Харьков. Общие положения и знаменитый конструктивизм

May 16, 2013 23:23




Я раньше частенько бывал в Харькове, чуть ли каждый год. Только визиты эти продолжались не более часа и ограничивались территорией перрона, - через этот город следовал поезд в Крым. Да и сейчас следует. Но несколько лет назад поезд заменился самолётом и автомобилем, так что даже эти транзитные посещения закончились.
И вот, накануне майских праздников, мы вместе с mariserova решили дополнить мозаику ещё одним кусочком. Сподвигло осознание того, что Харьков, по сути, является чем-то вроде Мекки для любителей советской архитектуры. Ибо он на добрую половину состоит из сурового всамделишного конструктивизма и, кроме того, может похвастаться крепкими образчиками позднесоветского модернизма.

Вдобавок к Харькову мы решили посетить Днепропетровск, но об этом потом.

Итак, Харьков. Краткая справка: второй по численности населения город Украины - 1,7 млн. человек. Транспортный, научный и студенческий центр страны. В период с 1919-го по 1934-ый носил статус столицы УССР, благодаря чему здесь активно строили передовую архитектуру. Наравне с другими городами пострадал во время Великой Отечественной, что не помешало ему сохранить уникальность застройки. Сейчас, судя по всему, находится на пороге нового пути.

Курский вокзал - ночь в поезде - Харків-Пасажирський.

Первое впечатление о городе даёт привокзальная площадь: обширное, наполненное людьми пространство, флангирующееся конструктивисткой громадой Главпочтампта (Укрпошта) и неоклассицистким зданием управления ЮЖД. Стало даже немного завидно - в Москве ни одна привокзальная площадь не может похвастаться такой целостностью и комфортностью (две из них вообще, по сути, заменены отвратительными торговыми центрами).

Собственных фото площади, к сожалению, не нашлось. Поэтому, чтобы было понятно, о чём речь:



Фото: stepbystep-hdr

Транспорт.

В Харькове интересное метро: первая очередь была запущена только в семидесятых, поэтому в нём вы не найдёте большого количества намёков на "ампирность". Зато здесь вы сможете увидеть визуально прохладные станции, отделанные глазурованной плиткой "аля бассеин" с шикарными модернистскими люстрами, напоминающими планетарные системы!







Стоит упомянуть один важный момент - в Харькове очень странная система оплаты проезда. Здесь нету касс. Вообще. Есть только автоматы, принимающие купюры по 1, 2, 5 гривен и монеты по 50 копеек. Если нет мелочи - тут на помощь приходят "тётки-обменники", которые восседают возле турникетов. Но и они не всегда могут помочь. Тогда приходится выходить из метро и покупать какую-нибудь шоколадку или газировку. Вот такой вот двигатель мелкой торговли.

Местные жители (не все) пользуются пополняемой картой, что-то вроде нашей "Тройки".

Проезд стоит 2 гривны - около 8 российских рублей.

Станции метро расположены не так часто, как хотелось бы, поэтому неплохой альтернативой ему является трамвай. За те несколько дней пребывания в Харькове мы его всем сердцем полюбили. Почему? Потому что это настоящий Советский Союз на рельсах! Старые, скрипучие вагончики с пластиковыми сиденьями, милые звоночки, тёти-кондукторы в сарафанчиках и с барсетками, собирающие с пассажиров 1,5 гривны за проезд, - просто прелесть! Ездить обязательно с картой города и схемой маршрутов - станции не объявляют.





Самый лютый трамвай в Харькове!


Ещё по городу разъезжают троллейбусы и маршрутки весёлого зелёного цвета, но услугами этих видов транспорта нам воспользоваться не пришлось.

Пара заметок:

Харьков - не совсем туристический город. Если и туристический, то местами. Участки благоустроенных и приятных территорий постоянно перемежаются забытыми во времени запустелыми пространствами. И такое приходится видеть постоянно! Так что не удивляйтесь, если ровно уложенная плиточка вдруг поменяется на растрескавшийся асфальт, а отреставрированные фасады - на разваливающуюся заброшку. Впрочем, и в этом есть своя романтика. Главное смотреть на всё это под определённым углом.

В центре Харькова интересные внутренние дворы, напоминающие аналогичные в южных городах: всё те же причудливые наслоения балконов на балконе, пристроек, вывесок, вырубленных в разных местах окошек, развешанного белья и других радостей житейской среды. Причём этот винегрет не вызывает отторжения! Скорее наоборот, смотришь на это всё с иронией и умилением.





Хотя остеклённые балконы на фасадах доходных домов всё так же вызывают жгучую ненависть.

Ещё одна особенность Харькова - П-образные в плане дома. И я хочу сказать, что это очень здорово. В чём суть такого плана: пространство между ногами буквы "П", обращённое к улице, образует малую площадь-двор, которая может использоваться как угодно! И это делает городскую среду несколько интимнее: за любым поворотом может оказаться уютный дворик с каким-нибудь летним кафе или же просто пространством, где можно посидеть - отдохнуть. Такого однозначно не хватает в Москве.

В городе куча неожиданных скверов, фонтанчиков, - в общем, гулять очень интересно.

И наконец-то, переходим к архитектуре.

Конструктивизм в Харькове везде. За каждым углом. Он буквально выскакивает на вас, заставляя задирать голову и открывать рот. Покажем вам самые выдающиеся из примеров:

01. Здание АТС. Архитектор: П.И. Фролов, месторасположение: ул. Иванова, 26/9


02. Главпочтампт. Архитектор: А.Г. Мордвинов, год постройки: 1929
Наверху, по идее, должны быть часы. А их нет. Во дела.




03. Дворец культуры железнодорожников. Архитектор: И.О. Дмитриев, годы строительства: 1928 - 1932. Месторасположение: ул. Котлова, 83А




Интерьеры:




04. Украинский заочный политехнический институт. Месторасположение: Пролетарская пл., 16


05. И, объект воистину вселенского масштаба - ГОСПРОМ. Именно так, капсом.
Годы строительства: 1926 - 1928, архитекторы: С.С. Серафимов, С.М. Кравец, М.Д. Фельгер












И ещё несколько зданий, которые по сути не являются советскими, но вызвали у нас недюжий интерес:

06. Госцирк (Держцирк). Архитектор: В.В. Хрусталев, годы строительства: 1905 - 1906. Месторасположение: пл. Красного милиционера, 17. Судя по фасаду, был реконструирован в конце 20-ых - начале 30-ых.




07. Здание шрифтолитейного завода. Архитектор: А. Ржепишевский, год постройки: 1910. Месторасположение: ул. Энгельса, 10. Эдакий рациональный модерн.


08. Здание возле станции метро "Архитектора Бекетова". Это, не поверите, 1999 год! Я был очень удивлён, узнав об этом.


На этом пока что всё. В наших следующих постах - заметки о харьковском советском модернизме!

Все фото авторства mariserova, за что говорим ей огромное спасибо.

Previous post Next post
Up