Эстонский совмод. Певческая эстрада в Таллине.

Dec 01, 2013 22:09



Обложка книги "Архитектура советской Эстонии", 1972

Недавно мы побывали в Таллине и провели небольшой рейд по наиболее знаковым объектам. Из-за короткого светового дня и передвижения на своих двоих дня охватить удалось не так много, как хотелось бы, но всё же.

Начать стоит с общего описания эстонского совмода. Главное его отличие заключается в том, что архитектуре этого периода в Эстонии уделяется огромное значение. Для эстонцев это время было временем расцвета национальной архитектурной школы, которой они очень гордятся, несмотря даже на "Soviet Occupation". Без преувеличения, половина экспозиции таллинского музея архитектуры представляет собой макеты и чертежи объектов 60-80-х годов! А сталинская архитектура здесь, наоборот, считается непонятным недоразумением. И в самом деле, здания соответствующего стиля здесь выглядят очень нелепо. Эстонцы никогда не были богатым народом, поэтому их архитектура отличается аскетичностью и отсутствием декора. А тут в сложившуюся среду в буквальном смысле запихнули напыщенные декорированные коробки. Иногда доходит до абсурда: мы снимали квартиру в районе, состоящем из двух-трёхэтажных деревянных домиков. Ну даже туда умудрились воткнуть один точечный периметральный сталинский дом, уничтожив часть старой застройки. Такие дела.

Удалённость от административного центра Союза позволила этой небольшой советской республике обрести некую либеральность: садоводческие кооперативы, джаз-фестивали, частная архитектура по индивидуальным проектам и всеобщее тяготение к скандинавским архитектурным веяниям, приглаженным в восьмидесятых недурным постмодернизмом. Конечно же, Эстонии не удалось избежать индустриального жилищного строительства, но здесь оно не стало таким всеобъемлющим явлением, как, скажем, в РСФСР (банально не было столько людей). Да и высотность домов редко превышала 12 этажей.

Также эстонцы стали пионерами в области сохранения городской среды, объявив в шестидесятых таллинский Старый город заповедной зоной, закрытой для архитектурного вторжения. Это, кстати, в то время, когда у нас прорубали Новый Арбат.

И ещё одна особенность эстонской архитектуры советского периода - наличие творческих группировок и местных архитектурных звёзд. Прямо как в странах загнивающего капитализма, да.

Начнём нашу серию постов с весьма и весьма значимого объекта.



Источник: "Архитектура советской Эстонии", 1987

Певческая эстрада
Архитекторы: А. Котли, Х. Сепманн, У. Тэлпус, Х. Сэпп, П. Мадалик
Инженеры: Э. Паалманн, Х. Тилл, А. Кроон, К. Талло, А. Соанс, В. Хютси
Консультанты по акустике: Х. Орувеэ, Х. Лаул
Адрес: Narva maantee, 95
Годы строительства: 1958 - 1960

Song Festival Stage, Tallinn
Architects: Alar Kotli, Henno Sepmann, Uno Tolpus
Engineers: Endel Paalman
Acoustics: Helmut Oruvee
Address: Narva maantee, 95
Completed: 1958 - 1960

Для начала, академическое описание:

"Здание представляет собой амфитеатр, перекрытый деревянным парабалоидным акустическим экраном, по бокам которого расположены выполненные из плитняка с одной стороны здание для радио- и телепередач, а с другой - 42-метровая башня, несущая традиционный огонь праздника песни. Находящиеся под амфитеатром помещения используются как выставочные залы."

Восприятие этого главного летнего концертного сооружения страны при реальном рассмотрении разительно отличается от восприятия по фотографиям. Оно невероятно огромное!


Мы множество раз видели это здание на картинках, но такого монструозного масштаба никак не ожидали. Вот, для понимания размера, масштабный человечек.


Эстрада находится в у подножия склона, используемого в роли сцены или дополнительных трибун. Кстати, параболоидная оболочка в действительности создаёт удивительную акустику. Сев на последний ряд, можно отчётливо услышать, что говорят люди внизу.






По мере подъёма на возвышенность и удаления от здания, визуально уменьшается его масштаб и оно совсем не кажется подавляющим окружающее пространство.




Очень большую роль в формировании образа играют флангирующие объёмы: башня с факелом и теле-радиобудка. Без них эстрада казалась бы чрезмерно симметричной и скучной.


Башня. В облицовке активно используется плитняк - характерный материал для Таллина. Из плитняка сооружены стены Старого города, множество исторических зданий. Плитняк для Таллина - это как туф для Еревана, он добавляет в любую архитектуру щепотку национальности.


Фактура.


Обратная сторона здания напоминает сразу дюжину советских сооружений спортивного назначения.




Остекление уже не родное.


Теле-радиобудка. И здесь плитняк.






Это здание стало настолько успешным в пределах (и за пределами) Советского Союза, что вскоре с небольшими изменениями было продублировано в соседней Литве. Но даже этот факт не лишает эту эстраду уникальности.



"Трибуна песен" в парке Вингис, Вильнюс. Иллюстрация: "Архитектура советской Литвы", 1971

1960, Таллин, Эстония

Previous post Next post
Up