Как пионеры попадали в Артек?
Обычно считают, что эти пионеры совершили что-то выдающееся. А что совершили? В ответ начнут мямлить. Я расскажу про собственный опыт, опираясь на здравый смысл и те факты, которые стали мне известны.
Так вот, в Артек попадали по разнарядке. Распределяли путевки в ЦК ВЛКСМ: часть прямым способом, а другую часть рассылали по республикам, краям и областям РСФСР.
Насчет распределения «прямым образом» мне известен такой факт. У нас на предприятии работал авиадиспетчером (записывал на самолеты, организовывал пассажиров) бывший пилот ВВС, одно время летал на Ли-2, прикрепленному к командующему (или что-то в этом роде) ВВС. У командующего была дочка-пионерка. И вот однажды летом этот пилот получил задание отвезти на самолете дочку в Крым и сдать ее в пионерлагерь Артек, что и было исполнено. Как вы думаете, откуда у дочки-пионерки путевка в Артек? Это уже потом она стала большим государственным человеком.
Дальше обкомы ВЛКСМ подобным образом распределяли путевки по своим подчиненным организациям. На все организации путевок не хватало, поэтому давали по очереди. И по начальству, у начальства тоже дети-пионеры есть.
В обычные пионерские лагеря за путевки детям платили немного. Были и бесплатные путевки. Про путевки за полную стоимость мне даже слышать не приходилось. А вот в Артек половина путевок была именно за полную стоимость. И именно такую путевку купили мне родители. Поскольку я не был выдающимся пионером, бесплатная путевка мне, конечно, не светила. Я вообще не знал в своем окружении другого пионера, который попал бы в Артек. А мне она досталась по случаю. Стоила она, особенно по тем временам, недешево, более 200 рублей (кажется 250, точно не знаю) да еще надо было заплатить за билеты туда и обратно. Пару таких путевок предложили летчикам местного управления гражданской авиации (они деньги очень приличные получали), но желающих не нашлось. Мама тогда работала как раз в аэропорту, услышала про путевки, попросила и ей отдали. Было еще одно условие: пионер должен учиться без троек, а по этому условию моя кандидатура подходила.
Документы надо было за одну неделю оформить, тоже не совсем просто, но формальности были соблюдены и была выдана путевка. Путевка имела название «направление».
А сам я в это время находился в Москве, на каникулах у своих бабушек. Каким образом мама связывалась с бабушками мне неизвестно. Телефонов ни у кого не было, даже у соседей, в тех домах, в которых мы тогда все жили (в коммуналках жили). Наверное слали телеграммы. Мне в Москве тоже пришлось какие-то анализы сдать. Что-то купить для обмундирования. И вот на Ярославском вокзале я с вещами присоединился к делегации Иркутской области. В делегации было штук 15 пионеров (не меньше) и сопровождающий(ая) Через несколько часов с Курского вокзала делегация отправилась в Симферополь. Дорогу туда я не запомнил. А в Симферополе нас привезли в какое-то медучреждение, где мы маялись полдня в ожидании пока не проверят наши зубы и возьмут на анализ кровь, мочу и мазок из жопы. Потом нас, по мере сбора всех анализов, грузили в автобусы и отправляли в лагерь (Артек).
Забыл сказать: это был 1962 год, август. Было мне 11 лет. Смена закончилась в середине сентября, дней 40 она была. Артек - круглогодичный лагерь, там даже школы есть, но наша смена считалась летней, поэтому в свой класс я попал в конце сентября и сразу на урок английского языка в 5 классе. На уроке все говорили по-английски (пару десятков слов уже выучили), а я ничего не понимал ;)
Артек существовал с 20-х годов и в 1962 году, в год 40-летия пионерской организации, это был не один лагерь, лагерей было 5. Мы все попали в самый новый тогда лагерь под названием «Прибрежный». Поэтому до моря (пляжа) надо было идти не менее 15 минут. Но должен сказать, что пляжем нас там не баловали, а искупаться удалось всего пару раз. Минуты по две. По возрасту я попал в самый младший отряд, держали нас там очень строго. Ничего нельзя, отлучаться нельзя, все в коллектив. Лагерь строгого режима. Воспоминания остались не очень теплые.
Лагерь был свежепостроен в современном стиле из стекла и бетона. Вот фотография 1961 года, заканчивается строительство корпусов.
При мне, в соседней дружине нашего лагеря, снимали эпизоды кинофильма «Мечте навстречу». Корпуса лагеря играли роль построек близкого будущего.
Похожие корпуса были и в немного более старом лагере, «Морском». Корпуса - на самом берегу. Эти лагеря - летние, зимой там не живут.
И другой лагерь стоял на берегу, еще довоенной постройки, с зимними корпусами. Кажется, назывался «Лазурный».
По приезду туда нас всех переодели в одинаковое. Даже трусы и тапочки. Унисекс.
На этом пока закончу, пост получается слишком большим. Будут вопросы - отвечу во второй части.
Окончание следует.