Юг Италии-2024. 2

Jul 05, 2024 09:11

Рим - Реджа ди Казерта - Бари - Матера - Альберобелло - Лечче - Галлиполи - Санта Мария Ди Леука - Лечче - Отранто - Лечче - Остуни - Монополи - Рим
Начало: 0, 1
4 мая 2024

Класс гостиницы проявляет себя с раннего утра. Так много разных тортиков, что некоторые получились слишком мелко. Даже не пытались все понадкусывать. А те, которые удалось попробовать, - это вообще какой-то невообразимый улет вкуса (примечание: в вине я не разбираюсь, а в тортиках - да).


После завтрака привычно запихиваемся в два отельских шатла и едем в центр города Бари. Нас высаживают на набережной, и первое, что мы видим - театр "Маргарита". Стоящий на воде. Точнее: театр был построен в 1914 году на сваях, т. к. семья Петруццелли (владельцы театра, построенного чуть раньше) заключили с муниципалитетом договор о запрете строительства других театров на муниципальной земле. Вот Маргариту и построили на воде.


Рядом - рыбный рынок, уже почти пустой.


А вот "Маргарита" со стороны суши, замечательный пример стиля модерн. Между прочим, это та самая Маргарита, которая пицца. В 1889 году королева Италии Маргарита Савойская, прибыв в Неаполь, заинтересовалась большими лепешками, которые были столь популярными среди местных жителей, и попросила самого известного мастера Раффаэле Эспозито испечь несколько лепешек с разными начинками для королевского стола. Было приготовлено три варианта: с чесноком и томатами, базиликом и шпиком, но особенно Маргариту поразило третье блюдо, куда входили базилик, томаты и моцарелла. Потому что не только вкусно, но и красиво (итальянский флаг). Так что пиццу назвали в честь королевы.


"М" - это Мюрат. 24 апреля 1813 года Иоахим Мюрат (помните, мы его упоминали в предыдущей части отчета?) заложил первый камень новой части города - за пределами средневековых стен. Получилась «новая деревня», или «деревня Муратти», с ортогональной планировкой улиц. Население города быстро выросло с 18 тыс. жителей в то время до 94 тыс в начале XX века, а вскоре он стал столицей провинции.


Прохожий


Идем гулять по Старому Бари.


На Пьяцца дель Феррарезе недавно раскопали фрагмент древней дороги ("конец дороги", как любят выражаться у нас в Израиле). Это не древняя Траянова дорога, а менее древняя: XVI не то XVII века. Траянову увидим в конце экскурсии.


Следующая площадь - Piazza Mercantile. Palazzo del Sedile или Sedile dei Nobili. Был построен в 1543 году, здесь размещались мэр и городское управление. Разрушался, восстанавливался, превращался в театр, переходил в частное владение, нуждается в реставрации. На фоне палаццо итальянская военщина в красивых одеяниях пытается привлечь желающих в свои ряды.


На призыв откликнулась военщина израильская, и все запечатлелись вместе в знак любви и дружбы. Кстати, о любителях палесов: на вопрос "откуда?" мы всегда отвечали, что из Израиля. У меня язык не поворачивается сказать, что из России или Украины.


Напротив нас - Колонна правосудия (Colonna della Giustizia), она же позорный столб, к которому привязывали должников. Мраморный столб был установлен в 1546 году. И к нему приставлен лев с римской гробницы конца I в. до н.э. - начала I в. н.э. На шее у него надпись на латыни "хранитель справедливости". Приговоренный к позору должен быть сидеть голышом верхом на льве, а его руки сзади были привязаны к колонне. Жуть.
Есть, правда, и другое объяснение (со словами "апотропный знак"), но как-то оно не вполне убедительно.



Испить водицы из артезианской скважины. Народ в куртках, а я в кофточке без рукавов, ха.


La chiesa di Sant'Anna, XI век. Казалось бы, ничего тут интересного, кроме древней даты.


А если присмотреться между кирпичиками... Ольга говорила, что фантастические несуществующие звери характерны для романской архитектуры.


Люблю я макароны! Коллекция кинокадров.


Идем к Базилике Святого Николая. Вот он на арочке (одной из многих на пути), с тремя мешочками на подносе (их тут не очень разглядишь, но мы поговорим о них позднее).


Базилика слева, а впереди статуя, к которой мы направляемся.


Николай Мирликийский, епископ Мир Ликийских (около 270-около 345). Угадайте, кто сваял.


Обращение президента: "...вашу землю и Россию связывают узы многовековой истории..." (трепещите, жители Бари!).


Мы на площади, статуя за спиной. В базилике свадьба, не пробиться.


Святой Николай Мирликийский почитаем как православными, так и католиками. На Востоке он является покровителем путешествующих, заключенных и сирот, на Западе - покровителем практически всех слоев общества, но в основном детей.
Гуляем вокруг.


