Хочу затронуть реально страшную медицинскую тему. Впечатлительным и обитателям мира розовых пони под кат не ходить.
В общем, повод для размышлений таков.
Молодой человек тридцати с лишним лет привезен к нам силами благотворительной организации из соседней страны. Лежит платно, счета оплачивает та же организация.
В январе на родине ему сделали амбулаторную операцию, во время которой случилась даже не ошибка, а самое настоящее раздолбайство. Медсестра перепутала флаконы и набрала в шприц не тот препарат. А доктор его ввел. Все. С тех пор молодой человек живет в больницах разного уровня. В Москву перевезен в надежде, что здесь сумеют справится с тем, с чем не справились там. Кстати, это очень сомнительно. Я такое вижу в первый раз. Гнойные хирурги, судя по выражению их непроницаемых лиц, тоже. Вся передняя брюшная стенка это огромный струп подсыхающей флегмоны, она же спускается на бедро, скрючив и обездвижив ногу. Сепсис. Септическая пневмония с формирующимися абсцессами. Почти не работающая печень. Необходимость в постоянных переливаниях компонентов крови. Боли, требующие наркотиков.
Кстати, не сомневайтесь: там его лечили хорошо. Но ничего не смогли сделать. Сможем ли мы -посмотрим.
Разговор в ординаторской.
-Интересно, автору хотя бы морду набили?
Шеф, взрываясь:
-Вы вообще про корпоративную этику слышали? Вы сами уверены, что не совершите подобной ошибки? Нельзя топить своих. Принцип прост: не можешь спасти пациента -спасай врача.
Вроде резонно. Но почему-то корежит и не дает покоя.
В жизни каждого медика есть такая история-кошмар. Когда перепутали, когда пациент погиб или чуть не погиб или стал инвалидом из-за раздолбайства. В моей жизни она тоже есть. Слава богу, я лично в ней не участвовала, но и роли зрителя вполне хватило. Тоже медсестра перепутала шприцы. Ее сразу уволили, все замяли. Справедливо? Раздолбай наказан, а пациента все равно уже не вернешь.
Но дьявол в нюансах.
1) почему два шприца с лекарствами для разных путей введения оказались рядом?
2) в каком состоянии находилась медсестра, вполне, кстати, опытная, что смогла шприцы перепутать?
Ответ прост и никогда никому не нравится. В лекарствах был бардак, потому что их хранение и порядок использования были плохо организованы: все собиралось на один столик и не подписывалось. Сестры (да и врачи, кстати) работали с огромным перегрузом, дело было в конце тяжелейших суток, во время которых не только прилечь, но и сделать глоток чая не было возможности.
То есть усталость и бардак.
Есть другой случай, менее вопиющий, но такой же трагический: хирург, молодой, кстати, около 50 лет, на вторые сутки работы (день-ночь-день) во время простой операции свалился с инфарктом. И, падая, нанес травму пациентке. Фатальную. Его, естественно, тут же уволили, как только вышел с больничного. И все. Другие хирурги продолжают работать в том же режиме.
Так вот, у меня вопрос, кто виноват в бардаке и перегрузе персонала? Не снимая ответственности с медсестры, скажите честно, все это только ее вина?
Банальная истина: уставший человек совершает ошибки в разы больше, чем не уставший. Концентрация у человека, не спавшего сутки, в разы меньше, чем у спавшего. Если в отделении больных больше, чем положено на медсестру, наступает бардак ибо порядок тоже требует ресурса и времени.
Ну вот, уволили виновницу-виновника и все оставили внутри, никакого сора из избы. Кто-нибудь из организаторов бардака и перегруза получит стимул набрать достаточно персонала, дать возможность работать не с перегрузом, а как положено, банально, навести порядок? Нет, с чего бы. У руководства все хорошо.
Я это к чему. Мало наказать виновного. Надо разобраться, почему ошибка стала возможной, что ей способствовало. И устранить способствующие факторы. То есть, банально согласиться с тем, что перегруз и усталость персонала в разы повышают риск ошибок. И бороться с этим. То есть организовать работу так, чтобы не было ни усталости ни перегруза. Согласитесь, звучит кощунственно. Мнение возмущенной общественности: врач (медсестра) не имеют права на усталость, ибо Гиппократ делает их двужильными. Не делает, увы.
Польза разглашения таких историй, я убеждена, состоит в том, что люди в какой-то момент поймут: перегруженный и усталый медик это опасность для их здоровья и даже жизни. А безопасная медицина это медицина норм, где хоть тресни, но на реанимационную сестру должно приходиться не больше 3х больных, где рабочий день предусматривает отдых, где врач не может оперировать 36 часов подряд. Когда пациенты начнут требовать такой организации от самих организаторов. Потому что больше в их безопасности никто не заинтересован.
Но тем не менее, такие рассказы -кощунство по меркам самого медицинского сообщества. Мы покрываем коллег и развязываем руки организаторам. Лояльность и благородна и деструктивна. И задача не решается.