Jan 11, 2016 00:54
11 апреля 1906.
Разговор зашел о евреях.
Александр Михайлович Кузминский, когда производил сенаторскую ревизию в Одессе, спросил отца еврейского гимназиста-забастовщика, почему не поучает сына? «Я не могу насиловать политические убеждения моего сына», - а сыну 10 лет, ходит в первый класс.
....................
Л.Н.: У них (евреев) задор потому, что не имеют тех прав, как другие. Это привлекает и русских на их сторону. Я против ограничения в школах, против черты оседлости. Весь народ, живущий на земле, имеет право жить там, где хочет. Почему нам можно жить в Ясной Поляне, а другим надо в Мамадыше? Я за уничтожение всех исключительных законов, касающихся евреев. Безобразие эти законы!
А.А. Берс: Они (евреи) полезны.
Л.Н.: Полезны ли, этого я не знаю, а ограничивать права людей нельзя. Лучший из евреев, которых я знал, был Лондон. Есть три разряда евреев: первый - Лондон, евреи, не отступающие от своей религии и верующие, берущие из Талмуда нравственное учение. Второй разряд - атеисты - евреи, которые отстали от еврейства, не пристали к христианству, sans foi ni loi - Варшавер - самый неприятный тип, но он всегда за евреев. Третий - космополиты, для которых все люди равны, как Беркенгейм.
Андрей Львович (сын): Таких ведь нет.
Л.Н. подумал и не мог вспомнить других. Потом назвал жену Наживина.
Л.Н.: Но хоть к этому (космополитизму) надо стремиться евреям, отходящим от Талмуда и не пристающим к христианству. Баскин-Серединский мог бы быть таким.
Андрей Львович (сын): Все люди похожи друг на друга, а евреи имеют свои особенности.
Л.Н.: Нет, это неверно, так как все национальности имеют свои особенности.
Андрей Львович: Все национальности могут обрусеть, а евреи остаются евреями.
Л.Н.: Я думаю, они могут обрусеть - например, этот кузнец на Косой Горе.
Надежда Павловна: Он крещеный мальчиком, он из кантонистов.
Л.Н.: Они такие потому, что они везде чувствуют себя стесненными.
После обеда приехали М.С. Сухотин, И.И. Горбунов и три врача: Никитин, Беркенгейм, Бутурлин. Михаил Сергеевич рассказывал про Думу. Торги. Депутатам-крестьянам избиратели сказали: «Если нам не достанете земли, убьем вас, а если ее дадите евреям скупать, тоже вас убьем».
А кадеты не хотят иначе добиваться крестьянам земли, только если депутаты-крестьяне дадут свободу покупать землю и евреям.
Они, крестьяне, уже отголосовали: 106 - против, 6 - за равенство прав.
Л.Н. после обеда читал нам вслух из «Истории» Соловьева про Аввакума. Прослезился.
Граф Толстой в один клик