Библиотека. А знаете ли вы, что Санта-Клаус и Николай Чудотворец - одно и то же лицо? Я не знала! Согласно житию, святой Николай ночью подкинул кошелёк с деньгами в дом некоего бедного горожанина, который, имея трёх дочерей и не имея денег на приданое, задумал продать одну из них в публичный дом, чтобы иметь возможность выдать остальных (детям, разумеется, рассказывали просто про тайный подарок на приданое бедной девушке). На западноевропейской почве возникла легенда, что святой Николай бросил кошелек в каминную трубу, и он упал в чулок, оставленный для просушки перед камином. Первоначально 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от его имени, причём подарки подкладывали ночью в чулки. Однако в период Реформации, когда не одобрялось почитание святых, в Германии и сопредельных странах персонажем, который раздаёт подарки, стал младенец Христос, а день их вручения был перенесён с 6 на 24 декабря, то есть на время рождественских ярмарок. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени святого Николая, однако теперь это происходило уже в конце декабря, на Рождество. Но в некоторых европейских странах ещё остаются в силе более старые традиции. Так, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтаклаас, малыши могут получать подарки от его имени и на 5 декабря, и на Рождество. Ужасно интересно! Чувствую себя как герой Мольера, который всю жизнь говорил прозой и об этом не знал. Тут еще много чего. А три упомянутых выше мешочка восходят к варианту, в котором приданное получили все три дочери бедного горожанина (но есть и другие объяснения).


Порталы. Их несколько. Вот это Львиный портал с тремя львами.


В архивольте - красота (резьба 1099-1106 гг). О том, что за сражения она изображает, читать тут.


Центральный (входной портал), резьба начала XII века. Фронтон увенчан крылатым сфинксом. Портик портала поддерживают колонны, опирающиеся на фигуры быков, в люнете помещён рельеф с солнечной колесницей и триумфатором, символизирующим Иисуса Христа.


Вот тут видны быки (а если кто видит лошадей - ошибается). Привезли их на корабле, вывели на сушу, а они пошли себе и остановились прямо на этом месте. Так жители Бари поняли, что храм надо возводить здесь. О, кажется, выходят жители Бари.


Ура! Совет да любовь.


Ну вот, теперь можно зайти внутрь базилики.


Две вещи бросаются в глаза. Во-первых, потолок XVII века. Барочный, роскошный.


Во-вторых, киворий (ок. 1150 года). В России принято название «алтарная сень». У католиков такой киворий принято называть табернаклем (в редких случаях: кувуклией). О, вспомнила! У нас в ХГГ она таки кувуклия. Капители у колонн очень красивые - но у меня почему-то нет фотки, чтобы крупно. А на этом большом фото есть еще два примечательных объекта - черный саркофаг польской королевы Боны Сфорца и епископский трон (середина XII века), вырубленный из цельного куска мрамора и известный как Cattedra di Elia. Про Бону Сфорца и при чем тут вообще Польша - см. ниже. Но это все не главное. На самом деле базилика была построена (в одиннадцатом веке) специально для хранения мощей Николая Чудотворца. Так что главное тут - крипта, где находится сам саркофаг-реликварий.


Википедия.ру про город Бари пишет так: Туристов немного, за исключением православных (и в первую очередь русских) паломников к мощам Николая Чудотворца, которые в 1087 году были тайно вывезены из Мир Ликийских и с тех пор хранятся в крипте, специально построенной для их размещения. C 1969 года православным предоставляется право служить в крипте базилики. Раз в неделю (по четвергам) в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».


Наличие нижней крипты тоже характерно для романского стиля. Вот она.


В углу стоит колонна, которую принес сам св. Николай для своего строящегося храма (на картине вверху есть изображение этого сюжета, но у меня вышло нечетко). Тут нам рассказали, как прихожане отколупывали от волшебной колонны кусочки, что приводило к разным благоприятным чудесам. За что колонну одели в прозрачный чехол и обнесли решеткой. Раньше можно было истолочь кусочек колонны в порошок и подсыпать в питье любимого. А еще девушка могла во время богослужения обойти колонну трижды - и после этого благополучно выходила замуж. А теперь обе опции, увы, закрыты.


Ну все, пошли дальше. Улочки и дворики





Тут отлично видно, что строилось все в доэлектрическую эру. Направляемся к церкви Святого Марка Венецианского и Святого Антония.


Вот она. Со львом.


Давно было замечено, что итальянцы - чемпионы мира по развешиванию белья. Неповторимый колорит.


Мужской клуб, телефоны оставляют при входе.


Лев, сирены и сарацин (а я думала - сова). У сирен - лютня и сноп.


