Сегодня, в день суровых мужиков, мы поговорим с Антоном Шибановым, бывшим ведущим программы «Мужской клуб» на телеканале "Рифей-Пермь". Предлагаем вам узнать о том, как попадают на радио, чего не хватает местному журфаку и с кем состязаются пермские телевизионщики.
- Насколько мне известно, у тебя непрофильное образование. Тяжело ли учиться сразу на практике? Сложно ли было конкурировать с теми, у кого профессиональное образование?
- Нет, непрофильное. Метод погружения - один из самых эффективных методов. Когда я пришел в сферу журналистики, людей со специальным образованием там не было, потому что сам журналистский факультет, отделение на филфаке появилось сравнительно недавно. И до сих пор бытует мнение, что проще взять и обучить человека с улицы, чем выпускника журфака. Я, может быть, сейчас обижу кого-нибудь своими словами, но это мое личное мнение. Там преподают люди той советской старой закалки, которые очень мало владеют современными технологиями: оборудованием, нелинейным монтажом, в конце концов, звуковыми программами. Очень мало я знаю людей, которые после журфака пришли и сказали, какое ему классное дали образование в пермском госуниверситете. Надо мои слова воспринимать как руководство к действию для администраторов из ПГУ.
- Как ты стал журналистом?
- Была такая программа на радио «Максимум» - «Золотой час» с Алёной Татаренко. Однажды я дозвонился в эту программу, и она меня спрашивает: «Молодой человек, а вы не пробовали себя на радио?». Я говорю: «Нет, не пробовал». Она: «Попробуйте, на мой взгляд, у вас хорошие данные, есть голос, не всё потеряно с дикцией, может, это то, что вам надо». Так я стал пробовать, на одну станцию, на другую, на третью, на пятую, на десятую.
Помню, это был 99 год, я стажировался на «Максимум». Изначально я хотел стать ди-джеем на радио, это было тогда очень интересно и здорово. Как-то так кривая меня вывела в новостники. И как-то я с этим свыкся, заболел этим.
- А что больше всего привлекло в журналистской работе?
- Это будет очень банально звучать: желание сделать мир лучше. С годами юношеский максимализм немножко отступает, но, тем не менее, я вижу, что по итогам моих сюжетов, передач, что-то меняется в городе, что-то действительно происходит, и это классно.
- Какой у тебя сейчас девиз в работе?
- Делать свою работу так, чтобы тебе доверяли и зрители, слушатели, и в то же время люди, у которых я беру интервью. Поскольку последние не всегда будут в моем сюжете в положительном свете, так не бывает. В любом сюжете есть, как говорила одна моя коллега, принцесса, дракон, прекрасный принц, то есть сказка.
- А почему ты остановил свой выбор на телевидении?
- А ты знаешь, однажды поймал себя на мысли, что я вырос из радио.
В 2002-2008 году я работал на радио «Альфа». Музыкальная станция дает очень узкий формат, узкое поле деятельности для работы новостийщика. На тот момент у нас была очень сильная команда людей, которые работали именно по новостям. Было 3 корреспондента, поверь, на сегодняшний день это очень много, для современной радиостанции. Сейчас новостийщики на радио либо урезаны в бюджете значительно, то есть штат не могут себе позволить, либо ещё что-то. Смысл в том, что все работают по принципу копипасты: есть программы специальные, которые мониторят ленту новостей или сам новостийщик тыкается по сайтам. Кто это? Говорящая голова получается, а работы журналиста там нет.
На «Альфе» мы старались, если не получается съездить, позвонить по телефону человеку, взять его суждение, оценку. А потом пришло понимание, что хочется чего-то большего, на телевидении уже работаешь и с картинкой, и со звуком.
- Что отличает работу на телевидении, ведь приходится всегда быть в хорошей форме, держать лицо, насколько это тяжелее?
- Ответственность в разы больше, потому что ведь всегда есть обратная сторона медали. У плохих чиновников есть своя правда, у жителей, который страдают - своя правда. А, допустим, у подрядчика, который посередине оказался, у него - третья правда. Мы, журналисты, говорим факты, стараемся говорить только факты. Это, конечно, аксиома, заповедь. Если есть перекос, это уже не профессионал.
- Что нужно для работы на телевидении? Телевизионщик должен обладать какими-то уникальными качествами?
- Во-первых, в попе должно быть шило. Это не только у телевизионщиков, журналист - это в принципе человек недовольный жизнью, он всегда должен быть чем-то недоволен. Если ты будешь всем доволен, то тебе не о чем будет писать. Если тебе всё равно, то тебе тоже нечего делать. А телевизионщик… Мне сегодня в кадр садиться, я конечно вообще не люблю бриться, но поскоблил себя с утра. Я надеюсь, что я не склонен к полноте. Ту жизнь, которую я веду, позволяет без каких-то качкозалов держать себя в форме.
- Делаешь ли ты какие-то специальные процедуры, чтобы хорошо смотреться в кадре? Может какие-то секреты есть? Может, воду не пить перед сном?
- Не пить - это вообще хорошо.
- Вас там всех гримируют?
