнин изобразил Бога Отца - Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене. В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.



Кроме Иисуса и Саваофа в Пермской крае, как мы уже знаем по соборной площади, особенно почитаемым святым является Николай Чудотворец которого в местном разговоре часто именуют Никола Можайский.

В экспозиции третьего этажа представлено несколько скульптурных изображения этого святого.



Первый - это «канонический» Никола Можайский из деревни Зеленята. У этого изваяния есть персональная страничка в Википедии, где самым подробным образом расписана история его обретения и научного исследования.



По преданию, записанному Н. Н. Серебрянниковым, скульптура происходит из Пыскорского монастыря. Когда монастырь в 1781 году переехал в Пермь, она попала в деревню Зеленята. По местной легенде скульптура оживала и ходила ночами по окрестностям, снашивая обувь, которую приносили ей верующие. До революции 1917 года в деревню на празднование памяти святого Николая собиралось до 10 тыс. человек - русских, коми-пермяков, удмуртов.



Скульптура тщательно проработана, облачение (фелонь, стихарь, епитрахиль, палица, омофор) выполнено в рельефе послойно. Для создания фигуры Святого использована берёза, внутри полая.

Вторая по счету ростовая статуя Николы Можайского более непропорциональна, нежели та, которая из Пыскорского монастыря, и поэтому запоминается нисколько не меньше.


Для того, чтобы осмотреть все демонстрируемые деревянные скульптуры, необходимо обойти пространство третьего этажа Галереи несколько раз по кругу.



Мне понадобилось сделать три прохода, и тем не менее, без специального уточнения, я бы, возможно не обратил внимание на золоченый поднос с изображением головы Иоанна Предтечи, покровителя патологоанатомов и журналистов криминальной хроники.



Качество исполнения данного произведения просто невероятное - детально вырезан каждый волосок, а если приглядеться под определённым углом, можно увидеть слезу, которая застыла на реснице.



Коллекция Пермской деревянной скульптуры является предметом гордости города и предметом вожделения многих музеев в разных странах мира. В 2010 году выставка побывала в Лионе. Гид рассказывал, что Лувр выражал желание приобрести коллекцию, но документальных подтверждений данному заявления я не нашел.



В конце 2023 - начале 2024 года часть экспозиции Пермской художественной Галереи перед переездом в новое здание, отправилась в поездку в Третьяковскую галерею на Крымский Вал.





Кроме этого, 74 экспоната из коллекции Пермской Галереи с февраля по май 2023 года гостили в Нижнем Новгороде, в здании Манежа под названием «Пермские Боги».







Часть коллекции уже участвовала в выставочных проектах в Москве, Санкт-Петербурге, Лионе, Владивостоке, Омске, Хабаровске, но выставочный проект в Нижнем Новгороде стал самом крупной выездной выставкой в истории Пермской галереи.



В мае 2023 года аналогичная выставка «Спасённые боги», на которой представлено свыше 80 предметов деревянной резной пластики XVIII - начала XX века из церквей Пермского края, открылась в Екатеринбурге.



Итак, в октябре 2023 года экспозиция Пермской художественной галереи закончила своё пребывание в стенах Спасо-Преображенского собора.



Храм возвращается во владение РПЦ. Так что данный рассказ можно воспринимать как фиксацию уже несуществующих экспозиций, в том числе Пермских деревянных богов в здании Кафедрального собора города Перми.


Россия, путешествия, Пермский край, Пермские боги, юбилей, Кама, Пермь

Previous post Next post
Up