... и запас себе пасли на всю зиму и до весны и лошади кормили ...

Apr 23, 2021 14:42



Записная книга Полоцкого похода 1562/63 года

Лета 7071-го, сенътебря, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорил з братом своим со князем Юрьем Васильевичем, и со князем Володимером Андреевичем, и з своими бояры, как ему, ож даст Бог, самому итти для своего дела и земского на недруга своего короля литовского Жигимонта Августа на зиме, и по которым местом государским людем збиратися и на которой срок.

...

А сроки учинил царь и великий князь по всем местом стати бояром и воеводам, и детем боярским Николин день осенней.

Сентября 22 дня царь и великий князь приказал, а велел царю Семиону и бояром и воеводам князю Ивану Дмитреевичю Белскому с товарыщи по розписи службу сказывати, кому в катором полку быти и в которых городех кому збиратися, да и дворяном и детем боярским, которые на Москве, велел службу сказывати, где которым быти, а по городом велел послати грамоты, чтоб дети боярские по тем местом, где которым велено быти, однолично были и запас пасли на всю зиму и до весны. И того ж дни государева служба царю Семеону и царя и великого князя бояром и воеводам, где которому быти, сказана, а по городом грамоты посланы, чтоб дети боярские были готовы и запас себе пасли на всю зиму и до весны и лошади кормили, а были б по тем местом, где которым велено быти, на Николин день осенней.

Шараф ад-Дин Али Йазди. Зафар-наме. Книга побед амира Темура. Ташкент. 2008

Перевод на русский, выполненный с перевода "Зафар-наме" на староузбекский.

О том, что государь Сахибкиран отправился в Иран с трехлетним снаряжением

В год Барса, в семьсот восемьдесят восьмом году (1386), Сахибкиран-мирозавоеватель из Гурана отправился в Иран. Поступил фирман: «Тавачиям заняться сбором войска в областях!» После этого фирмана тавачии пошли во все края и области, собрали войска и привели к высокому порогу. После того как войска собрались, государь Сахибкиран Сулайманшах-бека, сына Давуд-бека, Аббас-бека и других беков оставил для охраны областей Мавераннахра, дабы они присмотрели за страной. А сам счастливо обратил свой взор в сторону Ирана.

Одолев Джайхун, переход за переходом, сопутствуемый счастьем, достиг крепости Фирузкух. Саййид Камал ад-Дин, правитель Сари, послал сына, Саййид Гияс ад-Дина, с войском служить, к порогу государя. Поскольку государь всегда заботился о подданных, то он переспрашивал об областях и их правителях, узнавал, какие у них хорошие или плохие деяния. Среди этих рассказов кто-то рассказал о плохих деяниях Малик Изз ад-Дина. Сей Малик Изз ад-Дин был правителем Малого Лypa и до этого он остановил и ограбил караван, проходивший по его владениям в Хиджаз. Когда государь Сахибкиран услышал эти слова, его благородная душа решила отомстить за пилигримов-хаджиев. Последовал фирман: «Из каждых десяти человек двум воинам приготовиться в полном вооружении у высокого порога!» Собрав отборных воинов, обоз оставил там, а сам направился в сторону Луристана. Дойдя до тех мест, приказал воинам отобрать имущества у жителей и разрушить Вуруджерд и окрестные селения. Хурхамабад, который был сильной крепостью и вместилищем воров, разрушили. Отобрав вещи у этих воров, их самих сбросили с гор. В это время Ак Темур Бахадур, Умар Аббас и Мухаммад, сын Султан-шаха, заболели, попрощались с этим миром временного пребывания и ушли в вечный мир. В этом походе в Ходжа Али Муаййида Сарбадара в одном из сражений попала стрела и он, некоторое время поболев, тоже, посвятив жизнь государю Сахибкирану, ушел. Государь Сахибкиран, покорив Малый Лур, успокоился относительно тех воров и грабителей. Затем тронулся с того места и подошел к округу Нехавенда, где соединился с обозом, который медленно передвигался за войском.

Хурхамабад (Хорремабад) от Нехавенда - в 130-190 км (в зависимости от дороги). Где именно и когда точно Тимур отделил обоз - не ясно. От Фирузкуха до Вуруджерда (Буруджерда) - от 650 до 700 км. От Рея/Тегерана - в районе 400.