- Естественно, но это связано не с тем, чтобы быть красивее или как-то классно смотреться. Просто телевизионный свет имеет свои особенности, и камеры настраиваются отдельно. Мы можем поставить 2 камеры разных, записать с тобой интервью, в итоге с одной камеры ты будешь зеленая, с другой - синенькая, это называется баланс белого. Если сейчас студия синяя, ты ещё в синем, то у тебя лицо будет синее. А гримируют только для того, чтобы замазать какие-то блики, неровности кожи. Никогда в жизни не красил губы в кадре, хотя есть пермские ведущие, прямо в кадре видно, что губки-то розовые. Я надеюсь всё-таки, что это не он сам, а гримеры ему сделали, я верю в этого парня.
- Почему ты ушёл с «Рифея»? Сколько там проработал?
- На «Рифее» я работал с 14 марта 2009 года, то есть четыре с небольшим года. А ушел…
Во-первых, мне было очень больно оттуда уходить, это правда. Мне снились кошмары по ночам. Но я склонен верить в то, что просто закончилась одна страничка моей жизни и началась другая. Я очень надеюсь на то, что те люди, с которыми я познакомился за время работы на «Рифее», моими друзьями останутся и никуда от меня, от моей дружбы вне работы не денутся.
- Как изменилась твоя работа? Ты работаешь на «УралИнформ-ТВ»? Как твоя новая должность звучит? Передачи там уже какие-то есть?
- Моя новая должность звучит - выпускающий редактор, ведущий, корреспондент. Какие-то дни я сижу в кадре. Выпускающий редактор это тот, кто отвечает за происходящее в новостях в течение всего дня: все косяки, наполнение, подача материала это всё моя задача. Плох тот журналист, который теряет форму и ничего не пишет сам.
Сегодня будет, официально второй день в этой телекомпании, поэтому передач своих нет. Пока еще передача «Час пик» не стала своей, но я прикладываю к этому усилия.
- На «Рифее» ты вел передачу «Мужской клуб», насколько экшн соотносится с твоими личными увлечениями?
- Очень соотносится.
Это хороший проект, который нам в свое время предложил Владимир Прохоров. Это его идея, в титрах мы ничего не соврали. Нас было трое чуваков, один из нас увлекался традиционной охотой, любил играть на бильярде. Второй - подводный охотник. Это люди, которые ныряют за рыбой, причем без использования акваланга, запрещено. А я горнолыжник, водный турист. Три таких разных человека собрались, и каждый имеет разные профессиональные навыки. В итоге, у нас получилось сделать такой продукт.
- А как твоя жена относилась к экстремальным вещам, которые приходилось делать?
- Во-первых, моя жена горнолыжница с очень большим стажем. Муж и жена одна сатана. Естественно, приходилось очень много работать по выходным, вечерам, потому что это всё подразумевало работу параллельно работе в новостях. В свободное время делали «Мужской клуб», часто в выходные. Мы либо за тридевять земель, либо еще что-то. Конечно, в этом плане с семьей очень тяжело.
- Как дочка относится к тому, что папа в телевизоре? Смотрит передачи? А сколько ей лет?
- 6 лет. Да, папа в телевизоре, папа на работе. Вопросы, конечно, появляются, как такой большой папа залез в телевизор. Мне сложно объяснить ей принципы передачи изображения на расстоянии. Была пара-тройка программ, куда я ездил и с женой. Одна точно была с дочкой: мы ездили снимать хаски в Верхнюю Курью. Ей, конечно, понравилось, собачки там такие ласковые добрые, ребенка не обидят никогда.
- С кем состязаются телевизионщики в Перми? На кого равняются?
- Бывает по-всякому. На протяжении начала двухтысячных считалось, что очень сильный телевизионный канал это «Четверка» в Екатеринбурге. Там были передовые идеи, команда очень сильная, слаженная. Сейчас по моим данным там несколько позиции ослабли, может, я заблуждаюсь. Не знаю на кого равняться - на федеральные каналы, чем мы хуже? «Россия» делает очень неплохие новости, на мой взгляд, даже лучше, чем «Первый канал». «НТВ»… но то, что было и то, что сейчас не сравнить абсолютно.
- Как ты оцениваешь развитие тележурналистики у нас в Перми?
- Она развивается. Сейчас, последние год-два столкнулись на «Рифее» с кадровым голодом. Да и в других телекомпаниях примерно так же. Люди, которые приходят, себе всё не так представляют, видят какой-то легкий хлеб. Вот ты села в телевизор, языком своим махнула, всё классно. Это не так. Это очень тяжелый труд и очень тяжелый хлеб.
- Каких качеств не хватает молодым людям, которые приходят?
- Они приходят все на должность директора сразу. Очень высокие амбиции, и при этом человек, как правило, из себя ничего не представляет. Любого человека, который приходит на телевидение, надо сломать, сломать те представления, которые у него есть в голове и тихонечко, по кирпичику выстраивать новые. На это нужны, я не совру, годы. Если человек талантлив действительно, если это его, то год-полтора на это понадобится. Естественно, всем надо зарплату сразу минимум 50 тысяч, однозначно, так не бывает.