А это Кафедральный собор Святого Сабина (Cattedrale di San Sabino), образец романской архитектуры, резиденция архиепископа Бари-Битонто. Здание собора было построено в XII-XIII вв. на месте руин императорского византийского собора, разрушенного в 1156 году Вильгельмом I Сицилийским (он же Вильгельм Злой).


Главный вход.


На розетке - мелкие звери.



Castello di Bari, или Castello Normanno-Svevo. Построен в 1131-2 году королём Сицилии Рожером II на развалинах более раннего византийского укрепления. Был разрушен в 1156 году сицилийским королём Вильгельмом I (этот Вильгельм Злой тут все разрушил) и восстановлен в 1233 году императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Это был хороший император, и мы увидим его лошадь.



После всяких перипетий замок перешел к Боне Сфорца, польской королеве. Bona Sforza d'Aragona (1494-1557) - миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская в 1518-1556 годах, вторая супруга короля Сигизмунда I, дочь миланского герцога Джана Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской. Из Польши на родину в Италию ее отправил сын. Сигизмунд Август боролся с честолюбивой и амбициозной матерью. Планам королевы мешал брак, в тайне от неё заключённый сыном с Барбарой Радзивилл. После коронации (в 1550 году) молодая королева внезапно скончалась (в 1551); Бона Сфорца подозревалась в отравлении.
Бона отличалась большой энергией. Она обеспечила город артезианской водой, помогала девушкам. Барийцы её любили (не просто же так она похоронена в Николиной базилике). Считают, что и она умерла от отравления (была отравлена своим же доктором, агентом Габсбургов).


А здесь Ольга рассказывала счастливую историю футболиста, которого известный тренер заметил среди мальчишек, гонявших мяч по рву вокруг замка. Антонио Кассано его зовут, а мама его здесь живет до сих пор.


Типичная для Старого Бари, живописная и атмосферная улочка Arco Basso. Ольга рассказывала, что какой-то епископ (не записала, который) проезжал под аркой в декабре 2021 года и задел ее посохом, что было сочтено дурным знаком. И правда, потом в мире началось черт знает что.


Второе название улицы - Strada delle Orecchiette. Орекьетте (Orecchiette) - вид пасты, типичный для Южной Италии (регион Апулия). Название происходит от итальянского «ушки», что объясняется формой макаронных изделий. История блюда ведет отсчет с XII-XIII веков. Мы их конечно сегодня попробуем. А на этой улице они продаются во всем своем разнообразии, мастерицы делают их прямо на месте.



Проспект Витторио Эммануэле II - улица, отделяющая старый Бари от нового. Посредине - прекрасный конь в пальто. Создан в 1985 году скульптором Марио Чероли по заказу банка Bancа Popolare di Bari, подарившего памятник городу. Монумент воспроизводит коня правителя Апулии Фредерика Гогенштауфена, жившего в XIII веке. Фредерик II был одним из самых влиятельных и талантливых правителей Апулии, поэтому его коню решили уделить столько внимания. По задумке отсутствие всадника не случайно, легенда гласит, что он вернется и установит всеобщий мир и благоденствие.


Ну и обед. Народу местного куча в ресторанчике (значит, место правильное). У нас договорено заранее. В "первое, второе и компот за 20 евро" входит паста (ореккьетте, разумеется), Prosciutto Crudo и Mozzarella Nodino, лимонный сорбе на десерт и вино в количестве 5 бутылок на 11 чел (хватило; завтра будет неограниченно, но за 25). Mozzarella Nodino - это моцарелла в форме завязанных узелков. На всякий случай ссылка, что такое моцарелла, вдруг кому пригодится.


А вот и тот самый театр Петруцелли, из-за которого "Маргариту" построили на воде. Бари, как рассказывает Ольга, вообще город театральный: на 400 тыс человек - 44 театра (ой!)


Завершаем круг, вернулись к "Маргарите".


А вот нет еще! Last but not least: римский мильный столб (который белый). В 109 году через Бариум прошла Траянова дорога, ответвлявшаяся от Аппиевой и пролегавшая через Брундизиум (современный Бриндизи). Поскольку на Брундизиум приходилась львиная доля римского грузопотока на Грецию, Египет и Малую Азию, сокращение торгового пути Рим - Брундизиум имело огромное значение. Вот мильный столб от нее остался.


А завтра мы переезжаем из Бари в Лечче, заезжая по дороге в самые интересные (как мне сейчас кажется) места: Матеру и Альберобелло.
П.С. Возможно, я погорячилась с объявлением Апулии "Европой южной Италии". Вон тут человек что пишет. И я вряд ли что смогу возразить - мы-то были на всем готовеньком, и понятно, что с транспортом горя не знали.
Апдейт к апдейту

путешествия, Италия

Previous post Next post
Up