Государь Сахибкиран с пятилетним снаряжением отправляется в поход на Иран

Царь, который сидит на престоле величия, согласно аяту: «И мы послали тебя только ко всем людям» - на престоле посланничества повелевает: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной», как царь, восседающий верхом на поприще: «Я - Пророк, сабля Аллаха», приветствие ему совершенное и моления наивысшие, сказал, что «Рай - у основания тени сабли». Согласно этому хадису следует, что сад счастья и власть подпитывается влагой сабли. Отросток надежды и покоя не даст плод победы без влаги сабли. Рай покоя и безопасности украшается и процветает саблей царей. В этом смысле вершина рая - в сабле справедливых царей. Без сабли невозможно установить величие и счастье. Величия и счастья достигнет тот царь, который не пренебрегает трудом, страданиями и несчастьями. Миродержие и царство достойны того человека, великая воля которого не страшится трудностей войн.

Цель из этих слов в том, что государь Сахибкиран после похода в Дашти Кипчак остановился в стольном граде. Однако его великая воля потребовала, чтобы он обратил свой взор в страну Иран, которая ранее была покорена, но в которой кое-где оставались плохие люди, и что нужно заняться их делами. Некоторые несчастные там подняли головы и опустошили многие земли, и из-за содеянных ими дел у них разыгралась гордыня.

Тавачиям объявили фирман: «Глашатаям объявить во все стороны и концы: явиться в столицу султаната с пятилетним снаряжением!» Пятнадцатого дня месяца раджаба в семьсот девяносто четвертом году, соответствующем году Обезьяны (7.06.1392), государь Сахибкиран в летнее время отправился в сторону Бухары. По прибытии туда в воскресенье, в начале месяца шаабана (23.06.1392), в благородном темпераменте государя обнаружилось изменение, появились признаки болезни. Несмотря на это, оттуда тронулся и остановился в местности Джуйизар, принадлежащей области Бухары. Здесь признаки болезни усилились, и он отправил человека в Самарканд, потребовав привести жен и детей. Высокая калыбель, Сарай Мулк Ханум, Туман ага и Султанбахт бегим ускоренно прибыли из Самарканда с детьми. Был издан фирман: «Царевич Мухаммад Султан, который перешел реку Джайхун и идет авангардом в хиравуле, куда бы ни дошел, пусть там оставит войско и с четырьмя-пятью людьми идет ко мне!»

Удивительное состояние - здоровье! Когда он здоров, весь мир здоров. Когда он вышел из одежды здоровья, попал в объятия болезни. В сущности бытия цель порядка установилась благодаря справедливости и равновесию его сути, теперь этот порядок нарушился. Мудрые врачеватели из тюрков и таджиков под присмотром амира Хаджи Сайф ад-Дина занялись его лечением. Однако его жены и дети, беки и нояны знали, что государь Сахибкиран верует только Господу всевышнему, пророкам и святым, и никому больше не верит. С глубокой верой и преданностью отправили подарки и подношения к священным могилам и местам поклонения. Раздали много добра нищим, неимущим и отшельникам. Нуждающимся раздали лошадей и баранов. Принесли в жертву лучших лошадей. Благодаря их мольбам и молитвам в воскресенье пятнадцатого, ночью предопределения, шаабана (7.07.1392), в ночь, которую называют ночью предопределения, Господь великий предопределил государю Сахибкирану здоровье и продление жизни. Весь народ, услышав об этом, возликовал и вознес благодарения Создателю.

Его благородный темперамент снова возвратился к прежнему прямому состоянию и он издал указ: «Царевичу Мухаммад Султану вести войско!» Двадцать пятого дня, в среду (17.07.1392), он сел на коня и приказал двигаться. Видя его здоровым, у всех глаза засветились. И велик, и мал от его здоровья возрадовались. И слава Аллаху, владыке миров!

...

Счастливый Сахибкиран из пятилетнего похода возвращается в Самарканд

Сахибкиран-мирозавоеватель летом в год Мыши, в понедельник одиннадцатого шавваля семьсот девяносто восьмого года (18.07.1396), со счастьем и удачей направляется из области Хамадана в Самарканд.

...

Итак, государь Сахибкиран отпустил войска, пошел раньше обоза, счастливо пустился в путь, шел быстро, переходя вместо одного три-четыре перехода, пока не достиг местности Варамин, где остановился. Там его догнал царевич Рустам и удостоился чести увидеть благословенное лицо государя. Там он разрешил ему идти, сказав: «Иди в Шираз, будь вместе с царевичем Мухаммад Султаном!»

...

Государь Сахибкиран, собрав семилетнее снаряжение, отправляется в Иран

После возвращения государя Сахибкирана из годичного похода в Хиндустан, не прошла еще усталость похода, как он опять стал готовиться к походу в Иран. Тавачиев направили во все стороны, чтобы они объявили войскам: «Приготовить снаряжения к семилетнему походу!»

...

