(no subject)

Feb 08, 2016 22:48


Из воспоминаний Т.А. Кузьминской, свояченицы Л. Толстого

«Мы сидели за изящно убранным чайным столом. Светский улей уже зажужжал; я сожалела, что не было Арсеньевых, когда дверь из передней отворилась, и вошла незнакомая дама в черном кружевном платье. Ее легкая походка легко несла ее довольно полную, но прямую и изящную фигуру.

Меня познакомили с ней. Лев Николаевич еще сидел за столом. Я видела, как он пристально разглядывал ее.

- Кто это? - спросил он, подходя ко мне.

- М-mе Гартунг, дочь поэта Пушкина.

- Да-а, - протянул он, - теперь я понимаю... Ты посмотри, какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые.

Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный стол около нее; разговора их я не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью.
Он сам признавал это.


Когда мы приехали домой, нам было весело. Мы разбирали всех и все, и я шутя сказала ему:
- Ты знаешь, Соня непременно приревновала бы тебя к Гартунг.
- А ты бы Сашу приревновала?
- Непременно.
- Ну, так и Соня, - смеясь ответил он».

Мария Александровна Гартунг - старшая дочь Пушкина, родилась в 1832 году. С 1852 года фрейлина императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.
В 28 лет - в апреле 1860 года вышла замуж за Леонида Николаевича Гартунга (1834 -1877), генерал-майора, управляющего Императорскими конными заводами в Туле и Москве - сына генерала Н.И. Гартунга, свата Пушкина.

В 1877 г. мужа Марии Александровны обвинили в хищении, и он застрелился прямо на суде, оставив записку: «Я … ничего не похитил и врагам моим прощаю».
В 1880 присутствовала вместе с братьями и сестрой на открытии памятника Пушкину в Москве.

До 1910 Мария Александровна была попечительницей городской аудитории-читальни, которая была открыта 2 мая 1900 года в Москве (с 2014 г. -Библиотека-читальня им. А.С. Пушкина на Спартаковской улице).

Скончалась Мария Александровна в Москве в 1919 году от голода.
Нарком Луначарский назначил ей пенсию, но так и не успел оповестить о том дочь Пушкина. От этого пустяка его, скорее всего, отвлекла его Розенель.



Граф Толстой в один клик

Previous post Next post
Up