Третья серия
первая серия тутКраткое содержание 1-й серии:
Поступив в первый класс я с успехом его окончил, а потом уехал в Сибирь, где начал новую жизнь и поступил в тамошнюю школу.
вторая серия тутКраткое содержание 2-й серии:
В процессе обучения в школе № 23 я рос, рос и дорос до выпуска. А потом здание школы снесли вместе с пристройкой.
В качестве эпиграфа к третьей серии приведу фотографию своей новой школы, где она служит фоном для улыбающихся выпускников 9 класса.
После окончания восьмилетки дальнейшая судьба выпускников зависела только от них самих (ну и родителей, конечно, если они этим вопросом интересовались). К тому времени я уже знал, что мне надо дальше учиться прикладным наукам, поскольку гуманитарные со одной стороны не требовали от человека ничего, кроме хорошей памяти, а с другой стороны получаемые знания, как мне тогда представлялось, не давали их обладателям дополнительных возможностей в повседневной жизни. Зато с прагматической точки зрения прикладные науки позволяли что-то починить или даже сделать такое, что не продавалось в магазинах. Например радиопередатчик и разговаривать через него с другими такими же безбашенными любителями на средних волнах. Их называли еще радиохулиганами, хотя практически они никому не мешали. Приводные радиостанции аэропорта, работающие в том же диапазоне, обладали гораздо бОльшей мощностью, чем самодельные передающие приставки и полностью их забивали в эфире на своих частотах, впрочем на эти частоты никто и не покушался. Сам я тогда не дорос еще до радиохулигана да и опасался выходить в эфир, но слушал его регулярно.
Исходя из своего мироощущения я и выбрал себе для дальнейшего обучения школу № 11, которая, являясь одной из лучших школ города, имела в своем составе "математические" классы и название "с политехническим обучением", оставшееся после хрущевских экспериментов со средним образованием и которое оставалось не только названием, но и было подкреплено соответствующими делами. Чтобы поступить туда надо было пройти собеседование и показать свои математические знания на письменном экзамене. Исключение составляли выпускники своих 8-х классов и из восьмилетней школы № 1 того же района, к которым предъявлялись не такие высокие требования.
Было набрано шесть 9-х классов, из них 4 математические, а также химический и ... какой-то еще. Я попал в математический "В". Таким образом, переходя из одной школы в другую я шел классом по алфавиту (А - Б - В), при этом номера школ каждый раз уменьшались примерно в 2 раза: 48 - 23 - 11.
Школа не меняла своего номера с 1920 года, всегда была одной из лучших в городе, а ее директор Иосиф Александрович Дриц, который был директором с 1943 года, был талантливым педагогом и умелым администратором, создал мощный педагогический коллектив, где основные предметы у нас, выпускников, преподавали или заслуженные учителя, или приглашенные преподаватели из ВУЗов. И классным руководителем тоже была заслуженная учительница (история) О.Г.Носова. Ольга Григорьевна как-то сумела привести сумбур по этому предмету в моей голове к какой-то стройной структуре. Школа всегда гордилась своей историей и она изложена довольно подробно
на сайте школы.
Вот ее современные фотографии:
с сайта школы
с панорам Яндекса
Вид школы с другого конца улицы
Внешний вид школы мало изменился за те 40 с лишнем лет, которые прошли после моего выпуска в 1968 году. Если не брать в расчет внешние изменения после реконструкции в начале уже этого столетия, когда школу ненадолго на пару лет закрывали.
Вид на ремонт школы со двора
Два года, которые я проучился в этой, ставшей своей, школе, пролетели очень быстро, особенно если смотреть из себя нынешнего. Это были годы вступления во взрослую жизнь, годы становления.
Школа располагается в самом центре города, у центральной площади (в Иркутске это сквер, обрамляемый широкой дорогой). Я ездил туда на автобусе маршрута № 2 Аэропорт - сквер им.Кирова. Был вариант на трамвае, но тогда три остановки пешком. Просто пешком я в школу не ходил - хотя это был бы час в пути. Сейчас такого маршрута автобуса нет - в начале 70-х пустили троллейбус, маршрут у него немного другой. Учиться начали во вторую смену и с автобусом было более-менее нормально, но когда пошли учиться в первую - утром автобус приходилось штурмовать, иногда вовремя уехать не получалось, отсюда и появились варианты с трамваем. Хотя в вопросах посадки в переполненный автобус я быстро наторел, это мне и в Москве потом пригодилось, точнее в Медведково. Помнится один раз я забрался таки в автобус, но у закрывшейся за мной двери выпало стекло. Озверевший водитель выскочил из кабины и вытащил меня из автобуса. Но я же не нарочно стекло выдавил, а спиной.
Проезд в автобусе (а потом и в троллейбусе) в Иркутске стоил почему-то 6 копеек, а в трамвае - как везде, 3 копейки. Но для школьников существовал льготный месячный билет за 1-50. Чтобы его оформить, надо было составить список - заявку от школы, с печатью, отвезти его и фотографии в автобусный парк, найти и подписать у начальника эту заявку, потом в кассу с деньгами, наклеить фотографии в билеты... Автобусный парк находился на окраине, где неподалеку от него жил наш одноклассник. Спасибо ему, он нас, автобусников, выручал.
В период учебы попал знаменательный юбилейный год 1967 - год 50-летия Советской власти. В этот год в школе и у меня было много событий:
- Придумали какой-то наказ потомкам и со списками лучших (где-то 50% от всех) замуровали в капсуле на 25 лет в актовом зале. Должны были вытащить его в 1992 году, типа 75 лет Советской власти. Лучше год для этого выбрать не смогли. Не знаю, чем это все закончилось.