Сахибкиран - защитник религии возвращается из семилетнего похода

В этом походе Сирия и Рум были покорены, в Египте его именем читали хутбу и чеканили деньги, приняли налог хараджа. В благословенную душу Сахибкирана пришла мысль идти походом в Китай, тамошних неверных обратить в путь ислама, осветить и украсить светом ислама. В начале весны, когда царь царей неба вышел из обители зимы и прибыл в шатер лета, благодаря его шагам, опять мир украсился тюльпанами и базиликами, опять мир стал цветником, и соловьи затянули душераздирающие песни.

Сахибкиран-защитник религии покинул зимовье Карабага и четырнадцатого рамазана восемьсот шестого года - года Обезьяны (26.03.1404) - направился в Самарканд. Установив мост на реке Араке, счастливо переправился и остановился на лугу вблизи Аракса. Это было место, близкое к селению Нигматабад, и на берегу канала Нахри Барлас, построенного Сахибкираном. Царевич Шахрух, отправившийся по приказу в Кизил Ягач, вернулся.

Все в том же "Семилетнем походе".

У Дамаска в 1400-м: Победоносное войско на той остановке побыло десять дней, там коням корма не осталось. Издал фирман: «Юртчиям пойти, найти травянистое место, чтобы мы передвинулись туда!» Юртчии ходили, пришли на луг Гуты, находящийся к востоку от Дамаска, осмотрели его и доложили Сахибкирану. Он приказал: «Войскам переселиться туда!» Лагерь двинулся и направился в сторону Гуты.

Войско идет от Багдада в Азербайджан в 1401-м: Сахибкиран по дороге Шахразура и Калаги направился в Табриз. Обоз он оставил старшим бекам и сказал при этом: «Вы идите медленней, и чтобы никто не отлучался от своего тюмена и кошуна!» А сам благословенным дыханием пошел в авангарде в сопровождении счастливых царевичей Миран-шах Мирзы, Шахрух Мирзы и Халил Султан Мирзы. ... Он стоял там двадцать дней, а за ним группами и частями стал прибывать обоз.

Маневры перед битвой у Анкары с Баязетом в 1402-м: Через шесть стоянок после Сиваса Сахибкиран прибыл в Кайсерию. ... Тамошние злаки были спелыми, поступил приказ: «Войскам запастись кормами!»

Фактически походы длились несколько другой срок. И я не уверен, что тут не присутствует некая "нумерология" - три, пять, семь. Но вот - что есть.

Абд ар-Раззак Самарканди. Место восхода двух счастливых звезд и места слияния двух морей // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том II. Извлечения из персидских сочинений, собранные В. Г. Тизенгаузеном. М.-Л. АН СССР. 1941

События 793 (= 9 XII 1390-28 XI 1391) г. Поход Тимура в Дешт-и-Кипчак.

Собираясь в поход в Дешт-и-Кипчак, Тимур отправил тавачиев собирать войска, взяв с них (с тавачиев) обязательство (мучилка) не обращать внимания ни на кого и по-прежнему и новому числу (сан) выставить войско: из вилайетов и племен (ахшам), конных и пеших, тюрков и таджиков, с провизией и запасами на один год. Было постановлено, чтобы у каждого человека было наготове четыре рода вооружения: лук, 30 стрел, колчан с чехлом для лука и щит, чтобы у каждых 2 человек было по свободной заводной лошади, а у каждых 10 человек по 1 палатке, по 2 заступа, по 1 мотыге, по 1 серпу, по 1 пиле, по 1 топору-секире, по 1 шилу, по 100 иголок, по полмана бичевок амбарного весу, по крепкой шкуре 1 и по здоровому котлу и чтобы они могли предъявить (это) везде, где потребуют на смотр. Кроме того, последовало высочайшее повеление, чтобы, когда выступят из Ташкента, всякий съедал в месяц 1 ман амбарного веса муки и чтобы никто не пек ни хлеба, ни лепешек, ни лапши, а довольствовались бы похлебкой. Когда дело было устроено таким образом, Тимур расположился на зимовье в Ташкенте, а в половине сафара (= 8 I - 5 II 1391), выступив из зимнего юрта, отпустил жен и царевен в Самарканд и взял с собою (только) Чулпан-Мелик-агу.

P.S. Если взять нормы 16 и начала 17 века для России (четь овса на 10 коней на день и 15 пудов груза на воз), то если загрузить одноконную телегу одним овсом для лошадки, которая эту телегу и тащит, и только им - груза хватит на зерновые порции месяца на два (сено, солому и/или траву все равно нужно добыть по пути). Да, можно поиграть во все эти "еще пару пудов накинуть, да дачу раза в два урезать", только еще раз напомню - мы сейчас говорим о фураже для этой самой тележной лошади. Полезного груза там ровно ноль. Такая вот идеальная сферическая обозная подвода в вакууме.

Previous post Next post
Up