- Ну там про всякие мероприятия типа трудовой вахты, субботников и ленинского зачета я опускаю. Но, как я не старался увильнуть, меня все-таки приняли в комсомол. Дрогнул я все-таки в последний момент. Не знаю, повлиял ли этот факт на мою дальнейшую судьбу, или нет.
КВН. "Муха-Цокотуха": Приходите, тараканы, я вас чаем напою
- Улица, на которой находится школа, была переименована. Был пtреулок Связи, стал переулок (а может быть уже улица?) Богданова, героя Советского Союза, погибшего на войне, выпускника школы.
- Выдавали паспорта - мы достигли 16 летнего возраста. Это да, было событие. Пришлось полдня просидеть в очереди в паспортном столе, но паспорт все равно не выдали, а послали в Дом культуры на той же далекой от меня окраине, где был автобусный парк, для выдачи в торжественной обстановке. В то время посещение чужого района в моем возрасте представляло реальную опасность, но Бог миловал. Мероприятие было назначено на 6 вечера, если бы я задержался там после 7 - морду бы набили и деньги отобрали, к гадалке не ходи.
- Нас обучали, точнее готовили, к профессии программиста (!). Сначала организовали учебу в Иркутском Университете в части освоения работы на механических калькуляторах. Были такие потомки "феликсов" - счетных машинок, в которых надо было крутить ручку. Было их две разновидности - "Рейнметалл" и "Мерседес", примерно одинаковые и очень похожие электромеханические агрегаты, на которых можно было выполнять арифметические действия над многозначными числами. При работе они страшно грохотали. Буквально через пару лет даже в СССР появились первые электронные калькуляторы и про эти монстры забыли как про ночной кошмар. Когда я пришел в КБ после института эти агрегаты еще стояли кое-где по углам, но ими уже не пользовались. Через пару недель после начала моей работы в отделе появился программируемый калькулятор "Шарп" и по просьбе начальника отдела я перевел инструкцию, сам научился на нем считать и обучал других.
- В начале летних каникул, опять в Университете, нам устроили небольшую практику работы на ЭВМ, тогда это была машина (одноадресная, если это кому-то что-то говорит) "Урал-1". Нам надо было составить программку, что-то посчитать и вывести на печать. Система команд была до нас доведена, программки написаны, но на этом дело застопорилось: в машине пошла череда отказов и сбоев. Инженеры в течение недели пытались ее запустить и на этом наша практика окончилась. В этой машине данные и программы набивались на перфоленту, в качестве которой использовалась зачерненная 35-ти миллиметровая кинопленка. Как я понимаю, это отечественный креатив, в IBM использовали перфоленту из бумаги. В процессе дальнейшего обучения и работы я периодически сталкивался с использованием вычислительной техники, и всякий раз всё обстояло по-новому. Только с появлением персональных компьютеров (появлением у нас в стране и в моей личной практике - в 1985 году) этот процесс обрел черты какой-то понятной последовательности.
- В школе имелся грузовик ГАЗ-51 и автокружок при нем. Сначала все с энтузиазмом в него записались. Но в силу разных обстоятельств желание в нем заниматься быстро прошло. Во первых нам было далеко до 18 лет, когда выдают права. Во вторых желающих заниматься было очень много, в третьих автомобиль постоянно выходил из строя. Но один раз за рулем все же удалось прокатиться. Мне стало понятно, что водить надо учиться и сразу не получается. Энтузиазм иссяк, было много других уроков, и всяких занятий для души и тела, а времени на все не хватало. Хотелось всего и сразу: девчонок, спорта, песен под гитару, радио всякое и в придачу школа, уроки, выпускные экзамены. И помаленьку начинали выпивать, обычно портвейн.
А это я у своего подъезда
Вот так и пролетело время, промчались экзамены (нам подарили шариковые ручки - одновременно и новость и дефицит). Последний звонок и выпускной вечер. Рано утром мы классом вышли на набережную Ангары и я с распрощался со школой и классом. В кармане рядом с аттестатом лежал билет на самолет в Москву. Я возвращался на свою родину, в бывший Бабушкин, к своей бабушке поступать в институт и учиться дальше.
Потом, несколько раз я возвращался в Иркутск на зимние каникулы, встречался с друзьями, ходил на школьные вечера выпускников. С каждым годом наших выпускников становилось на этих вечерах все меньше, настал последний вечер и для меня. Потому что скоро и мои родители уехали из Иркутска, от него остались одни воспоминания.
Вот несколько фотографий Иркутска из 1968 года, моего последнего года пребывания там. Интуристы тогда снимали на цветную пленку и с хорошим качеством.
Аэропорт со стороны самолетов. Сколько раз я прилетал сюда и улетал.
Последний визит - 1974 год
Пересечение ул.К.Маркса с другой главной улицей, ул.Ленина.
Слева выглядывает здание института народного хозяйства, нархоза. Много моих одноклассников поступило туда.
Улица К.Маркса, одна из центральных улиц города.
Налево улица Урицкого (главная торговая улица) и рынок, оттуда я шел в школу, если приезжал на трамвае.
Направо заворачивал автобус № 2, приближаясь к школе. Там за поворотом было агентство Аэрофлота, около него остановка, потом дворами в школу.
Это конец ул.Урицкого, выходящий к ул.К.Маркса
То же место в 2010 году (из панорам Яндекса)